o неподвижных звезд - движется в западном направлении
o несущие (деференты) - большие окружности (с планетами, Солнцем и Луной) вращаются в восточном направлении с более медленными переменными скоростями
o эпициклы - меньшие окружности для более сложных движений планет (исключая Солнце и Луну), постоянно вращается вокруг некой точки, вращающейся по несущей
o эпициклы не лежали в плоскости сфер несущих, что объясняло изменение светимости
= открытая (доступная для изменения) схема движения
o изменять можно было параметры и состав всех компонент схемы, в т.ч. точки центров окружностей (экванты)
o изменяя задаваемые темпы вращения для каждой несущей и эпицикла, можно было подогнать под наблюдения траекторию переменных движений для каждой из планет
= историческое значение:
o качественно и количественно объясняла тонкие аспекты движения планет
o первый вариант теории с ядром и гипотезами ad hoc, способная защищаться от новых противоречивых фактов
19.7. Римское право
= был придан новый смысл понятиям объективной рациональности и естественного закона
= ясная систематизация в области торговых и юридических сделок на территории всей империи
o устранило царивший в местных обычаях сумбур
o способствовало развитию принципов законного обязательства и владения собственностью
= введены основы местного самоуправления
= оказало решающее воздействие на дальнейшее развитие Запада
Семинар по темам разделов 1-3
Методологический семинар 4: Анализ аспекта бытия.
Раздел 4.
Наука и техника в Средние века
Тема 20. Средневековая Европа
20.1. Закат Античности
= Социально-экономическое развитие античного мира
o элита и плебс, рабы
o исчерпание потенциала рабского труда.
= Эволюция государств - от республики к империи, варвары, крушение Римской империи
o классическая греко-римская цивилизация, прошла стадии зарождения, расцвета и упадка в течение одной тысячи лет
= Факторы средневековой эволюции:
o ослабление и распад централизованной власти
o избыток земли и дефицит рабочей силы;
20.2. Зарождение христианства
= иудейский монотеизм:
o единый и абсолютный Бог, стоящий над всеми
o подавление Римом палестинского восстания, захват Иерусалима (70 г. н.э.)
o рассеяние иерусалимской общины, связывавшей христианскую религию с иудаизмом
o империи Александра и Рима как социальная основа для монотеизма
= значение учения
o греческая философия как форма, для истолкования христианской веры
o христианское понимание истории как развертывание божественного замысла
o религия опустилась до масс:
• необходимость приближения религии к простому народу потребовала заменить представления о силе разума – силой веры, знания и наука отошли на задний план
• посвященным потенциально становилось все человечество, а не немногие избранные
«Бог полностью вочеловечился, на себе испытав все страдания, коим подвержена смертная плоть, приняв на себя вселенское бремя вины человеческой и одолев в себе нравственные заблуждения, перед которыми столь уязвима свободная воля человека, – всем этим Бог совершил искупление человечества, высвободив его из состояния отчуждения от божественного начала»
Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
o в Христе Бог стал человеком:
• начало избавительному воссоединению двух миров, ранее разделенных, - Божьего и человеческого
• преодолено отчуждение: историческое и вечное, абсолютное и личное, человеческое и божественное
• Бог перестаёт быть враждебной силой, он становится защитником человека, гарантом его счастья
• человеку необходимо понять свои недостатки и положенные ему пределы, а затем ввериться Христу
• все испытания и ужасы настоящего становились преодолимыми
o Логос – спасительное Слово Божье:
• несущее откровение о божественной сущности человека и Космоса
• акт любви со стороны Бога: верить – значит спастись
• вера выше разума и понимания. Без изначальной преданности Богу все умственные устремления и искания будут неизбежно сбиваться на ошибочную стезю, в дебри ложных блужданий
20.3. Возвышение Церкви
= мир человека:
o ослабление и распад Римской империи:
• взаимная ответственность гражданина и общества оказались подорванными
• наступила неразбериха нового политического устройства
o героизм, занимавший центральное место в греческом характере, теперь сосредоточился в образе Христа
o мученичество, эта крайняя форма смирения перед Богом, представало высочайшим христианским идеалом
= эпоха веры:
o власть и церковь, культурные и светские функции церкви
o формирование социального института церкви:
• для распространения учения в массах произошла профанация изложения его основ
• во II и III веках резко возросло число враждебных сект и учений
• необходима авторитетная церковная структура, способная подтверждать, распространять и поддерживать убеждения верующих
• на смену плюрализму классической культуры пришла подчеркнуто монолитная система: единый Бог, единая Церковь, единая Истина
• церковь превратилась в апелляционный суд для любых спорных вопросов, в преследующую и карающую длань религиозного закона
o христианин эпохи католического средневековья:
• находился в тисках строжайших интеллектуальных ограничений
• "сомнение" - не важнейшая добродетель рассудка, но серьезное духовное упущение
= концепция христианской религии:
o закономерный переход к единобожию и целостному мировоззрению, рождение мировых религий
o проблема добра и зла, понятие греха, свобода выбора для человечества
«К грехопадению человека толкнул его добровольный бунт против надлежащей божественной иерархии – бунт, в основе которого лежало утверждение плотских ценностей над ценностями духовными»
Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
o мифологизация рождения земледелия
o индивидуальный путь личности: распятие Христа как предельная искупительная жертва, крещение и жизнь в добре
o христианская Троица, Святой Дух
«Иисус обещал своим ученикам, что Бог ниспошлет Дух Святой, дабы пребывал с ними, продолжая и ведя к исполнению Его искупительный замысел».
«Присутствие Духа Святого наделяло Церковь божественной властью в глазах верующих, догмат о Святом Духе рассматривался как основа самой жизни Церкви, находящая выражение во всех сторонах церковной деятельности: в ее таинствах, молитвах, ее учении, в ее развивающейся традиции, официальной иерархии и в ее духовном авторитете»
Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
= Рим и Византия:
o обращение императора Константина в христианство (в нач. IVв.):
• цель: поддержание общественного порядка, контроль за действиями и верованиями граждан
• границы христианской Церкви совпадали с границами Римского государства
• Римская Империя христианизировалась, христианство романизировалась
o последствия переноса столицы из Рима в Византию (Константинополь)
«Географическая удаленность, различия в языке, культуре, политических обстоятельствах, разные последствия варварских и мусульманских набегов, множество серьезных столкновений на почве догматики, и, наконец, собственное тяготение Запада к автономии – все это делало пропасть, разделявшую латинскую церковь Рима и греческую церковь Византии, непреодолимой»
Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). Пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
• разделение церкви на Западную католическую и Восточную формально было провозглашено в 1054г.
• Восточная православная церковь оставалась сообществом церквей, связанных общностью веры, мирянам была отведена гораздо большая роль в религиозных делах, чем это было в католицизме
• на Востоке церковь была, как и встарь, тесно связана с политической системой Византийской империи
• на Востоке почти отсутствовали "юридические" отношения между Богом и человеком, характерные для западного христианства, зато преобладало вочеловечение Бога, обожествление человечества
• католическая церковь постепенно превращаясь в сложный социальный институт с четко определенными структурами иерархичной власти и доктринальной традицией
20.4. Социально-экономическое развитие
= феодальный распад единого политического и экономического пространства Европы
= техническое и экономическое развитие:
o свободный землепашец и феодалы
o плодородие почв, специализация производства, товарообмен, мотивация к труду
o массовое внедрение технических изобретений, водяная и ветряная мельницы, производительность труда
o гужевой транспорт: хомут и подковы для лошади, дороги
= формирование ремесленничества как социального института, социальный заказ, город и цеховая организация
20.5. Зарождение буржуазных отношений:
= социально-экономические предпосылки
o развитие международного разделения труда, торговля,
o великие географические открытия, открытие Нового света
o экономические изменения, рост элиты и потребности в комфорте, товарах
o промышленное развитие: интенсивное развитие ремесленничества, мануфактур, добычи и переработки металлов, проблемы топлива (дрова, уголь)
= социально-политические предпосылки
o порох и огнестрельное оружие, падение крепостей
o слияние власти и торгового капитала
Тема 21. Философская мысль средневековья 1 час
21.1. Апологетика (II и III в.)
= формирование теоретической концепции христианства на основе греческой философии
= формулировка догматов христианства:
o Троица и её ипостаси (Бог-Отец, Бог-Сын-Логос, Бог - Дух Святой) – теологизация человеческой сложности
o добро и зло, грех, спасение, благодать, распятие,
= объединение античной философии с религией личного Бога
o Бог иудейский:
• Единый и давший Закон жизни (Тора)
• личностно окрашенный, спаситель, дан человеку чувственно, иррационально (через Откровение)
o теоретическая философская традиция Античности исходила из:
• единого и первичного Божественного разума и его онтологизации,
• «мира Идей» Платона как первичной сущности
• принципиального различия между творением и Творцом
o актуальная проблема религиозной концепции христианства:
• приблизить теоретические философские концепции Античности к уровню понимания плебса
• перенести акцент с разума на веру, на иррациональное
• уравнять в бытии Бога (конечное, определено сущее) с материей (становящееся, бесконечно делимое, беспередельное)
= Никейский собор (325г.):
o принятие Символа Веры – основы христианства
21.2. Схоластическая философия(XI – XIV вв.)
= Возникновение схоластики:
o schola (греч.) – школа
o возникновение связано с развитием городов и учебных заведений (школ):
o формировался слой интеллектуалов: педагоги, врачи, юристы, математики
o назначение: достижение рационального знания о сущем (начале сущего, Боге) только с помощью логического рассуждения
= аверроисты (сер. 13в.):
o отстаивали необходимый характер божественной деятельности
• из которого вытекал детерминизм природного мира
o выступали против догмата творения и христианского учения о свободе воли
o защищали положения Аристотеля, несовместимые с догматами христианской веры
• о едином и вечном разуме, разуме общечеловеческом, подрывающем христианское убеждение об индивидуальных разумных душах и их бессмертии
o в 1277 г. со стороны епископа Тампье и совета магистров теологического факультета Парижского университета последовало суровое осуждение:
• аверроизма за слишком сильную рационалистическую тенденцию
• перед лицом божественного всемогущества условным оказывается всякое познание природных свойств вещей.
• научное знание лишалось той необходимости и несомненной достоверности, какую оно имело у Аристотеля и опиравшейся на него средневековой философии.
• поскольку для Бога все возможно, то возможно и прямолинейное движение небесных сфер, что нарушает фундаментальный принцип античной физики и космологии, всей метафизики
= Уильям Оккам (ок. 1300-1349гг.)
o требует исходить только из текстов священного Писания и отвергает стремление объединить веру с разумом и с помощью разума обосновать истинность догматов веры
o именно чувственное восприятие есть тот путь, каким мы можем получать свидетельство о реально существующем
• познание должно быть направлено не на сущность вещи в ее всеобщности, а на единичную вещь
o упразднил понятие первичной субстанции и существование идей (общих понятий) в божественном уме
• идеи вовсе не предсуществуют в Боге в качестве прообразов вещей:
• сначала Бог своей волей творит вещи, а уже затем в Его уме возникают идеи как репрезентации этих вещей
• идеи - представления, вторичные по отношению к единичным индивидуумам
o нет никаких оснований полагать, будто небесные тела состоят из другой материи, чем тела подлунного мира
• все сотворенное отделено столь громадной пропастью от Творца, что граница между небесным и земным мирами уже не носит онтологического характера
• небесные тела, вполне могут состоять из тех же четырех элементов, что и вещи на Земле (см. Галилей)
21.3. Средневековая наука
= Роль религии в развитии европейской науки. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Христианская церковь и свободомыслие, ереси.
= Арабская средневековая наука.
Тема 22. Стратегии развития человечества 1 час
22.1. Основные факторы в развитии человечества
= От мифа к Логосу: духи и мифы, боги Древних царств, боги Античности и рок, бог и человек в Средневековье, научное мировоззрение
= Инверсия адаптации: морфофизиологические приспособления в природе, адаптационное поведение, орудия труда, машины и механизмы, искусственные источники энергии, АСУ и ЭВМ, искусственная среда
= Общественное разделение труда и власть: первобытно-общинный строй, деспотия Древних царств, города-полисы и демократия, рабовладельческие империи, свободные землепашцы и феодалы, буржуазное общество.
22.2. Динамика изобретений и численности человечества
22.3. Этапы развития
= экономические общества:
o доэкономическое
o экономическое
o постэкономические,
= общество и техническое развитие
o классические (ресурсодобывающие)
o индустриальные
o постиндустриальные (информационные)
22.4. Цивилизация как результат взаимодействия факторов
Страна (регион)
Террит.
огр. (-)
неогр. (+)
Р/сила
огр.(-)
неогр. (+)
Природа
присп.(-)
преобр. (+)
Соц.стр.
консерват –
откр +
Свобода личн.
огр. (-)
неогр. (+)
Техника
Индия
(-)
(+)
(-)
(-)
(+)
(-)
Китай
(-)
(+)
(-)
(-)
(+/-)
(+/-)
Япония
(-)
(+)
(-)
(-)
(+/-)
(+/-)
Бл. Восток
(+)
(+)
(+)
(-)
(-)
(-)
Античность
(+)
(-)
(-)
(+)
(+)
(-)
Европа средневековая
(+)
(-)
(+)
(+)
(+)
(+)
Россия
= допетровская
(+)
(+)
(-)
(+)
(+/-)
(-)
= петровская
(+)
(+)
(-)
(-)
(-)
(+)
= советская
(+)
(+)
(+)
(+)
(+/-)
(+)
Семинар по темам раздела 4
Раздел 5.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Тема 23. Предпосылки и этапы эпохи Возрождения 2 час
23.1. Философские предпосылки Новоевропейской культуры
= итог развития философской мысли:
o в XVI в. окончательно сформировалось сознание, прямо противоположное античному
o для древнегреческого философа:
• предел "выше" беспредельного,
• форма совершеннее материи,
• завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного,
o для ренессансного сознания:
• беспредельное (возможность, материя) совершеннее формы
• бесконечное предпочтительно перед имеющим конец (предел),
• становление и непрерывное превращение (возможность) - выше того, что неподвижно.
o эпоха Возрождения и Античность:
• главный лозунг культурного возрождения: "Назад к античности"
• это не было прямым возвращением к античным идеалам, а формой самосознания эпохи
• оппозиция к церковному христианству и стремление к секуляризации духовной и социальной жизни
• получали своеобразное новое понимание начала, которые складывались в сознании общества на протяжении более чем тысячелетнего господства христианской религии
= новые концепции:
o бог как субстанция мира, но бог создал мир, установил его законы и «уехал за границу»
o человек как высшее творение бога и высшая ценность;
o человек способен понять божественный замысел и реализовать оставленные для него богом собственные задачи, ценность свободы самовыражения человека
o природа как условие и средство деятельности человека, возможность опытного исследования природы, техника как преобразованная природа
23.2. Фазы становление Нового времени
1) Возрождение (1440—1540гг.).
o объединение ремесленника и теоретика.
o инженеры, Леонардо да Винчи.
o путешествия и открытия, Христофор Колумб.
o коперниканская революция
o техника эпохи Ренессанса. Металлургия и химия.
o экономические и научные результаты.
2) Первая буржуазная революция и религиозные войны (1540—1650гг.).
o прогресс техники. Доменные печи и чугун, использование каменного угля.
o новые философы-экспериментаторы
3) Зрелость науки (1650-1690).
o основание научных обществ
o Роберт Бойль, Роберт Гук.
o корпускулярная философия, атомизм Гассенди.
o закон преломления. Оптические стекла, «Оптика» Ньютона, теория цветов, свет как частицы или волны.
o Гюйгенс, микроскоп, новый мир малых частиц.
o пустота и барометр, воздушный насос фон Герике.
o биология XVII века
23.3. Галилей(1564-1642) -основоположник опытной науки
= обоснование Солнечной системы, Кеплер, телескоп.
= разрушение античной космологии, суд над Галилеем.
23.4. Новая философия. Бэкон и Декарт. Разделение религии и науки
= новые философы-ученые
o Ф. Бэкон (1561-1626) - француз:
• материалист, эмпиризм,
• родоначальник новой философии
• «Новый органон, или Истинные указания истолкования природы» (1620)
• философ и политический деятель
• Научно-философский вклад
ü классификация наук
ü «идолы разума»
ü эмпирический метод
ü государственная поддержка и организация науки
o Р. Декарт (1596-1650) - англичанин:
• родоначальник новой философии
• «Рассуждения о методе» (1637)
• рационалист, непосредственная достоверность знания, отказ от некритической традиции, сомнение
• «Мыслю, следовательно, существую» -
ü онтологическое превосходство умопостигаемого над чувственным
ü субъективно переживаемый процесс мышления – основа для убежденности в существовании мира, его реальности
ü мышление дано человеку непосредственно
ü чувственный мир дан человеку опосредованно
ü первичные и вторичные качества предметов
• научное знание как система, в основании очевидное и достоверное утверждение
• отождествление материи с пространством:
ü преодолел Аристотелевское и Галилея различение «места» и «тела»: материя и пространство не различимы
ü атомов и пустоты не существует, пространство и материя делимы до бесконечности
ü всякое тело стало математическим, а математика (геометрия) – наукой о телесном мире
• мир понимает как механизм, в котором всё тщательно сконструировано
• познание опирается на интуицию, дающую правильные начала, и на дедукцию, дающую правильные выводы с помощью математики
• добился разделения сфер науки и религии, что защитило и освободило ученых от преследований инквизиции
=возрождение математики, статика и динамика.
= магнетизм, механика человеческого тела, химия.
Тема 24. Николай Кребс (Кузанский)(1401-1464гг.) 2 час
24.1. Личность
= епископ Бриксенский (Тироль), кардинал и «легат по всей Германии», ген. викарий в Риме при папе Пие II
= работы: «Об охоте за мудростью», «О католическом согласии», «О согласии веры», «Знающее незнание», «О предположениях», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами», «О вершине созерцания» и др.
24.2. Парадокс совпадения противоположностей:
= " единому ничто не противоположно "
o отсюда - "единое есть всё" - звучит уже вполне пантеистически
o формула, предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
= единое тождественно бесконечному, абсолютный минимум - абсолютному максимуму
o при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую
o при уменьшении радиуса круга до минимума окружность превращается в точку
= совпадение противоположностей - coincidentia oppositorum - оказывается важнейшим методологическим принципом философии Кузанца
24.3. Понимание бесконечности:
= мир является потенциально бесконечным, а Бог - актуально бесконечным
= понятие «единого» переосмысливается как актуальная бесконечность
o совмещение противоположностей - единого и беспредельного
o в античности актуально бесконечное беспредельное мыслилось:
• как становление, как беспрерывное и без конца переступание предела,
• как чистая потенция, как материя, лишенная формы и противопоставлявшееся форме
• форма есть граница, она кладет предел беспредельному, создавая таким образом и целое, каковым является аристотелевский космос
o теперь оно мыслится как актуально завершенное - единое
• бесконечность Бога негативна - от изобилия, ибо в Боге все актуально есть, презадано
• бесконечность чистой материи привативна, потому что она бесконечна - в возможности
• природа (единое) бесконечна актуально как их единство (воплощение)
= оформленная материя ниже, чем материя абсолютная, голое ничто
o предикат бесконечного стал основным атрибутом божественного
o оформленная материя и воплотившаяся форма - это нечто конечное и имеют низший статус
24.4. Разум (интеллект) и рассудок
= основным принципом рассудка является запрет противоречия, запрет совмещения противоположностей
= математика есть продукт деятельности рассудка
o главный закон рассудка, сформулированный Аристотелем составляет фундамент евклидовых "Начал",
o в «Началах» подытожено развитие древнегреческой математики на протяжении нескольких веков
o важнейшие аксиомы геометрии возникают из стремления преодолеть те противоречия, которые влекут за собой допущение понятия актуальной бесконечности
o "роговидные углы по отношению к любому прямолинейному являются актуальными бесконечно малыми, или неархимедовыми, величинами"
Аксиома Евдокса у Евклида решает важную задачу:
" Евклид хочет лишить права находиться в отношении " бесконечно малые " и " бесконечно большие " образы, как, например, введенные уже древними философами (Демокрит) последние частицы (атомы, неделимые) отрезка или же всю бесконечную прямую".
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: