Занятие №1. Рекомендации по подготовке к итоговому контролю

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАДАНИЙ

Рекомендации по подготовке к итоговому контролю

Итоговая аттестация студентов по курсу «Психофизиология профессиональной деятельности» осуществляется в форме зачета.При подготовке к зачету рекомендуется сначала изучить сущность основных понятий изучаемого курса, обратить внимание на решение психофизиологической проблемы профессиональной деятельности как проблемы соотношения психики и мозга, души и тела, физиологического и психического. В билетах представлены два вопроса из перечней «Вопросы для самоконтроля», приведенных к каждой теме. При проведении зачета преподаватель обращает внимание на логичность изложения учебного материала, последовательность, на свободное владение основными понятиями курса, на умение подтвердить теорию практическими примерами, на обоснованность ответов. При наличии активного участия в обсуждение вопросов курса на практических занятия, положительных результатах тестирования, при наличии выполненного реферата или других видов творческих самостоятельных заданий (кроссворды, обобщающие таблицы, исторические справки и т.п.) преподаватель может рассматривать вопрос постановки зачета без устного ответа на вопросы курса.

Практический материал – цель его выполнениясостоит в том, чтобы на основе изучения содержания данного курса специалист по управлению персоналом знал, что эффективность его работы определяется умением взаимодействовать с другими людьми, поэтому большую роль имеет знание психофизиологических аспектов профессиональной деятельности и умение применить их для решения важнейших социально-психологических проблем сферы управления. Задания составлены так, чтобы студенты могли логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперируя основными понятиями и категориями курса, научились использовать приобретенные знания для предсказания результатов профессиональной деятельности, для обновления и обоснования методов управления, для проектирования управленческих мероприятий по удовлетворению социальных потребностей работников, для решения практических вопросов управления персоналом, получили навыки использования научной литературы.

Материал, предлагаемый для самостоятельной проработки, имеет особое значение, так как в современных условиях самостоятельная деятельность будущих специалистов по управлению персоналом позволяет им проявить свои индивидуальные способности, определить свои интересы. Содержание практических заданий ориентировано на различные уровни освоения дисциплины: понимание и воспроизведение учебного материала, применение, творчество, что позволяет развивать их интеллект, творческую инициативу, повышать уровень их профессиональной компетентности.

При изучении курса «Психофизиология профессиональной деятельности» предусмотрены следующие виды самостоятельных работ: реферат, рецензирование, структурно-логические схемы, анализ цитат и практических ситуаций, выполнение тестовых заданий.

Реферат – это тип самостоятельной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Особенностью реферата является то, что он должен представлять собой не только изложение определенной научной проблемы, но и ее критический анализ, не компиляцию из ряда публикаций, а аналитический обзор научных публикаций. Для реферативного изучения предлагаются темы, которые являются составной частью содержания изучаемого курса, рассмотрение их является обязательным. Представление реферата осуществляется автором в виде доклада на практических занятиях. К реферату в обязательном порядке прилагается рецензия, которая пишется студентами и может рассматриваться как один из видов самостоятельной работы – взаимоконтроль знаний и умений. Рецензия зачитывается после представления реферата.Реферативная работа оформляется в установленном порядке и сдается преподавателю.Критериями качественно выполненной работы являются:

правильное оформление – составлен план, во введении дается обоснование актуальности, в основной части раскрываются главные аспекты содержания, в заключении представлены выводы и рекомендации, указана библиография, которая оформляется в алфавитном порядке;

теоретический материал основной части должен отражать психофизиологические аспекты профессиональной деятельности.

Структурно-логические схемы (СЛС) учебного материала, представленные в пособии, являются материалом, способствующим осмыслению основ изучаемого курса, они вносят наглядность в учебную деятельность, определяют круг прикладных знаний. Последовательность построения СЛС определяется логикой содержания, с их помощью удобно показывать взаимные связи между элементами изучаемого материала. СЛС являются одним из способов осуществления управляющего воздействия на учащихся со стороны учебного материала, а также способом усиления мотивации учения. При работе со схемами повышается сознательность, происходит слияние умственных и практических действий. Вместе с дополнительным материалом в виде цитат СЛС могут быть использованы как смысловая опора для устного ответа студентов.

Интеллектуальная разминка. Привлечение цитат для проверки и закрепления знаний - это одно из направлений гуманитаризации высшего образования, что повышает образность изложения учебных тем, создает благоприятный эмоциональный фон занятиям, улучшает восприятие жизни и содержания профессиональной деятельности. Тексты могут использоваться для создания проблемной ситуации, анализа и иллюстрации разнообразных аспектов профессиональной деятельности. Использование цитат помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость. На занятии устанавливается обычно хорошая "обратная связь", у студентов возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживания. При этом лучше усваивается учебный материал, совершенствуется умения логически доказывать свою позицию, убеждать, отстаивать свою точку зрения. Занятие будет еще более эффективным, если предложить студентам самим подобрать цитаты по заданной теме. Это обеспечит обращение результата в мотив для продолжения совместной познавательной деятельности на следующем практическом занятии. Лучше всего запоминается то, в чем сам принимаешь активное участие. Такой прием, непременно, приводит к тому, что знания приобретают личностный смысл.

Применение тестовых заданий. Тестирование предполагает системность. Тест – это совокупность заданий, служащих для измерения качества подготовки специалиста. Чем чаще применяется тестовый контроль, тем выше становиться рейтинг студентов. Тестовый контроль знаний имеет два аспекта: он используется для текущего контроля знаний студентов и/или как обучающие задания. В обоих случаях целью тестирования является повышение качества обучения.

Предлагаемые в данном пособии тестовые задания направлены на выявление структуры знаний студентов, а не только объема их усвоения. Кроме того, предлагаемые тесты позволяют оценить эффективность преподавания дисциплины, выявить сложные моменты восприятия студентами лекционного материала. Тестовые задания имеют разный уровень сложности и предполагают некоторую свободу выбора, для того, чтобы выявить предпочтения, которые отдают студенты содержанию учебного материала. Предлагаемые тестовые задания имеют закрытую, открытую формы, а также имеются задания на установления соответствия, по содержанию они отражают базис дисциплины, имеют дифференцирующую способность и их выполнение не зависит от результатов выполнения студентами других форм работы с учебным материалом. Они используются для текущего контроля знаний и умений.

Тема: Психофизиология профессиональной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: