Типы организационных конфликтов.
Виды конфликтов.
Конфликты в организации.
По природе возникновения различаются:
1) социальные конфликты, т.е. образующиеся в следствии противоречий в системе отношений людей или социальных групп.
Например, возрастные конфликты, национальные.
2) Организационные конфликты, т.е. возникающие в следствии организационного регулирования и регламентирования поведения людей.
Например, по поводу выполнения приказов, норм и нормативов.
3) чувственные конфликты, т.е. основанные на чувствах, интересах, ожиданиях людей (зависть, ревность).
По сфере действия различаются: вертикальные и горизонтальные конфликты. Они возникают на почве разделения власти. Вертикальные – между уровнями иерархии, горизонтальные – в одном уровне.
В зависимости от способа разрешения различаются:
А) антагонистические конфликты, т.е. конфликты до полного поражения одной из сторон.
Б) компромиссные, когда стороны готовы пойти на уступки для достижения согласия.
|
|
1. конфликт целей, когда стороны по разному представляют желаемое состояние организации или когда цели организации расходятся с целями работников.
2. конфликт во взглядах, идеях и мыслях, когда стороны по разному представляют пути достижения целей или способы решения проблем.
3. эмоциональные конфликты, основанные на эмоциональных проявлениях людей.
1. Внутриличностный – когда человек видит недостижимость своих целей, неоправданность ожиданий, несостоятельность ценностей и поведения.
2. межличностный, т.е. между отдельными сотрудниками. Это наиболее распространенные конфликты.
3. внутригрупповой, т.е. между частями группы или между человеком и группой.
4. межгрупповой – между неформальными группами на почве различия интересов, между структурными подразделениями на профессиональной почве.
Кроме перечисленных внутриорганизационных конфликтов возможны конфликты организации с внешней средой (конкуренты). В них обычно участвуют собственники или руководители организации.
Последствия организационных конфликтов.
Негативные последствия:
1) большие эмоциональные и моральные потери, ухудшение морально-психологического климата, снижение работоспособности.
2) Материальные потери из-за снижения производительности труда, качества, из-за простоев, из-за текучести кадров.
3) Снижение сотрудничества между людьми, что затрудняет обмен информацией и принятие решений.
Положительные последствия:
1) Разрядка напряженности между участниками конфликта.
2) Получение новой информации об оппоненте.
3) Сплочение коллектива в борьбе с внешним оппонентом.
4) Стимулирование изменений и развития (конструктивная функция конфликта).
5) Снятие синдрома покорности начальнику.