Органы исполнения наказаний

Министерство юстиции РФ

Министерство юстиции РФ обеспечивает эффективное функционирование всей системы органов юстиции. Для этого Минюст России решает большое количество задач, к числу которых относятся:

— разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

— нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции РФ;

— осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Для решения поставленных перед ним задач Минюст России наделен обширными полномочиями, которые установлены в разд. II Положения о Минюсте России. Так, Минюст России:

— разрабатывает и представляет в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;

— обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

— координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

— осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента РФ и Правительства РФ соответствующую информацию Президенту РФ и в Правительство РФ;

— проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

— проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

— осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ;

— ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности и другие полномочия.

Учитывая возросшую в последнее время значимость правоохранительной деятельности в такой сфере, как борьба с коррупцией, Минюст России уполномочен проводить антикоррупционную экспертизу:

— проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;

— проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

— нормативных правовых актов субъектов РФ при мониторинге их применения;

— уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

Минюстом России также осуществляет аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; утверждает формы заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и формы свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ (п. 9.1—9.3 Положения о Минюсте России).

Вопрос о включении адвокатуры и нотариата в число правоохранительных органов обосновано считается дискуссионным. В то же время, весомым аргументом в пользу положительного ответа на данный вопрос является тот факт, что Минюст России наделен обширными полномочиями в сфере деятельности нотариата и адвокатуры. Так, в области нотариальной деятельности Минюст России:

— утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;

— утверждает совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса;

— организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

— образует совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

— открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;

— наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

— удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

— осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате (направляет представителей для участия в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью и др.) (п. 7

Положения о Минюсте России).

В области адвокатской деятельности Минюст России:

— определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов РФ, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре;

— утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

— осуществляет на территории РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами (п. 7 Положения о Минюсте России).

Помимо вышеперечисленного, Минюст России применительно к сфере деятельности нотариата и адвокатуры:

— ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;

— координирует деятельность органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь и осуществляющих правовое просвещение населения.

Минюст России как орган, возглавляющий систему органов юстиции в Российской Федерации:

— организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

— осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ;

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

— обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование;

— подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах (п. 7 Положения о Минюсте России).

Наконец, весьма обширными полномочиями наделен Минюст России в сфере международного сотрудничества:

— представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

— согласовывает предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров РФ;

— получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

— направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, а также получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;

— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;

— принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

— взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами (п. 7 Положения о Минюсте России).

Деятельность по осуществлению правосудия в части уголовного судопроизводства предполагает необходимость содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, законодательством РФ устанавливаются порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также применения средств исправления осужденных.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, является Федеральная служба исполнения наказаний (п. 1 Положения о ФСИН России).

Данная Служба подведомственна Минюсту России. При этом она осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Основными задачами правоохранительной деятельности ФСИН России являются:

— исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (лиц, содержащихся под стражей);

— контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;

— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (учреждениях, исполняющих наказания), и в следственных изоляторах;

— охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;

— создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

— управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (п. 2 вышеназванного Положения)

Для выполнения поставленных перед ней задач ФСИН России наделена обширными полномочиями, закрепленными в разд. II Положения о ФСИН России.

В сфере исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых ФСИН России обеспечивает:

— точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

в сфере обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечения безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов ФСИН России осуществляет:

— контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе;

— организацию осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскной деятельности;

в отношении охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, ФСИН России:

— осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие;

— осуществляет организацию специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования;

— обеспечивает исполнение международно-правовых обязательств РФ по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции.

Второй блок задач, решение которых предполагает осуществление правоохранительной деятельности ФСИН России, составляют:

— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов;

— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

В целях реализации указанных задач ФСИН России:

— обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

— осуществляет меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании;

— организует исполнение актов об амнистии и помиловании и др.

Относительно создания осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов, ФСИН России осуществляет:

— медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— надзор за исполнением санитарного законодательства РФ, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения;

— предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей.

Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации предполагает, что ФСИН России в пределах своих полномочий:

— обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;

— организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

— организует проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление.

Важнейшей задачей ФСИН России является управление его территориальными органами и непосредственно подчиненными учреждениями. В указанной сфере Служба:

— обеспечивает безопасность объектов уголовно-исполнительной системы;

— осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

— осуществляет меры по повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— осуществляет справочно-информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы;

— осуществляет координацию деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России;

— организует кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

— организует взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями.

Помимо вышеперечисленных, в число основных задач ФСИН России входят также:

— охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (п. 2 Положения о ФСИН России)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: