Возникновение денег связано с развитием форм стоимости:
1) простая или случайная
относительная эквивалентная форма стоимости
А → В
2) полная или развернутая
3) всеобщая
4) Денежная, которая характеризуется тем, что роль всеобщего эквивалента стали выполнять деньги, золото.
Т.о. деньги - это всеобщий эквивалент, способный выразить стоимость всех других товаров.
Сущность денег раскрывается в их функциях:
1. Мера стоимости.
2. Средства обращения.
3. Средства платежа.
4. Средство накопления.
5. Мировые деньги.
Движение денег осуществляется в соответствии с законами денежного обращения, основной из них, закон количества денег, необходимых для обращения:
К - сумма цен товаров, который проданы в кредит;
П - сумма цен товаров, на которые наступил срок оплаты;
В - взаимопогашенные платежи;
О — скорость оборота условной денежной единицы.
Модель Фишера
M*V=P*Q, где:
P - индекс цен;
Q - количество производства;
M - масса денег в обороте;
V- скорость оборота денежной единицы
Тема: РЫНОК
В.1. Сущность, функции, структура и инфраструктура рынка.
B.2. Рыночный механизм и его элементы.
B.3. Конкуренция и монополия.
В.1
Сущность, функции, структура и инфраструктура рынка.
Рынок - это система экономических отношений между субъектами (покупателями и продавцами) по поводу купли-продажи объектов (товаров и услуг).
В качестве субъектов могут выступать физические, юридические лица и государство. В качестве объектов рыночных отношений могут выступать потребительские товары, средства производства, ценные бумаги, информация, научно-технические разработки.
Основные функции рынка:
1. стимулирующая. Предполагает, что рыночный механизм стимулирует
производителей к снижению издержек производства, повышению качества
продукции путем внедрения новой технологии, повышению квалификации
работников и т. д.
2. распределительная. Рыночный механизм наиболее эффективным образом обеспечивает распределение ресурсов и произведенного продукта.
3. регулирующая. Рыночный механизм призван отвечать на основные вопросы экономики: что? для кого? как? сколько?
Существует целый ряд функций, производных от основных (ценообразующая, информационная, интегрирующая и т. д.)
Различают следующие признаки классификации рыночной структуры:
1. по территориальному - международный, национальный, региональный рынки.
2. по объектам рыночных отношений - рынок потребительных товаров,
капитала, фондовый, рабочей силы, валютный, информации.
3. по степени законности рыночных отношений - легальные и
нелегальные рыки.
Для обеспечения нормального функционирования элементов рыночной структуры необходимо развитие инфраструктуры рынка - это система организационных форм (институтов), обеспечивающих эффективное функционирование элементов рыночной структуры (товарные, фондовые биржи, биржи труда, банки, магазины, таможня, налоговая администрация).
В.2. Рыночный механизм и его элементы.
Рыночный механизм в общем виде представляет собой взаимодействие спроса, предложения, цены и конкуренции.
Спрос - это то количество товаров или услуг, которое желает и имеет возможность приобрести потребитель по каждой конкретной цене. То есть спрос - это платежеспособная потребность.
Закон спроса показывает обратную зависимость между величиной спроса и ценой.
02 01 |
Функция спроса: Qд = f (P)
Величина спроса характеризуется точкой на кривой спроса. Изменение величины спроса связано с действием ценовых факторов спроса (изменение цены данного товара) и характеризует движение вдоль кривой спроса без изменения ее положения.
Изменение в спросе происходит в связи с действием неценовых факторов спроса (не связанных с изменением цены данного товара) и характеризуется сдвигом кривой спроса параллельно самой себе.
Предложение - это то количество товаров или услуг, которое желает и имеет возможность предложить производитель по каждой конкретной цене.
Закон предложения показывает прямую зависимость между величиной предложения и ценой.
Функция предложения: Qs = f (P)
Она может быть представлена кривой предложения с положительным наклоном. Действие ценовых и неценовых факторов предложения по аналогии с действием ценовых и неценовых факторов спроса.
Взаимодействие спроса и предложения предполагает основу рыночного механизма ценообразования.
Цена равновесия - это цена, при которой все предложенные для продажи товары будут куплены, то есть величина спроса равна величине предложения.
Если цена на рынке выше равновесной (например, Р1), то величина предложения превышает величину спроса, то есть имеет место излишек, тенденция цены к понижению.
Если цена на рынке ниже равновесной (например, Р2), то величина спроса превышает величину предложения, то есть имеет место дефицит, тенденция цены к повышению.
Таким образом равновесная цена и равновесный объем постоянно изменяются под влиянием рыночной коньюктуры.
Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на один процент.
Если Ед р>1, (по модулю), спрос эластичный.
Если Ед р<1, спрос не эластичный.
Если Едр=1, спрос с единичной эластичностью.
Если Едр=0, совершенно не эластичный спрос.
Если Едр→∞, то спрос совершенно эластичный.
Эластичность предложения - по аналогии эластичности спроса.