Нормальная физиологияизучает «нормальный» организм, или, другими словами, физиологическую норму

Нормальная, патологическая, клиническая физиология: различие понятий

Физиологическая функциякак предметнормальной физиологии

Если какая-либо сфера исследовательской деятельности человека претендует называться отдельной наукой, то она должна иметь собственный оригинальные предмет исследования и методы.

Предметом исследований нормальной физиологии является функция и обеспечивающие эту функцию процессы[Мф22].

Физиологическаяфункция — проявления жизнедеятельности организма и его частей, име­ющие приспособительное значение и направленные на достижение по­лезного результата для организма. [Мф23]

Термин функция – от латинского functio – деятельность.

Понятия «функция» и «физиологический процесс»

Следует различать понятия «функция» и « физиологический процесс ». [Мф24]

Например, функцию образования мочи обеспечивают следующие процессы: клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и канальцевая секреция.

При различении понятий функция и процесс нужно исходить из того, что функцию определяют как отношение части к целому, при котором существование части (элемента) обеспечивает существование целого. Другими словами функция – это то, что делается для какой-то другой системы или организма в целом (очищение почками крови, организма от шлаков путём образования мочи), процессы - это то, как это делается внутри элемента системы (фильтрация, реабсорбция, секреция в почках).

Одну и ту же функцию могут обеспечивать разные процессы. Причем значение и роль этих процессов может меняться. Например, функцию поддержания температуры тела обеспечивают процессы мышечного сокращения, потоотделения, перераспределения кровотока.

Один и тот же процесс может обеспечивать разные функции. Например, процесс мышечного сокращения обеспечивает функцию движения и функцию поддержания температуры тела.

Следует признать, что часто понятия физиологический процесс и функция отождествляются.

Что такое нормальный организм?

Нормальный организм ‑ э то организм, находящийся в оптимальном функциональном состоянии для соответствующих условий жизнедеятельности.

При этом говорят, что показатели функционального состояния органов и систем «нормальны».

Понятие «нормы» достаточно сложно и трактуется по-разному. Мы разберем этот вопрос позднее, но самым нетерпеливым я могу посоветовать обратиться к учебнику.[V.G.25] [Мф26]

Патологическая физиология изучает больной организм. Причём в центре внимания патологической физиологии находятся закономерности возникновения, развития и исхода болезни[Мф27].

«…Одним словом, раз начинается болезнь — тут кончается область ведения нормальной физиологии, начинается физиология больного, патологического организма» В.В.Подвысоцкий [++375+C.7]. Однако следует помнить, что невозможно изучать патологическую физиологию, не освоив на достаточном уровне нормальную физиологию. В курсе нормальной физиологии традиционно включается ряд вопросов, которые бесспорно являются предметом патологической физиологии.

Клиническая физиология – раздел физиологии, изучающий роль и характер изменений физиологических процессов при предпатологических и патологических состояниях организма[Б28]. [Мф29]

Клиническая физиология как учебная дисциплина предназначена для «закрытия бреши», которая образовалась между фундаментальными предметами (нормальной и патологической физиологиями) и клиническими дисциплинами[Мф30].

Целесообразность выделения клинической физиологии при существовании как науки патологической физиологии многими считается нецелесообразным. Вопрос ставится ребром: клиническая физиология - это выдумка или реальность? Отложим[Мф31] наше решение на то время, когда освоим нормальную и патологическую физиологии и на старших курсах перейдём к изучению клинической физиологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: