Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 2 страница

o Вождь • в оперативных, достаточно типичных жизненных ситуациях, требующих незамедлительных совместных действий управляет единоличный лидер - вожак (вождь) сообщества • наиболее авторитетный, сильный, сообразительный и умелый из его членов. o Совет старейшин • собрание наиболее пожилых, немощных и мудрых, накопивших наибольший жизненный опыт, членов сообщества. • принимает решения в ситуациях, связанных со значительной неопределенностью и максимально взвешенным и обоснованным выбором, особенно имеющим стратегическое значение o Знахарь (шаман) - «кризисный» специалист • включается в нестандартных ситуациях, не поддающихся решению на основе простого жизненного опыта, накопленного методом проб и ошибок, особенно при регулировании социальных отношений и выполнении ритуалов, необходимости снятия коллективных и индивидуальных психологических проблем, негативных состояний индивидуального здоровья • не выделяется своим физическим состоянием, но обладает особыми психологическими и интеллектуальными способностями o «Кадровый резерв»: дети и женщины - матери = Ритуал и миф o Семиотическая сущность мифологии: • каждый образ и ситуация имеют собственный мистический смысл, знаковую природу • пример: подвиги Геракла – «Агниевы конюшни» вычищены потоком реки o Функции мифа • «объяснительная» и «проективная» функции мифологии • «миф» как пространство мышления и деятельности o Ритуал: • сущность и социальная роль • создание социальных объектов • воспроизводство социальной эстафеты 5.4. Вторая сигнальная система = Способность к вербальному знаково-символическому мышлению, созданию на этой основе второй сигнальной системы и семиотической реальности как специфической для человека духовной среды обитания формируется в цепи «Сигнал» → «Знак» → «Символ». 1) Сигнал. • Животные, обладающие первой сигнальной системой (по Павлову), способны к рефлекторному реагированию на вторичные факторы окружающей среды (для них - сигналы), постоянно сопутствующие значимым экологическим факторам. При этом связь значимых факторов и сигналов однозначная и жесткая на уровне автоматизмов условных рефлексов. «Языки большинства животных, включая и язык обезьян, — это совокупность конкретных сигналов — звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент. Важная особенность основных видов коммуникации большинства животных — ее непреднамеренность, т.е. сигналы не имеют непосредственного адресата. Этим естественные языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли. В языках животных сигналы видоспецифичны: в общих чертах они одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически, а их набор практически не подлежит расширению». Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных: - М.: Аспект Пресс, 2002, с. 194-195. 2) Знак. • знак от сигнала отличается отсутствием жесткой обусловленной связи между обозначаемым предметом и самим знаком, их связь не определяется биотическими механизмами, произвольна и вводится самим субъектом (сообществом). • знаки как инструмент формирования приспособительных реакций ограничены областью единичного и конкретного. 3) Символ • Символизация — установление эквивалентности между нейтральными знаками (символами) и предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями. «В процессе эволюции исходная функция какого-либо поведенческого сценария животных модифицируется, упрощается и, превращаясь в знак, информационный сигнал, становится средством коммуникации смыслов этого сценария, мыслей, средством передачи на расстояние необходимой для выживания внутривидовой когнитивной информации. … Знак как строгая последовательность непосредственно воспринимаемых стереотипных перцептивных образов репрезентирует только смысл поведенческого сценария. … Ритуализация поведения позволяет животным получать самую разнообразную, необходимую для выживания внутривидовую информацию». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006, с. 185-186. • Для многих животных элементарный уровень символьного внутривидового общения и знаково-символического мышления оказался вполне достаточен для адаптации и выживания в течение сотен миллионов лет. = Вербализация мышления и речи o процесс вербализации речи и знаково-символического мышления является ключевым в генезисе и становлении человека. o 2-я сигнальная система зарождается не для передачи информации, а в форме регулирующей, управляющей речи. • это подтверждается, во-первых, структурой зон мозга. «древнейшие зоны речевой деятельности возникают в моторной (двигательной), а не сенсорной (чувствующей) области коры. … вторая сигнальная система родилась как система принуждения между индивидами: чего не делать; что делать». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - СПб: Алетейя, 2007. – с. 436. • у ребенка первоначально слово служит для управления взрослыми и с их помощью удовлетворения своих потребностей. • по мере овладения словом человек овладевает и собственными психическими процессами, своими потребностями «Структура поведения ребенка определяется моделью, где действие разделено между двумя людьми: мать говорит ему: "На мячик", "Дай мячик", он тянется к мячу; в более позднем возрасте он сам говорит "мячик", называет, фиксирует словами предметы, к которым тянется и с которыми манипулирует: он вобрал в себя оба полюса, ранее разделенные между двумя действующими лицами. Так "интерпсихическое действие превращается в его интрапсихическую структуру"; слова, указания, запрещения, которые он раньше слышал от других, становятся его внутренними средствами организации психической деятельности». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - СПб.: Алетейя, 2007. – с. 103. o постепенно символьные мышление и речь начинают выполнять не только регулирующую, но и информационно-объяснительную функцию, берут на себя задачи формирования представлений о причинах и закономерностях мира, его объяснения и прогнозирования «Речевое общение в коллективах первобытных охотников и собирателей, вероятно, носило крайне ограниченный характер, довольствуясь лишь минимальным запасом слов и фраз, необходимых для передачи адаптивно ценной информации. Они использовались главным образом для обозначения смыслов перцептивных образов, представлений и прототипов, каких-то их ассоциаций и сценариев, относящихся к предметам повседневного быта, животным и растениям, окружающей природе, социальным отношениям, а также к производству орудий охоты, приготовлению пищи и содержанию простейших религиозно-культовых верований». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006, с. 197-198. o вербальные формы «опираются» на невербальные, «вырастают» из них и продолжают сосуществовать в форме «концептов», где в тесном смысловом единстве сплавлены слово, действие, образ и чувства. o символизация на основе вербализации, ставшая доступной человеку позволила: • сформировать вербального понятийно-логическое мышление и вербальные знания о природном и социальном мире; • расширить инструментарий мышления, обеспечить замещение реальных объектов и явлений их символами не только в процессе восприятия, но и вне его • ввести в процессы мышления обобщенные, абстрактные и идеальные представления, выйти в языковой форме на уровень интеллектуального оперирования понятиями и генерирования новых понятий • осознать на основе вербализации собственных потребностей и поведения и превратить их в предмет осмысления и управления, отделить биотических потребностей от социальных; • дополнить социальную эстафету трансляции в поколениях навыков адаптивного поведения (научения) эстафетой вербальных знаний и их понимания – обучением. «Орудия — это опредмеченный опыт. В них умения и знания человека, изготовившего орудие, находят свое материальное воплощение. Эти знания и умения лишь отчасти являются результатом сугубо индивидуального опыта, в основном же они — результат опыта предыдущих поколений, являющегося следствием разделения труда и развития общения. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. Пер. с нем. - М.: «ПРОГРЕСС», 1983, с. 49. • создать особую символическую реальность как духовную среду обитания человека. 5.5. Семиотическая реальность = Уровни семиотической реальности o индивидуальный: • с формированием у человека вербального знаково-символического мышления, развиваются соответствующие предметные и непредметные понятия, • из понятий складываются комплексы знаково-символических представлений о природном и социальном мире его окружающем • здесь происходит духовная жизнь человека, в ней потребности людей, связи и взаимодействия в общине получают социально нормированную форму и смыслы • этот слой надстраивается над психофизиологическим уровнем и разрастается за счет наполнения его множеством знаково-символических элементов и процессов, образующих духовную жизнь человека. • Индивидуальная семиотическая реальность, как и духовная жизнь индивида вообще, не ограничиваются социальным содержанием, а наполняется и собственными представлениями, объектами и продуктами мышления. • биотические отношения и взаимодействия между отдельными членами сообщества не исчезают и не уменьшаются, но концентрируются в локальной области семейно-родственной организации общины. o Коллективный (социальный) • человеческое общество «вырастает» из биотического уровня, социальная жизнь перестает определяться только непосредственно биотически мотивированными взаимодействиями людей • этот слой формируют новые социальные отношения и структуры не биотической, а знаково-символической, семиотической природы. • сюда выходят собственно социальные (родоплеменные) ценности, нормы, мотивации и процедуры, необходимые для обеспечения самосохранения и развития человеческого сообщества как небиотической самоорганизующейся целостности, • в основе социальной жизни лежит уже не биотический, а социальный отбор и саморегулирование. • человеческое общество приобретает собственную семиотическую основу, соответствующую его природе и надстраивающуюся над пространством его биотического существования вначале как вспомогательная, а затем уже и как определяющая социальную жизнь реальность = Парадоксальность семиотической реальности o семантическая реальность состоит из знаково-символических духовных объектов, существующих только в сознании отдельных людей, другого бытия у семиотических объектов не может быть по природе o индивид по отношению к своей духовной жизни, к знаково-символическим объектам, наполняющим его мышление, в общем случае обладает свободой, т.е. эти объекты для него произвольны, он их может по своему желанию порождать и изменять. o но только не для социальных духовных объектов, которые идентичны в сознании всех людей данного сообщества одновременно и является не индивидуальным, а сугубо коллективным, социальным. o это происходит в связи с особым ритуальным способом порождения и функционирования социальных духовных объектов в сознании каждого отдельного человека и всех членов данного сообщества • каждый этап биотического жизненного цикла человека становится социально значимым и соотносится с соответствующим социальным этапом его жизни как члена сообщества не автоматически, вслед за его биотической историей, а только в процессе коллективного исполнения определенных ритуалов. • именно ритуал придаёт человеку его социальный статус с конкретными правами и обязанностями: рождение человека, его превращение во взрослого, образование семьи и превращение в супруга и родителя, старость, признание умершим. • переход человека в следующий социальный статус определяется не событиями его биотической жизни, а исключительно коллективным исполнением соответствующего ритуала • именно в процессе коллективного исполнения ритуала в сознании всех членов сообщества (рода, фратрии, племени) создается образ уникального и идентичного для всех социального существа или меняются свойства, статус уже имеющегося социального существа. • При этом все участники ритуала воспринимают вновь введенное социальное существо как безусловную реальность, как такой же социальный объект как и все другие ранее существующие • Биотическая форма (организм) при этом служит только знаком социального объекта = Изобретение знаков и действий с ними: o Функции знаков • функция замещения • объяснительная функция o Виды знаков • знаки-модели: по материалу (но не по функции и природе) совпадают с объектом (пальцы (камешки, ракушки, зарубки, черточки), с помощью которых считали древние народы) • знаки-символы: деревянный или каменный идол • знаки-обозначения: объект и знак по материалу не совпадают, элементы мыслительных операций в семиотической реальности • знаки как «вторичные» объекты: планы полей в шумеро-вавилонской математике – это не только изображения (знаки-модели) соответствующих полей, но и самостоятельные (вторичные) предметы: их анализируют, преобразуют, к ним относят результаты вычисления площадей или знания о форме поля o Знак и мышление = знак «Душа»: o позволило архаическому человеку осмыслить определенные явления и создать соответствующие практики o смерть: • смысл (операция преобразования знака): "уход" навсегда души из тела; • архаическая практика – захоронения, понимаемая как создание (постройка) для души нового дома, который оснащался всем, что нужно было душе для продолжения на новом месте полноценной жизни o болезнь: • смысл (операция преобразования знака): "временный уход души из тела" • архаическая практика – врачевание (лечение), приемы воздействия на душу [уговоры души, преподнесение ей подарков – жертвы, создание условий, которые она любит – тепло, холод, влажность, действие трав и т.д., с целью заставить ее вернуться в тело • возвращение души в тело - осмысленное как "выздоровление" – это фактически обратная операция со знаком по сравнению с прямой – временным уходом души o сновидение • смысл (операция преобразования знака): приход в тело человека во время сна другой души (или путешествие собственной души вне тела в период сна) • обратная операция задала смысл пробуждения, выхода из сновидения. • архаическая практика – толкование сновидений, понимаемых как свидетельства души. o «общение с духами» • вызов души, предъявление ее зрению или слуху, • обращение к душе, общение с ней, • архаические практики: рисование, пение, игра на инструментах, исполнение ритуалов в масках и обращение к скульптурным фигурам • техника архаической практики: изготовление музыкальных инструментов и масок, орудий и материалов для живописи и скульптуры • технологии древнего искусства: рисование, танец, изготовление скульптур и т.д. 5.6. Язык и познание = понятие o система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. o с помощью языка познаётся мир, в нем объективируется самосознание личности o специфически социальное средство накопления и передачи знаний, управления человеческим поведением Др. Греция: o познать явление – дать ему имя и число o всеобъемлющее хранилище человеческих знаний o овладевая начальным уровнем языка в детстве, человек всю жизнь погружается в него как целостную систему знаний человечества о мире, социуме и личности 5.7. Архаическая техника: = Технические изобретения: o орудия труда: копьё, гарпун, каменный топор, лучковое сверло, лук, праща, духовое ружьё o средства жизнедеятельности: жилище (землянка, пещера), одежда, лодка = Технологии: o огонь: • цели использования: обогрев, отпугивание хищников, приготовление пищи • способы использования: добывания и поддержания, использования (открытый огонь, горячие камни, глиняная посуда) o ферментация: дубление кож, крашение, o обработка: природных материалов (в каменном веке - дерево, кость, кожи, затем и металлы) o скрепление: прокалывать, сшивать, скручивать, привязывать, сплетать и ткать. = Архаическое понимание техники и технологии o способ деятельности: древняя технология для архаического человека – это способ побуждения и воздействия на души сакральных существ o «распредмечивание» техники и технической деятельности: превращение их в текст o цитата из книги Т. Хейердала " Аку-Аку " Приложение 1 5.8. Итог Исходное состояние развития человеческого общества для последующего анализа процесса формирования условий и предпосылок генезиса науки. 1) архаический человек, обладающий способностью к социализации и необходимыми для теоретической познавательной деятельности базовыми способностями, в том числе • вербальным понятийно-логическим мышлением, • способностью к замещению предметной деятельности знаково-символическим оперированием в мышлении, т.е. способностью к теоретическому мышлению 2) человеческое общество, являющееся самоорганизующейся целостной системой, обеспечивающей социальное воспроизводство человека - познающего; 3) негенетический механизм интеллектуальной адаптации на основе • преодоления физических ограниченностей тела за счет применения искусственных орудий, • преобразования окружающей среды • и замещения реальной деятельности мысленным оперированием ментальными моделями. 4) Язык o средство познания и всеобъемлющее хранилище человеческих знаний o овладевая начальным уровнем языка в детстве, человек всю жизнь погружается в него как целостную систему знаний человечества о мире, социуме и личности 5) Интеллектуальная познавательная и конструктивно-преобразующая деятельность становится базовым видом деятельности архаического человека, определяющим возможности существования и прогрессивной эволюции человеческого общества. Тема 6. Рождение земледелия1 час 6.1. Факторы эволюции: = Изменения климата o отступление ледников вызывает потепление и смену растительного и животного мира • виды крупных животных (мамонты) сменяются более мелкими видами (олени) • стада заменились мелкими группами или отдельными животными • собирательство останков дополняется рыбной ловлей и охотой = Развитие техники o развивается набор каменных и костяных орудий o специализируется техника рыбной ловли и охоты 6.2. Зарождение земледелия = социально-историческая обусловленность: o накопление опыта и практических знаний o совершенствование технологий собирательства и охоты = стимулирующие факторы: o (--) рост численности человечества o (--) истощение природных ресурсов o (+) освоение плодородных речных долин = способ формирования: o наблюдение за последствиями ритуалов и жертвоприношений o наблюдение за условиями естественного произрастания злаков и жизнью животных o одомашнивание растений и животных o ведение садоводства o формирование практики обработки земли и переход от лугового укоса к засеву = значение земледелия: o смена паразитического способ существования человека на производительный o формирование трудовой деятельности («труда») «неолитический изготовитель орудий впервые изобрел «ежедневный труд» как «старательное выполнение определенного задания, конечный продукт которого имеет общественную пользу, но непосредственное вознаграждение за которое для самого работника незначительно; если же работа длится чересчур долго, то она даже превратится в наказание. Такая работа оправдывалась лишь в том случае, если ее конечная польза для общины оказывалась больше, нежели та, которой можно было добиться при более необязательном, легкомысленном, «любительском» подходе к труду». Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. Перевод с англ. - М. Логос, 2001, с. 184. o повышение производительности труда • организационные преимущества специализации в социальном разделении труда • совершенствование духовных и материальных средств = проблема наследования o принцип: кто создал, тому и принадлежит • земледелие основано на земле как ресурсе, которая очищается и делается пригодной (создается) мужчинами, земля – собственность мужчин • но земля обрабатывается совместно, даже в большей мере женщинами. Потребляются непосредственно не земля, а плоды труда. o принцип: надо делиться с родственниками • богатство оценивается по ценности раздаваемых подарков, способности помочь и одарить, угостить других • богатого и жадного могли убить и все забрать (первобытный коммунизм) • для личного потребления производителем оставляется часть продукта, а остальное передается в общее пользование o мотивация активности и успешности: • социальный авторитет, уважение, статус • земля – собственность мужчин, продукты – совместная собственность (в долях) 6.3. Социальное устройство = Экзогамия o запрет браков внутри круга близких родственников (род) для преодоления вырождения o разделение социальных процессов: • сексуальные отношения в коллективе порождали агрессию и были выведены из общинной жизни • сексуальные отношения - это индивидуально-личностные отношения, община только контролировала их допустимость (отсутствие кровосмешения) и взаимность • воспитанием и социализацией ребенка занимались родственники (род), отец мог только присутствовать, играть с ним = Род (сельская община) o обеспечивает хозяйственную жизнь, младенчество и детство человека o объединяется на одной территории в сельскую общину o основан на повседневном чувственном взаимодействии его членов = Фратрия o 2-3 соседних рода, связанные общей экзогамией o соседние фратрии, не связанные экзогамией, объединяются перекрестными брачными отношениями = Племя: o несколько фратрий объединяются в племя o племя имеет нематериальную основу (знаково-символическую) единства: ритуалы, мифы, тотемы o совет старейшин племени o совместно участвуют в праздниках, военных действиях, принимают общие важные решения, = Иерархическая структура o сельская община – уровень материальной повседневной жизни o фратрия, племя – знаково-символический уровень социальной системы 6.4. Формирование семьи как социального института = социальная потребность: согласование процессов социального разделения труда и воспроизводства человека = социальные функции: o биотическое и социальное воспроизводство человека o организация первичной (базовой) производительной деятельности o организация распределения и индивидуально-группового потребления o мотивация к труду и социальной жизни o единица социальной и экономической жизни общины = этапы эволюции: o матриархат - материнская семья o патриархат • большая семья (семейная община) • нуклеарная семья = способ возникновения: o следствие развития социального разделения труда o согласование производителя с наследованием o под контролем и регулированием общины = зарождение индивидуальной (семейной) собственности 6.5. Зарождение «мегамашины»: = освоение природных процессов o осознание и изучение естественных условий и ритмики жизни растений и животных o создание технологий и средств обеспечения условий для земледелия и скотоводства = социальная организация o в организации социальной жизни в соответствии с требованиями ведения земледелия и животноводства возникают • естественная ритмика • ролевое распределение труда • управление o разделение и выделение форм жизни в общине • личной (сексуальной) • общественно-производственной, распределения и потребления 6.6.Итоги 1) Формирование производительного способа обеспечения жизненных потребностей на основе земледелия и животноводства означает, что o популяция человека овладевает естественными процессами жизни фауны и флоры, o происходит смена адаптационных механизмов человечества – инверсия адаптации. o в отличие от животных, которые адаптируются за счет морфофизиологических и поведенческих приспособлений отдельного животного, o человек переходит к групповой адаптации на основе интеллектуальных механизмов и создания искусственных орудий и искусственной среды. 2) На основе новых способностей человека и социального разделения труда формируется иерархическая структура общества, включающая а) сельская община – • единица биотического и социального воспроизводства человека, организации производственной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: