Основные понятия в теории конфликтов

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

Лекция 14

Конфликт возникает в процессе взаимодействия людей в организации, когда человек или группа сознательно идут на противоречие со всеми остальными. Причиной конфликта можно считать то, что люди по-разному воспринимают происходящие события. Из-за разности восприятия возникает несогласие, что при определенных условиях может перерасти в конфликт.

Оппонент – стороны-участники конфликта.

Оппоненты могут иметь свои интересы, ожидания, претензии, мотивы поведения.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия сторон.

Они могут быть объективными, например, связанные с организационными условиями, либо субъективные, т.е. возникающие в следствие поведения сторон.

Конфликтная ситуация может долгое время никак не проявляться, находиться в скрытом состоянии.

Инцидент – событие или стечение обстоятельств, являющееся непосредственным поводом для конфликта. Инцидент перерастет в конфликт, если участники конфликтного взаимодействия посчитают событие или ситуацию значимыми для себя и нетерпимыми.

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

(причина) (симптом)

Конфликтоген – слово или действие, способное привести к конфликту. Это частный случай инцидента.

Существует закон эскалации конфликтогенов.

Сущность его в том, что на конфликтоген, пущенный в свой адрес, человек старается ответить более сильным конфликтогеном. Тем самым он пытается компенсировать свой моральный проигрыш.

Первый конфликтоген обычно бывает вызван ситуацией, но все остальные всегда преднамеренные.

Виды конфликтогенов:

2) стремление к превосходству.

Может иметь прямые проявления в виде приказа, угрозы, замечания, критики, насмешки.

Также может иметь косвенные проявления, например:

1) снисходительное отношение (даже с оттенком доброжелательства).

2) хвастовство.

3) навязывание советов.

4) категоричность и безопеляционность высказывания.

5) прерывания и поправления речи.

3) проявление агрессии.

Большинство людей агрессивны ситуационно, т.е. их агрессия вызвана либо обстоятельствами (неудача, соперничество), либо внутренним состоянием, например, нездоровьем, обидой и т.д.

Они используют конфликтогены непреднамеренно, но есть люди агрессивные по природе. Они испытывают физическую потребность в проявлении агрессии, они могут провоцировать конфликты, сознательно используя конфликтоген.

Для предотвращения конфликтов рекомендуются следующие способы выхода из агрессивного состояния без нанесения ущерба окружающим:

· Пассивный, например, пожаловаться, поделиться своими проблемами, поплакать.

· Активный – агрессия выпускается через физическую нагрузку.

· Интеллектуальный, когда человек пытается найти причины своей агрессивности и ищет способы ее снижения.

4) проявление эгоизма.

Человек, имеющий завышенную самооценку, эгоцентризм, действует исходя из собственных потребностей, интересов и чувств. Полное равнодушие к интересам и проблемам других людей вызывает отчуждение и даже грубость, что и становится поводом для конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: