Рекомендации преподавателю

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

Освоение содержания по курсу «Психофизиология профессиональной деятельности» предполагает использование разнообразных организационных форм и методов обучения при вовлечении обучаемых в активную познавательную деятельность с учетом индивидуализации и дифференциации. Курс завершается сдачей зачета.

Самостоятельная работа студента в общей системе подготовки специалиста по управлению персоналом занимает одно из важных мест. Ее задачей является развитие умений по установлению связи теории практикой, развитие навыков самообразования, приобщение к научно-исследовательской работе, углубление и расширение теоретических знаний в области специальных дисциплин. Качество знаний полученных в самостоятельном поиске отличается глубиной, прочностью, сознательностью.

В отличие от других форм учебно-профессиональной деятельности практические занятия позволяют активизировать деятельность студентов, повысить их самостоятельность, уровень их практических умений. Они расширяют и углубляют представления студентов по наиболее актуальным теоретическим проблемам изучаемой дисциплины, позволяют сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности, и осуществить контроль за качеством усвоения учебной программы.

К условиям, влияющим на успешное выполнение самостоятельной работы студентами при подготовке к практическим занятиям, относятся: мотивированность учебного задания, четкая постановка познавательных задач и определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления, предоставление консультационной помощи студенту, четкие критерии оценки деятельности, использование различных видов и форм контроля.

Практические занятия рекомендуется выстраивать следующим образом: тема, цели, план, основные понятия по теме, вопросы для обсуждения, практический материал, литература. Ход каждого последующего занятия необходимо обсуждать на текущем занятии.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с целью оценки ее результативности. Формами контроля по данному курсу является выборочные опросы студентов, защита по темам рефератов и вопросам для самоконтроля, диктанты по основным понятиям курса, тестирование, выполнение практических заданий. При проведении аттестации студентов важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов.

Рекомендации студенту

Подготовку к практическим занятиям лучше начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Проводить ее рекомендуется в определенной последовательности. Прежде всего, следует доработать текст лекции по соответствующей теме, внимательно изучить план предстоящего практического занятия, содержание основных учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также список рекомендованной литературы и практический материал. Важно спланировать свою работу: бегло просмотреть литературу, внимательно ознакомиться с содержанием выбранной книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы раскрываются наиболее глубоко и подробно. Предварительное изучение рекомендованной литературы позволяет отобрать необходимую учебную информацию и выявить, по каким вопросам занятия необходимы дополнительные литературные источники. Работать с литературой лучше всего по принципу: от простого – к сложному. Это значит, что начать нужно с учебной литературы (учебники, методические пособия), а потом переходить к научной (статьи, научные труды ученых и т.п.).

По отобранным литературным источникам необходимо составить краткие конспекты, тезисы своих выступлений. Это позволит значительно облегчить подготовку к итоговому контролю знаний (зачету), активно участвовать в обсуждении вопросов семинара и исключить наиболее распространенную ошибку – готовиться только по одному вопросу практического занятия. Встречающиеся в книге незнакомые или непонятные слова нуждаются в уточнении, поэтому рекомендуется вести специальные терминологические словарики, в которые нужно записывать непонятные термины и выражения с их кратким толкованием. Это повысит вашу профессиональную компетентность: профессиональную речь и уровень понимания и усвоения знаний.

Значения слов можно найти в энциклопедических словарях, специализированных справочных изданиях, прежде всего это:

  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского язык. В 4 т. – М.: Русский язык, 1989.
  • Психофизиология. Словарь/М.М. Безруких, Д.А. Фарбер// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т./Ред-сост. Л.А.Карпенко. Под общ ред. А.В. Петровского.- М.: ПЕРСЭ, 2006.

Подготовка к практическому занятию не сводится только к поиску ответов на поставленные в плане вопросы. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике, поэтому необходимо учиться высказывать свою точку зрения по каждому вопросу темы занятия. В ходе проведения практического занятия рекомендуется дополнять свои конспекты новыми данными, которые появляются в ходе обсуждения.

Таким образом, самостоятельная работа по данному курсу представляет собой время, отведенное на подготовку к практическим занятиям, разработку реферативных работ и направлена на изучение основ курса, подготовку к зачету. Ее объем составляет 60% от общей трудоемкости дисциплины. Она должна включать в себя воспроизводящие и творческие процессы деятельности студента. В результате студент должен уметь вести исследовательскую деятельность: владеть методами поиска учебной и научной информации; научиться пользоваться библиографией; использовать информационные технологии; изучить определенный минимум литературы; самостоятельно уметь зафиксировать нужную информацию; грамотно изложить обзор и анализ литературы по теории и практики по изучаемому вопросу; анализировать, систематизировать и интерпретировать выводы.

Рекомендации студенту заочной формы обучения

Объем самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения увеличен до 81% и подразумевает написание ими контрольной работы с обязательным выполнением тестовых заданий. Выполнение контрольной работы ставит целью и позволяет: более прочно усвоить учебный материал, приобрести навыки и умения пользоваться литературными источниками, научиться обобщать и оценивать информацию с точки зрения профессиональной деятельности, овладеть определенным массивом понятий и специализированной терминологией, выработать навыки применения полученных знаний для решения практических вопросов профессиональной деятельности.

Темы контрольной работы выбираются студентом из предложенного списка (приложение №1) в соответствии с установленным шифром, т.е. следующим образом: при окончании шифра зачетной книжки студента на «1», он может выбрать для освещения вопросы 1, 11, 21, 31 и т.д., с окончанием на «2» - 2, 12, 22, 32 и т.п. Если номер зачетной книжки оканчивается на «0», то студент может выбрать вопросы 10,20, 30, 40 и т.п. Контрольная работа (КР) должна отвечать следующим требованиям:

1. Объем КР должен быть не менее 20 страниц рукописного текста или 15 страниц печатного. Текст печатается через 1,5 интервал,Times New Roman размером 14 пт, поля: слева – 3 см, справа – 1см, сверху – 2, снизу – 2; нумерация страниц посередине листа, текст корректируется по ширине.

2. Вопросы рассматриваются в соответствии с выработанным планом. Главные структурные компоненты: введение -1стр.; основная часть – не менее 13стр.; заключение -1стр., тестовые задания; список литературы – не менее 3-х источников; при необходимости могут быть включены приложения.

3. Во введении отражается цель работы и ее актуальность для профессиональной деятельности. Студент вправе выбрать любую структурную компоновку основой части, но она должна включать несколько глав, раскрывающих содержание вопроса темы. Заключение содержит основные выводы по рассмотренной проблеме. Тестовые задания выполняются в соответствии с описанием к вопросам. Список литературы должен быть выполнен в соответствии с существующими на данный момент требованиями библиографии. В приложения помещают фактический, цифровой или наглядный материал в виде таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т.п. Этот материал дополняет и поясняет основной текст.

4. Титульный лист оформляется, исходя из стандартных требований: указывается учебное заведение, факультет, кафедра, тема контрольной работы, сведения о студенте (ФИО, группа, курс, номер зачетки) и преподавателе (ФИО, должность, звание), место и год выполнения работы.

5. В конце КР прикладывается лист, в котором преподаватель отражает замечания по оформлению работы и/или по содержанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: