Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 3 страница

• материальная чувственная повседневная жизнь б) фратрия, племя • знаково-символический уровень организации, 3) Знаково-символическая реальность формируется на двух уровнях: а) духовной жизни индивида б) существования социальных объектов и духовной жизни сообщества и его подструктур, 4) Познавательная деятельность o человеком неолита выработаны методы и формы опытного познания и производительной деятельности, o в процессе становления и развития производящего способа жизни сельской общины накоплены обширные знания и навыки, o они явились на многие тысячелетия основой для повседневной жизни человека и не потеряли своего значения вплоть до настоящего времени Тема 7. Древние царства1 час 7.1. Возникновение цивилизации = семиотическая природа государства o сакрализация власти и знаний, отделение их от повседневного и родоплеменного уровней o монарх – сакральный представитель богов на земле o монарх творит социальные законы, они перестали быть вечными, данными от предков o право развивается самостоятельно и отдельно от ритуалов и мифов = социальная потребность в развитии власти o государственная власть: • организация производственной деятельности и распределения • внешняя защита и внутренний порядок o духовная власть (храмы): • социальные процедуры (ритуалы) • монополизация знания, знаниевой функции в обществе = организационная функция o организация совместной деятельности - управленческий цикл: • целеполагание и нормирование • регулирование • санкционирование и мотивирование • контроль o организация распределения продуктов, o организация социальных процессов - храмы = силовая функция o обеспечение сохранности ресурсов o охрана внутреннего порядка o охрана от внешних агрессий = форма организации социума – поселение, город 7.2. Общая характеристика региона = географическое деление: o Ближний Восток - Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина – с IV тыс. до н.э. o Средний Восток - Индия, Иран, Афганистан o Дальний Восток - Китай, Вьетнам, Корея, Япония = факторы эволюции: плодородные почвы в речных долинах, открытие и изобретение металлов = общие признаки: o мелиоративное земледелие, земля и вода находятся в собственности государства o централизованная государственная власть с развитой бюрократией o абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император) o население в полной зависимости от государства; относительно замкнутые и разрозненные сельские общины o человек не выделяет себя из природы и общества (личность не сформирована) = характер мышления: o формирование резко различающихся стилей мышления 1 Ближний Восток 2 Средний и Дальний Восток o несводимость китайского и индийского (Дальний Восток) способа мышления к европейскому = технические стратегии в древних культурах: (1) стремление к гармонии (Индия) и поддержанию порядка (Китай) – закрытые цивилизации (2) агрессия и «война» с природой (Египет, Месопотамия) – открытые цивилизации 7.3. Древнеиндийская культура 7.3.1. Специфика цивилизации: изолированность, кастовая структура, избыток населения 7.3.2. Социальная структура: = второе по численности государство в мире (1998 год – 984 003 700 человек): = кастовая структура: o брахманы – религиозно-культовая деятельность o кшатрии – управление государством и ведение военных действий o вайшьи – торговля, земледелие и скотоводство o шудры – рабы = касты - социальный аналог трофической структуры живого, наследуется по рождению = закреплениесоциального разделения труда (профессии): o социальная эстафета деятельности: миф и ритуал o формальное отсутствие рабства и механизма социальной мобильности 7.3.3. Синкретизм мировоззрения: слитность природного, искусственного и сверхъестественного, целостность мироздания 7.3.4. Знание: = мифологическое, законсервированное, синкретизм и символизм знания = первоисточники o Веды (ведовство, «знание») - свод религиозных гимнов, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания (создание 1500 по 600 гг. до н.э.): o Араньяки (“лесные книги” - для отшельников) - заговоры, поучения, наблюдения над природными циклами o Упанишады (“сидеть около ног учителя”) - философские комментарии к Ведам = поэмы: «Рамаяна», «Махабхарата» = сутры (изречения, афоризмы), от VII-VI веков до н.э. до первых веков н.э. 7.3.5. Мышление: = мышление как деяние и творение мира, эзотеричность познания = единство внешнего (предметного) и внутреннего (духовного) миров 7.3.6. Ритуал: = воспроизводство и упорядочение внешнего и внутреннего мира, = неразрывность ритуальных и практических действий 7.3.7. Религия: = вечности и неуничтожимости души, реинкарнация, целостное миросозерцание, единство душ во всем = смысл человеческой жизни в освобождения от цепи перерождений по закону Кармы, но для этого человек должен жить нравственно = абсолютная самоценность Добра, принципы «Среднего пути» и освобождения = религии: буддизм, индуизм, 7.3.8. Организационно-техническое достижение: = развитие квазибиологического социального разделения труда, = создание «мегамашин» с административным управлением на основе кастового деления и ритуала = техническое развитие: отсутствует мотивация и социального заказа 7.4. Древний Китай 7.4.1. Специфика цивилизации: = ограниченность пространства, территориальная изолированность o Великая Китайская стена (III в. до н.э., первый китайский император Цинь Ши-хуанди) = ритуал как основа организации общества и жизни индивида = избыток населения (1998 год - 1 236 914 600 человек) 7.4.2. Организация социума: = сельская община o относительно автономия и свобода общин в рамках традиции o самоорганизация земледельческая община основе безличностной индивидуальности = административная иерархическая организация, сакрализация власти o цель власти: благо населения o принцип власти: поиск гармонии в управлении на основе морального знания = социальные отношения o ритуализация, церемониальные отношения на всех уровнях общества от семьи до государства, o социальный консерватизм, высшая ценность – гармония и консенсус 7.4.3. Социальное нормирование: = прагматичность, консерватизм, обоснование морального порядка, = социальный дуализм: административная подчиненность в иерархии власти и самоуправление общины = повседневная и личная жизнь строго регламентировалась ритуалом и находилась под жесточайшим контролем общественного мнения 7.4.4. Мироощущение: = гениально уловили сущность социального, как динамический самоорганизующийся процесс деятельности с социальным разделением труда на основе нормирования и социальной эстафеты o одушевление и оживотворение Природы o культ предков и вообще прошлого, боязнь каких-либо перемен и новшеств = особенность мироощущения: o циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Все содержит в себе предел, должно в свое время исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. o идеально «Срединное положение» - состояние покоя и недеяния o мертвые продолжают свое «существование» в мире живых вплоть до распространения на них правовых норм o человек «микрокосм» - временное состояние равновесия, гармонии космических сил, жизнь и здоровье - абсолютные ценности 7.4.5. Мышление и знания: = ритаулизм сопряжен с мифологией o каждый человек - единственный носитель культуры, o человек ответственный перед Небом и Землей за правильность космического цикла = культ знания и образованности, o стимулировался властью, o обучение и конкурс на должности 7.4.6. Даосизм = основатель Лао-цзы (Старый учитель) жил в VI - V вв. до н.э. = Дао - Великий Путь, общий для Космоса, Природы и Человека o творческое начало мира; источник и причина возникновения; корень всего o единый мировой Закон, поддерживающий его в данном состоянии o небытиё, образ и судьба грядущего мира, огромный сгусток энергии = Дэ - состояние мира o разделенного на «тьму вещей», конкретизация, проявление Дао в вещах и человеческом существовании. o это добродетель, благодать, культура. Добро и благо изначально вписаны в мироздание, заложены уже в самих основах бытия в силу своей естественности = У-вэй - от человека требуется не разрушить уже данной, естественно существующей гармонии мира, не навредить своим вмешательством. 7.4.7. Конфуцианство, = основатель Конфуций (551-413 гг. до н.э.) = «Лунь-юй» (Беседы и поучения) - сборник афоризмов, жизненных ситуаций, отрывков из его бесед с учениками o главная проблема: «Как следует управлять людьми: на основе этикета, норм поведения или на основе жестких требований закона и наказаний?» o человек по природе добр, зло от несовершенного мира, содержащего соблазны o настоящее, безобразно, ибо ушли от идеалов и ценностей прошлого, надо закрепить их в ритуалах поведения во всех сферах человеческого существования = детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось магическим средством сохранения общемирового статус-кво. Император и чиновники – высшие жрецы = в основе нравственности, управляющей обществом, лежит добровольное самоограничение людей, самодисциплина. Этическое понятие «Лица». «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных». = народ покоряется тому, кто не мешает ему самому себя кормить 7.4.8. Легизм = обоснование сильной государственной власти, опирающейся, на закон и насилие, армию, чиновничество и земельную аристократию = для всех равенство возможностей и перед законом = не происхождение и родство должны определять кадровые перемещения, а результаты сдачи квалификационного экзамена 7.4.9. Техническое развитие: = избыток рабочей силы при ограниченном земельном ресурсе = законсервированное общество без стимулов к общественному (и техническому) развитию Тема 8. Технические стратегии древних царств Ближнего Востока 8.1. Общая характеристика царств Ближнего Востока = исходно существовали независимые города, которые исторически сменялись, воевали и торговали друг с другом - Крит, Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина – с IV тыс. лет до н.э. = древнейшим из известных до сих пор правовых кодексов является кодекс вавилонского царя Хаммурапи (ок. XXI века до н.э.) Цивилизация в Египте и Месопотамии обязана своим раним развитием Нилу, Тигру и Евфрату, которые делали сельское хозяйство самым легким и производительным занятием. Она во многом сходна с цивилизацией, которую испанцы застали в Мексике и в Перу. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. - Глава I. Возникновение греческой цивилизации 8.2. Факторы развития: = открытый характер цивилизации, возможность расширения территории и притока рабочей силы (рабов) = необходимость природопреобразующей деятельности в долинах рек = возможность обмена результатами труда 8.3. Технические достижения = развитие социального разделения труда, создание «мегамашин» с деспотическим управлением = до I тысячелетия до н.э. оружие делали из бронзы, а племена, не имевшие на своей собственной территории необходимых металлов, были вынуждены приобретать их путем торговли 8.4. Религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности = двойственность ритуала: o сакральный и практический аспекты ритуала o сакральный смысл конструирования = мировоззренческий смысл ритуала: царь или верховный жрец связывают земной мир с миром божественным, неправильное исполнение ритуала - «мир рухнет!» = несвобода богов, близость «божественной» и «естественной» закономерностей 8.5. Технические знания как часть мифологии = мистификация деятельности: o рецептурный, алгоритмический характер ритуальных знаний o работник знает и умеет делать, но не понимает своих действий o человек производит работу, но считает, что, выполняя ритуалы, он призывает богов и они по своей воле обеспечивают качество результата = очеловечивание богов: o функциональность, знаковый характер богов o «распределение обязанностей» богов и человека: боги отвечают за качество 8.6. Институализация церкви: = формирование социальной функции храмов: o сакрализация и монополизация знаний o монополизация ритуалов как механизмов социального управления = формирование механизма самовоспроизводства церкви o замкнутый способ воспроизводства жрецов (элементов системы) – рекрутирование и воспитание; o саморегулирование за счет формирования: • мифологии как системы мировоззрения, обеспечивающей приверженность единым ценностям • ритуалов как системы норм внутренних взаимодействий (социальная структура) • требований к элементам (рядовым членам и элите) o централизация ресурсов = самосохранение и развитие церкви: o приобретение государственного статуса o создание собственных силовых подразделений o развитие способности выполнения социальной функции • организация собственных исследований для развития необходимых знаний • формирование системы продвижения и развития кадров Тема 9. Знаки и деятельность2 час 9.1. Представления о числе: = устойчивое восприятие вещи как «отдельного» = формирование знака-обозначения – имени отдельной вещи = развитие знака-обозначения за счёт синтеза многообразия чувственных аспектов отдельного и формирование на их основе «комплекса ощущений» 9.2. Формирование счёта как оперирования со знаками = знак «единица»: o анализ различий в отдельных вещах и «схватывание» общего – единичности o формирование знака единичности как общего свойства в отдельных вещах • но с этим знаком пока нельзя оперировать (совершать операции), • он ещё не замещает объект в процессе счета, а только отмечает наличие такого свойства у группы объектов = знак-модель: o абстрагирование свойства единичности в отдельных вещах и группах вещей o формирование вещественного знака-модели для свойства единичности • модель замещает объект счета и с ней можно оперировать = знак-обозначение – имя количества объектов o формирование восприятия группы отдельных вещей как нового типа вещей - «отдельного» (группа из семи вещей как новый цельный объект) o формирование знака-обозначения – имени количества (числа «пять», «семь») 9.3. Представления о геометрическом объекте и плане участка: = граница o абстрагирование свойства «быть границей участка», o формирование знака-обозначения «отрезок» как граница, o формирование знака-модели «отрезок» в форме линии на поверхности = прямая линия o абстрагирование свойства «быть прямолинейной границей», o формирование знаков-обозначений «прямая линия» и «прямолинейный отрезок», o формирование знаков-моделей «прямая линия» и «прямолинейный отрезок» в форме линий на поверхности = угол o абстрагирование свойства двух границ участков «составлять угол», o формирование знака-обозначения «угол» o формирование знака-модели «угол» в форме линий на поверхности = план участка и вынос на местность o формирование способности к построениям геометрических объектов o синтез геометрических объектов в план участка, o формирование способности к мысленному соотнесению реального участка и плана участка и совмещению их элементов o формирование способности к построению по плану участка реальных границ на местности 9.4. Рождение конструктивной деятельности как оперирование знаками = арифметические действия с числами = геометрические преобразования плана участка = сопряжение арифметических действий с числами и действия с геометрическими объектами 9.5. Практические математические знания: = разделы знания: o счет, арифметические операции o письменность o астрономия o планиметрия = решаемые задачи: o операции, обладающие очевидной истинностью: • отсчёт единиц измерения длины (расстояния) • построение планов (моделей) • наложение геометрических фигур • вынос (построение) на местности o прямая задача: • оперирование геометрическими объектами: построения планов и вынос на местности (с исходными объектами и моделями) § оперирование знаками: вычисления площадей и объёмов (с моделями и числами) «Заметив, что величина поля не изменится, если длину гряды (количество гряд) увеличить в n раз, и соответственно количество гряд (длину гряды) уменьшить в n раз» «Они стали преобразовывать поля, но не реально, а в плоскости замещающих их знаков (чисел)». «Постепенно сложилась практика приведения длины гряды к самой маленькой длине полей и, в конце концов, к единице длины (один шаг, локоть)». [Розин В.М. Философия науки, 1997, с.33]
       
Размер поля (длина, кол.гряд) Длина, в ед.длины Кол. гряд, экв.шт. Итого экв.шт.
10, 40 10:10 40х10 1 / 400
5, 25 5: 5 25х 5 1 / 125
15, 20 15:15 20х15 1 / 300
2, 30 2: 2 30х 2 1 / 60
       
o обратная задача • оперирование знаками: определение элементов по площади, • оперирование идеализированными объектами: преобразование геометрических объектов, операции с участками (сложение, вычитание, деление) o пример вавилонской задачи: найти стороны поля, если известна площадь и разность сторон
Вавилоно-шумерское руководство для землемера Современное понимание
"Длина и ширина прямого поля. Длина превышает ширину на 10. Площадь поля II. Длина и ширина сколько? Решение: "Раздели то, на что превышает длина ширину, пополам 10:2 - получишь 5. Возьми результат пять раз (т. е. возведи в квадрат) - получишь 25. Сложи 25 с величиной площади II - получишь 36. Извлеки затем квадратный корень - получишь 6. Вычти из шести 5 - получишь 1 (ширину поля). Сложи 6 и 5 - получишь II (длину поля)". Результат: (а/2) (а2/4) (а2/4 + в) (√ (а2/4 + в)) (х) (у) Дано: - ширина х - длина у = х+а, а = 10 - площадь s = x y = в, в = 11 Найти: х, у Решение: 1) х (х+а) =в; х2 +а х – в = 0 2) Х12 = - а/2 ± √ (а2/4 + в)
= знание и понимание: o жрецы понимали метод и составили руководство o землемеры знали как применять метод, но не понимали его Методологический Семинар 3: Анализ проблемной ситуации и структурирование аспекта бытия   Раздел 3. Наука и техника в Античности Тема 10. Общая характеристика эпохи1 час 10.1. Факторы эволюции: = изобретение технологий выплавки и обработки железа = островная изоляция от сухопутных империй, 10.2. Развитие социального разделения труда («Мегамашины»): = изготовление морских кораблей железными орудиями = международная торговля и развитие разделения труда = специализация в с/х производстве на основе природных условий, = освоение прибрежных территорий Средиземноморья 10.3. Механизмы саморазвития социума: = демократия, метод традиции сменяется обоснованностью социальных решений = развитие рабовладения, зарождение элементов рыночных отношений и экономики o первичное вытеснение избытка населения на свободные территории сменяется рабством o накопление богатств у элиты и отделение её от плебса 10.4. Минойское государство = пионером в организации мировой торговли как систематической деятельности, по-видимому, выступил остров Крит o критские моряки вели весьма значительную торговлю между Египтом и Критом. o своего наивысшего развития эта торговля достигла около 1500 года до н.э. = вероятно с XXV до XIV века до н.э., на Крите существовала передовая в художественном отношении культура, известная под названием Минойской, защитой для критян служило их морское могущество o культура характерна бодростью и почти декадентской роскошью; этим Крит весьма отличается от устрашающей угрюмости египетских храмов o критское искусство очень оригинально и изумительно жизнерадостно. Критские дворцы были весьма величественными сооружениями o " дворец Миноса " в Кноссе, о нем сохранилась память в традиции классической Греции. = приблизительно к концу XIV столетия до н.э. Критская цивилизация была уничтожена, м.б. в результате извержения вулкана Санторин 10.5. Микенская цивилизация = минойская культура распространилась (около 1600 года до н.э.) на материковую Грецию = материковая цивилизация известна под названием Микенской продолжала существовать претерпевая постепенное вырождение, почти до 900 года до н.э. = свидетельства: o дворцовая цивилизация, довольно близкой восточным царствам того времени o царские гробницы, крепости, расположенные на вершинах холмов, свидетельствуют о страхе перед военным нападением. o изделия искусства близкие к критскому o аристократия их состояла из белокурых завоевателей, пришедших с севера и принесших с собой греческий язык o Микенская цивилизация, вырисовывающаяся сквозь дымку легенд, описана Гомером 10.6. Истоки древнегреческой цивилизации «Они изобрели математику, науку и философию; на место простых летописей они впервые поставили историю; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо традиционного ортодоксального учения». Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – Глава I. Возникновение греческой цивилизации = греки пришли в Грецию тремя последовательными волнами: сперва ионийцы, за ними ахейцы, а последними дорийцы. o ионийцы, хотя и были завоевателями, по-видимому, усвоили критскую культуру довольно полно, как позднее римляне усвоили греческую цивилизацию. o ахейцы, которые их сменили и создали большую организованную империю в XIV веке до н.э. o дорийцы, последние греческие завоевателе, практически разрушили (XII в. до н.э.) Микенскую цивилизацию, ослабленную войной ионийцев и ахейцев. o к этому времени железо вытеснило бронзу и морское превосходство на некоторое время перешло к финикийцам = становление цивилизации греков: o завоеватели оседали и становились землевладельцами или устремлялись дальше, на острова и в Малую Азию, а затем на Сицилию и в Южную Италию, там они основывали города, живущие морской торговлей o материковая часть Греции • в значительной части гористая и бесплодна • много плодородных долин, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных сухопутных коммуникаций

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: