Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 6 страница

= сферы: o неподвижных звезд - движется в западном направлении o несущие (деференты) - большие окружности (с планетами, Солнцем и Луной) вращаются в восточном направлении с более медленными переменными скоростями o эпициклы - меньшие окружности для более сложных движений планет (исключая Солнце и Луну), постоянно вращается вокруг некой точки, вращающейся по несущей o эпициклы не лежали в плоскости сфер несущих, что объясняло изменение светимости = открытая (доступная для изменения) схема движения o изменять можно было параметры и состав всех компонент схемы, в т.ч. точки центров окружностей (экванты) o изменяя задаваемые темпы вращения для каждой несущей и эпицикла, можно было подогнать под наблюдения траекторию переменных движений для каждой из планет = историческое значение: o качественно и количественно объясняла тонкие аспекты движения планет o первый вариант теории с ядром и гипотезами ad hoc, способная защищаться от новых противоречивых фактов 19.7. Римское право = был придан новый смысл понятиям объективной рациональности и естественного закона = ясная систематизация в области торговых и юридических сделок на территории всей империи o устранило царивший в местных обычаях сумбур o способствовало развитию принципов законного обязательства и владения собственностью = введены основы местного самоуправления = оказало решающее воздействие на дальнейшее развитие Запада Семинар по темам разделов 1-3 Методологический семинар 4: Анализ аспекта бытия. Раздел 4. Наука и техника в Средние века Тема 20. Средневековая Европа 20.1. Закат Античности = Социально-экономическое развитие античного мира o элита и плебс, рабы o исчерпание потенциала рабского труда. = Эволюция государств - от республики к империи, варвары, крушение Римской империи o классическая греко-римская цивилизация, прошла стадии зарождения, расцвета и упадка в течение одной тысячи лет = Факторы средневековой эволюции: o ослабление и распад централизованной власти o избыток земли и дефицит рабочей силы; 20.2. Зарождение христианства = иудейский монотеизм: o единый и абсолютный Бог, стоящий над всеми o подавление Римом палестинского восстания, захват Иерусалима (70 г. н.э.) o рассеяние иерусалимской общины, связывавшей христианскую религию с иудаизмом o империи Александра и Рима как социальная основа для монотеизма = значение учения o греческая философия как форма, для истолкования христианской веры o христианское понимание истории как развертывание божественного замысла o религия опустилась до масс: • необходимость приближения религии к простому народу потребовала заменить представления о силе разума – силой веры, знания и наука отошли на задний план • посвященным потенциально становилось все человечество, а не немногие избранные «Бог полностью вочеловечился, на себе испытав все страдания, коим подвержена смертная плоть, приняв на себя вселенское бремя вины человеческой и одолев в себе нравственные заблуждения, перед которыми столь уязвима свободная воля человека, – всем этим Бог совершил искупление человечества, высвободив его из состояния отчуждения от божественного начала» Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. o в Христе Бог стал человеком: • начало избавительному воссоединению двух миров, ранее разделенных, - Божьего и человеческого • преодолено отчуждение: историческое и вечное, абсолютное и личное, человеческое и божественное • Бог перестаёт быть враждебной силой, он становится защитником человека, гарантом его счастья • человеку необходимо понять свои недостатки и положенные ему пределы, а затем ввериться Христу • все испытания и ужасы настоящего становились преодолимыми o Логос – спасительное Слово Божье: • несущее откровение о божественной сущности человека и Космоса • акт любви со стороны Бога: верить – значит спастись • вера выше разума и понимания. Без изначальной преданности Богу все умственные устремления и искания будут неизбежно сбиваться на ошибочную стезю, в дебри ложных блужданий 20.3. Возвышение Церкви = мир человека: o ослабление и распад Римской империи: • взаимная ответственность гражданина и общества оказались подорванными • наступила неразбериха нового политического устройства o героизм, занимавший центральное место в греческом характере, теперь сосредоточился в образе Христа o мученичество, эта крайняя форма смирения перед Богом, представало высочайшим христианским идеалом = эпоха веры: o власть и церковь, культурные и светские функции церкви o формирование социального института церкви: • для распространения учения в массах произошла профанация изложения его основ • во II и III веках резко возросло число враждебных сект и учений • необходима авторитетная церковная структура, способная подтверждать, распространять и поддерживать убеждения верующих • на смену плюрализму классической культуры пришла подчеркнуто монолитная система: единый Бог, единая Церковь, единая Истина • церковь превратилась в апелляционный суд для любых спорных вопросов, в преследующую и карающую длань религиозного закона o христианин эпохи католического средневековья: • находился в тисках строжайших интеллектуальных ограничений • "сомнение" - не важнейшая добродетель рассудка, но серьезное духовное упущение = концепция христианской религии: o закономерный переход к единобожию и целостному мировоззрению, рождение мировых религий o проблема добра и зла, понятие греха, свобода выбора для человечества «К грехопадению человека толкнул его добровольный бунт против надлежащей божественной иерархии – бунт, в основе которого лежало утверждение плотских ценностей над ценностями духовными» Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. o мифологизация рождения земледелия o индивидуальный путь личности: распятие Христа как предельная искупительная жертва, крещение и жизнь в добре o христианская Троица, Святой Дух «Иисус обещал своим ученикам, что Бог ниспошлет Дух Святой, дабы пребывал с ними, продолжая и ведя к исполнению Его искупительный замысел». «Присутствие Духа Святого наделяло Церковь божественной властью в глазах верующих, догмат о Святом Духе рассматривался как основа самой жизни Церкви, находящая выражение во всех сторонах церковной деятельности: в ее таинствах, молитвах, ее учении, в ее развивающейся традиции, официальной иерархии и в ее духовном авторитете» Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. = Рим и Византия: o обращение императора Константина в христианство (в нач. IVв.): • цель: поддержание общественного порядка, контроль за действиями и верованиями граждан • границы христианской Церкви совпадали с границами Римского государства • Римская Империя христианизировалась, христианство романизировалась o последствия переноса столицы из Рима в Византию (Константинополь) «Географическая удаленность, различия в языке, культуре, политических обстоятельствах, разные последствия варварских и мусульманских набегов, множество серьезных столкновений на почве догматики, и, наконец, собственное тяготение Запада к автономии – все это делало пропасть, разделявшую латинскую церковь Рима и греческую церковь Византии, непреодолимой» Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. • разделение церкви на Западную католическую и Восточную формально было провозглашено в 1054г. • Восточная православная церковь оставалась сообществом церквей, связанных общностью веры, мирянам была отведена гораздо большая роль в религиозных делах, чем это было в католицизме • на Востоке церковь была, как и встарь, тесно связана с политической системой Византийской империи • на Востоке почти отсутствовали "юридические" отношения между Богом и человеком, характерные для западного христианства, зато преобладало вочеловечение Бога, обожествление человечества • католическая церковь постепенно превращаясь в сложный социальный институт с четко определенными структурами иерархичной власти и доктринальной традицией 20.4. Социально-экономическое развитие = феодальный распад единого политического и экономического пространства Европы = техническое и экономическое развитие: o свободный землепашец и феодалы o плодородие почв, специализация производства, товарообмен, мотивация к труду o массовое внедрение технических изобретений, водяная и ветряная мельницы, производительность труда o гужевой транспорт: хомут и подковы для лошади, дороги = формирование ремесленничества как социального института, социальный заказ, город и цеховая организация 20.5. Зарождение буржуазных отношений: = социально-экономические предпосылки o развитие международного разделения труда, торговля, o великие географические открытия, открытие Нового света o экономические изменения, рост элиты и потребности в комфорте, товарах o промышленное развитие: интенсивное развитие ремесленничества, мануфактур, добычи и переработки металлов, проблемы топлива (дрова, уголь) = социально-политические предпосылки o порох и огнестрельное оружие, падение крепостей o слияние власти и торгового капитала Тема 21. Философская мысль средневековья 1 час 21.1. Апологетика (II и III в.) = формирование теоретической концепции христианства на основе греческой философии = формулировка догматов христианства: o Троица и её ипостаси (Бог-Отец, Бог-Сын-Логос, Бог - Дух Святой) – теологизация человеческой сложности o добро и зло, грех, спасение, благодать, распятие, = объединение античной философии с религией личного Бога o Бог иудейский: • Единый и давший Закон жизни (Тора) • личностно окрашенный, спаситель, дан человеку чувственно, иррационально (через Откровение) o теоретическая философская традиция Античности исходила из: • единого и первичного Божественного разума и его онтологизации, • «мира Идей» Платона как первичной сущности • принципиального различия между творением и Творцом o актуальная проблема религиозной концепции христианства: • приблизить теоретические философские концепции Античности к уровню понимания плебса • перенести акцент с разума на веру, на иррациональное • уравнять в бытии Бога (конечное, определено сущее) с материей (становящееся, бесконечно делимое, беспередельное) = Никейский собор (325г.): o принятие Символа Веры – основы христианства 21.2. Схоластическая философия(XI – XIV вв.) = Возникновение схоластики: o schola (греч.) – школа o возникновение связано с развитием городов и учебных заведений (школ): • церковные: монастырские, епископальные • светские: юридические, медицинские, математические o формировался слой интеллектуалов: педагоги, врачи, юристы, математики o назначение: достижение рационального знания о сущем (начале сущего, Боге) только с помощью логического рассуждения = аверроисты (сер. 13в.): o отстаивали необходимый характер божественной деятельности • из которого вытекал детерминизм природного мира o выступали против догмата творения и христианского учения о свободе воли o защищали положения Аристотеля, несовместимые с догматами христианской веры • о едином и вечном разуме, разуме общечеловеческом, подрывающем христианское убеждение об индивидуальных разумных душах и их бессмертии o в 1277 г. со стороны епископа Тампье и совета магистров теологического факультета Парижского университета последовало суровое осуждение: • аверроизма за слишком сильную рационалистическую тенденцию • перед лицом божественного всемогущества условным оказывается всякое познание природных свойств вещей. • научное знание лишалось той необходимости и несомненной достоверности, какую оно имело у Аристотеля и опиравшейся на него средневековой философии. • поскольку для Бога все возможно, то возможно и прямолинейное движение небесных сфер, что нарушает фундаментальный принцип античной физики и космологии, всей метафизики = Уильям Оккам (ок. 1300-1349гг.) o требует исходить только из текстов священного Писания и отвергает стремление объединить веру с разумом и с помощью разума обосновать истинность догматов веры o именно чувственное восприятие есть тот путь, каким мы можем получать свидетельство о реально существующем • познание должно быть направлено не на сущность вещи в ее всеобщности, а на единичную вещь o упразднил понятие первичной субстанции и существование идей (общих понятий) в божественном уме • идеи вовсе не предсуществуют в Боге в качестве прообразов вещей: • сначала Бог своей волей творит вещи, а уже затем в Его уме возникают идеи как репрезентации этих вещей • идеи - представления, вторичные по отношению к единичным индивидуумам o нет никаких оснований полагать, будто небесные тела состоят из другой материи, чем тела подлунного мира • все сотворенное отделено столь громадной пропастью от Творца, что граница между небесным и земным мирами уже не носит онтологического характера • небесные тела, вполне могут состоять из тех же четырех элементов, что и вещи на Земле (см. Галилей) 21.3. Средневековая наука = Роль религии в развитии европейской науки. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Христианская церковь и свободомыслие, ереси. = Арабская средневековая наука. Тема 22. Стратегии развития человечества 1 час 22.1. Основные факторы в развитии человечества = От мифа к Логосу: духи и мифы, боги Древних царств, боги Античности и рок, бог и человек в Средневековье, научное мировоззрение = Инверсия адаптации: морфофизиологические приспособления в природе, адаптационное поведение, орудия труда, машины и механизмы, искусственные источники энергии, АСУ и ЭВМ, искусственная среда = Общественное разделение труда и власть: первобытно-общинный строй, деспотия Древних царств, города-полисы и демократия, рабовладельческие империи, свободные землепашцы и феодалы, буржуазное общество. 22.2. Динамика изобретений и численности человечества 22.3. Этапы развития = экономические общества: o доэкономическое o экономическое o постэкономические, = общество и техническое развитие o классические (ресурсодобывающие) o индустриальные o постиндустриальные (информационные) 22.4. Цивилизация как результат взаимодействия факторов   Страна (регион) Террит. огр. (-) неогр. (+) Р/сила огр.(-) неогр. (+) Природа присп.(-) преобр. (+) Соц.стр. консерват – откр + Свобода личн. огр. (-) неогр. (+) Техника Индия (-) (+) (-) (-) (+) (-) Китай (-) (+) (-) (-) (+/-) (+/-) Япония (-) (+) (-) (-) (+/-) (+/-) Бл. Восток (+) (+) (+) (-) (-) (-) Античность (+) (-) (-) (+) (+) (-) Европа средневековая (+) (-) (+) (+) (+) (+) Россия             = допетровская (+) (+) (-) (+) (+/-) (-) = петровская (+) (+) (-) (-) (-) (+) = советская (+) (+) (+) (+) (+/-) (+) Семинар по темам раздела 4 Раздел 5. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ Тема 23. Предпосылки и этапы эпохи Возрождения 2 час 23.1. Философские предпосылки Новоевропейской культуры = итог развития философской мысли: o в XVI в. окончательно сформировалось сознание, прямо противоположное античному o для древнегреческого философа: • предел "выше" беспредельного, • форма совершеннее материи, • завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного, o для ренессансного сознания: • беспредельное (возможность, материя) совершеннее формы • бесконечное предпочтительно перед имеющим конец (предел), • становление и непрерывное превращение (возможность) - выше того, что неподвижно. o эпоха Возрождения и Античность: • главный лозунг культурного возрождения: "Назад к античности" • это не было прямым возвращением к античным идеалам, а формой самосознания эпохи • оппозиция к церковному христианству и стремление к секуляризации духовной и социальной жизни • получали своеобразное новое понимание начала, которые складывались в сознании общества на протяжении более чем тысячелетнего господства христианской религии = новые концепции: o бог как субстанция мира, но бог создал мир, установил его законы и «уехал за границу» o человек как высшее творение бога и высшая ценность; o человек способен понять божественный замысел и реализовать оставленные для него богом собственные задачи, ценность свободы самовыражения человека o природа как условие и средство деятельности человека, возможность опытного исследования природы, техника как преобразованная природа 23.2. Фазы становление Нового времени 1) Возрождение (1440—1540гг.). o объединение ремесленника и теоретика. o инженеры, Леонардо да Винчи. o путешествия и открытия, Христофор Колумб. o коперниканская революция o техника эпохи Ренессанса. Металлургия и химия. o экономические и научные результаты. 2) Первая буржуазная революция и религиозные войны (1540—1650гг.). o прогресс техники. Доменные печи и чугун, использование каменного угля. o новые философы-экспериментаторы 3) Зрелость науки (1650-1690). o основание научных обществ o Роберт Бойль, Роберт Гук. o корпускулярная философия, атомизм Гассенди. o закон преломления. Оптические стекла, «Оптика» Ньютона, теория цветов, свет как частицы или волны. o Гюйгенс, микроскоп, новый мир малых частиц. o пустота и барометр, воздушный насос фон Герике. o биология XVII века 23.3. Галилей(1564-1642) -основоположник опытной науки = обоснование Солнечной системы, Кеплер, телескоп. = разрушение античной космологии, суд над Галилеем. 23.4. Новая философия. Бэкон и Декарт. Разделение религии и науки = новые философы-ученые o Ф. Бэкон (1561-1626) - француз: • материалист, эмпиризм, • родоначальник новой философии • «Новый органон, или Истинные указания истолкования природы» (1620) • философ и политический деятель • Научно-философский вклад ü классификация наук ü «идолы разума» ü эмпирический метод ü государственная поддержка и организация науки o Р. Декарт (1596-1650) - англичанин: • родоначальник новой философии • «Рассуждения о методе» (1637) • рационалист, непосредственная достоверность знания, отказ от некритической традиции, сомнение • «Мыслю, следовательно, существую» - ü онтологическое превосходство умопостигаемого над чувственным ü субъективно переживаемый процесс мышления – основа для убежденности в существовании мира, его реальности ü мышление дано человеку непосредственно ü чувственный мир дан человеку опосредованно ü первичные и вторичные качества предметов • научное знание как система, в основании очевидное и достоверное утверждение • отождествление материи с пространством: ü преодолел Аристотелевское и Галилея различение «места» и «тела»: материя и пространство не различимы ü атомов и пустоты не существует, пространство и материя делимы до бесконечности ü всякое тело стало математическим, а математика (геометрия) – наукой о телесном мире • мир понимает как механизм, в котором всё тщательно сконструировано • познание опирается на интуицию, дающую правильные начала, и на дедукцию, дающую правильные выводы с помощью математики • добился разделения сфер науки и религии, что защитило и освободило ученых от преследований инквизиции =возрождение математики, статика и динамика. = магнетизм, механика человеческого тела, химия. Тема 24. Николай Кребс (Кузанский)(1401-1464гг.) 2 час 24.1. Личность = епископ Бриксенский (Тироль), кардинал и «легат по всей Германии», ген. викарий в Риме при папе Пие II = работы: «Об охоте за мудростью», «О католическом согласии», «О согласии веры», «Знающее незнание», «О предположениях», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами», «О вершине созерцания» и др. 24.2. Парадокс совпадения противоположностей: = " единому ничто не противоположно " o отсюда - "единое есть всё" - звучит уже вполне пантеистически o формула, предваряющая пантеизм Джордано Бруно. = единое тождественно бесконечному, абсолютный минимум - абсолютному максимуму o при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую o при уменьшении радиуса круга до минимума окружность превращается в точку = совпадение противоположностей - coincidentia oppositorum - оказывается важнейшим методологическим принципом философии Кузанца 24.3. Понимание бесконечности: = мир является потенциально бесконечным, а Бог - актуально бесконечным = понятие «единого» переосмысливается как актуальная бесконечность o совмещение противоположностей - единого и беспредельного o в античности актуально бесконечное беспредельное мыслилось: • как становление, как беспрерывное и без конца переступание предела, • как чистая потенция, как материя, лишенная формы и противопоставлявшееся форме • форма есть граница, она кладет предел беспредельному, создавая таким образом и целое, каковым является аристотелевский космос o теперь оно мыслится как актуально завершенное - единое • бесконечность Бога негативна - от изобилия, ибо в Боге все актуально есть, презадано • бесконечность чистой материи привативна, потому что она бесконечна - в возможности • природа (единое) бесконечна актуально как их единство (воплощение) = оформленная материя ниже, чем материя абсолютная, голое ничто o предикат бесконечного стал основным атрибутом божественного o оформленная материя и воплотившаяся форма - это нечто конечное и имеют низший статус 24.4. Разум (интеллект) и рассудок = основным принципом рассудка является запрет противоречия, запрет совмещения противоположностей = математика есть продукт деятельности рассудка o главный закон рассудка, сформулированный Аристотелем составляет фундамент евклидовых "Начал", o в «Началах» подытожено развитие древнегреческой математики на протяжении нескольких веков o важнейшие аксиомы геометрии возникают из стремления преодолеть те противоречия, которые влекут за собой допущение понятия актуальной бесконечности o "роговидные углы по отношению к любому прямолинейному являются актуальными бесконечно малыми, или неархимедовыми, величинами" Аксиома Евдокса у Евклида решает важную задачу: " Евклид хочет лишить права находиться в отношении " бесконечно малые " и " бесконечно большие " образы, как, например, введенные уже древними философами (Демокрит) последние частицы (атомы, неделимые) отрезка или же всю бесконечную прямую".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: