Органы и должностные лица, осуществляющие дознание и их компетенция

Дознание, как отмечалось выше, — одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. Можно сказать, что дознание представляет собой более упрощенную форму расследования по сравнению с предварительным следствием как по порядку и объему совершения определенных процессуальных (следственных) действий, так и по срокам, предусмотренным законом, для их производства. В российском уголовно- процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст.150 УПК РФ. В данном случае речь идет о тех преступлениях, которые обладают меньшей общественной опасностью по сравнению с теми, которые отнесены к подследственности органов предварительного следствия. Кроме того, их обнаружение и характер преступлений связан с непосредственной профессиональной деятельностью органов дознания, а в ряде случаев они совпадают с теми составами преступлений (обладающими повышенной общественной опасностью), которые правомочны расследовать следователи правоохранительных органов исполнительной власти и следователи Следственного комитета РФ. К таким уголовным делам, по которым производится дознание, закон относит, например, умышленное причинение вреда здоровью (ч. 1 ст.112 УК РФ), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и др.

Дознание может производиться также и по письменному указанию прокурора.

Срок производства дознания в данном случае не должен превышать 30 суток с момента возбуждения уголовного дела. Данный срок дознания может быть продлен прокурором еще на 30 суток. Дознание считается оконченным с момента составления обвинительного акта. Дознание производится в пределах установленной законом компетенции:

— дознавателями органов внутренних дел РФ;

— дознавателями пограничных органов ФСБ России;

— дознавателями органов ФССП России;

— дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотиков средств и психотропных веществ;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Понятие «дознаватель» по уголовным делам неразрывно связаны с понятием органа дознания, ибо не все органы дознания имеют право производить дознание по уголовным делам. Уголовно- процессуальная деятельность органов дознания имеет более широкий спектр уголовно-процессуальных полномочий. Так, органы дознания представляют собой более широкий круг участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, и, по своей сущности являются государственными органами и должностными лицами, наделенными уголовно- процессуальными функциями, связанными с производством дознания, возбуждением уголовного дела, производством неотложных следственных действий, производством иных процессуальных (следственных) действий по уголовному делу.

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения:

— органов внутренних дел РФ;

— органов ФСБ России;

— ФСО России;

— таможенных органов РФ;

— СВР России;

— ФСИН России;

— органов ФСКН России.

Кроме того, к органам дознания относятся:

— органы ФССП России;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Ряд должностных лиц капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведывательных партий и зимовок, удалённых от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой — имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме этого, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Органы дознания выполняют уголовно- процессуальную функцию обвинения (уголовного преследования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: