Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 7 страница

Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ = необходимо вернуться к Зенону с его парадоксами бесконечности: o Зенон видел в парадоксах орудие разрушения (ложного знания), o Кузанец видит в парадоксе средство созидания, с помощью которого можно заново создать фундамент человеческого знания, но оно имеет парадоксальный характер - оно есть "умудренное неведение"). «Николай Кузанский положил начало той линии в новоевропейской философии, которая идет от Бруно через Спинозу и затем к Шеллингу и Гегелю и которую характеризует стремление мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей» Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ 24.5. Подготовка коперниканской революции в астрономии = космос в античности: o для античной науки и философии космос был очень большим, но конечным телом. o конечная величина не может стать бесконечной путем постепенного возрастания. = Кузанец о Вселенной: o он считает её потенциальной бесконечностью o т.е. конечностью, могущей возрастать без предела, но никогда не могущей превратиться в актуальную бесконечность, o а это означает, что потенциальная бесконечность всегда остаётся конечной, понятия конечного и бесконечного парадоксально совпадают = невозможность геоцентризма: o признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию o Вселенная потенциально бесконечна • у нее нет ни центра, ни окружности • ибо центр и окружность - границы, а бесконечность, пусть даже и привативная, не может иметь никаких границ. o следовательно, Земля не может быть центром мира = относительность "Земля - благородная звезда, имеющая свои особые и отличные от других звезд свет, тепло и влияние, как и любая звезда тоже отличается от любой другой светом, природой и влиянием" o Земля ничем принципиально не отличается от других небесных тел - она не находится в центре мира, не является неподвижной o а значит, объективно нет никакого " верха " и " низа ", положение небесных тел относительно o все фиксированное, все определенное дано с конечной точки зрения, только относительность абсолютна, ибо она есть выражение бесконечности «Центром мы обычно называем точку зрения наблюдателя, которому свойственно считать себя в центре, где бы он ни находился, - такова иллюзия восприятия» 24.6. Познание природы: = Платон: поскольку в чувственном мире все непостоянно, поскольку в нем господствует принцип различия ("иное"), он непостижим для разума и о нем невозможна строгая наука = Кузанец: многообразие чувственного мира - не свидетельство слабости "иного", но доказательство силы божественного всемогущества. o индивидуальное является достойным предметом изучения, но оно не может быть постигнуто средствами точной науки, поскольку последняя (например математика) не имеет дела с индивидуальным = преодоление онтологизации и объективности Идеи o снято принципиальное различие между математическим объектом и реальным физическим объектом, взятым в его идеализированной форме o сформирована принципиальная установка классической физики – получение объективного знания, исключение влияния субъекта. «Средневековая философия имеет некоторый объект, существующий сам по себе и выдвигающий требование, чтобы философствующее мышление приблизилось к нему и совпало с ним. Сущность философии состоит в движении к своему предмету, на который это движение однако не оказывает никакого влияния». Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ 24.7. Значение философии Кузанца для развития науки: «Для понимания эволюции философского и научного мышления важно исследовать не только те сдвиги в понятиях и методах, которые в конце концов выливаются в научные революции, но и те подспудные тенденции в развитии мысли, которые незаметно формируют культурно-историческое сознание эпохи, создавая не всегда четко артикулированный и не всегда ясно определенный фон, ориентирующий умы современников в определенном направлении, укрепляющий одни стереотипы мышления и разрушающий другие» Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ = работы Кузанца непосредственно на естественные науки оказали мало влияния, но они во многом определили горизонт мышления той эпохи = в утверждении принципа относительности, столь важного для философии и науки Нового времени, роль Николая Кузанского трудно переоценить. o из утверждения, что единое есть бесконечное, абсолютный минимум есть абсолютный максимум, естественно вытекало, что бесконечное есть самая точная мера. o отсюда следовал тезис об относительности любой точки отсчета, о субъективном характере тех предпосылок (аксиом в математике, абсолютных точек отсчета в астрономии и физике), на которых держалась арифметика, геометрия, астрономия и физика античности и средних веков. = то, что до сих пор принималось за истины относительно сотворенного мира, выступило теперь как всего лишь субъективные допущения, предположения - не более того Тема 25. Формирование оснований новой науки 2 час 25.1. Николай Коперник(1473-1543гг.) «Переворот, совершенный Николаем Коперником (1473-1543) в астрономии, имел огромное значение для развития философии и науки. Он подрывал старые представления о мире, ставил под вопрос не только традиционные понятия астрономии, но и принципы перипатетической физики и космологии, поскольку отменял важнейшие для нее понятия абсолютного "верха" и "низа", а тем самым требовал пересмотра методологических оснований натурфилософии в целом... В отличие от Кузанца Коперник не делает бесконечность специальной темой исследования, скорее она играет в его построениях вспомогательную роль в качестве натурфилософского допущения, однако значение созданной Коперником новой астрономической теории столь велико для дальнейшего развития философии и науки…» Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/, с. 22. 25.2. Джордано Бруно(1548-1600) = Бог и мир: o для христианства принципиально различны творение (мир бесконечен) и Творец (конечен). o у Кузанца Бог - актуально бесконечен, а мир - потенциально бесконечен o в пантеизме Бруно актуально бесконечными являются и мир и Бог, различие между Богом и миром в сущности снимается • Вселенной, таким образом, приписаны атрибуты божества • пантеизм рассматривался церковью как опасное для нее учение, что он вел к устранению трансцендентного Бога • поэтому для религии были опасны Платон и Аристотель с их концепцией мирового Разума = Материя и форма o различает материю телесную и материю бестелесную o телесная – делима, свойственны количественные и качественные определенности o бестелесная - неделима, ей чуждо и то, и другое "тем не менее как первая, так и вторая являются одной и той же материей". Материя как неделимая "совпадает с действительностью" и, следовательно, "не отличается от формы" Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ o форма: • в Античности понималась как начало творческое, которое, внедряясь в материю, создает все оформленное. • у Бруно определение формы очень хорошо соответствует современному пониманию физического вакуума как основы мироздания "...Следует скорее говорить, что она (материя. - П.Г.) содержит формы и включает их в себя, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы и субстанции". Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ = Познание o все берется в течении, изменении, взаимопревращении: • ничто не равно самому себе, а скорее равно своей противоположности. • возможность - становление, движение, превращение, изменение - стала теперь основной категорией мышления o категория бесконечности не может быть предметом чувства, а может быть только предметом мышления • чувственное восприятие постигает все конечное - а такова всякая форма - ведь она ограничивает бесконечную материю. • бесконечность, абсолютная возможность, в которой все вещи совпадают друг с другом, в которой тождественны противоположности (точка есть линия, а линия - поверхность и т.д.), - это постигается с помощью разума = Вселенная "Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Она не уничтожается, так как нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она бесконечна" Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ o едина, бесконечна, неподвижна: o бесконечное пространство Вселенной заполнено бесчисленными мирами o относительность пространства и движения • отрицается понятие аристотелевского абсолютного (естественного) места, абсолютного верха, низа и т.д. • вводится понятие относительности всякого места и движения "...Та же самая вещь может быть названа тяжелой или легкой, если мы будем рассматривать ее стремление и движение с различных центров, подобно тому, как с различных точек зрения та же самая вещь может быть названа высокой или низкой, движущейся вверх или вниз" Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/ 25.3. Небесная механика Ньютона = социальный заказ: o мореплавание, Великие географические открытия, o экономические последствия для Европы o проблема определения координат • по звездам: законы движения планет (Ньютон) • по Солнцу: хронометр (Гюйгенс) o заказ от Королевского научного общества на НИР = проблема тяготения = проблема движения исчисление бесконечно малых «создание исчисления бесконечно малых первоначально стимулировалось практически - техническими потребностями - прежде всего необходимостью вычислять площади и объемы неправильных фигур и тел. При этом обычно ссылаются на Иоганна Кеплера, имея в виду его " Новую стереометрию винных бочек " (1615). Известно, что сам Кеплер, предложивший новый метод исчисления объемов, не относил этот метод к строгой математике, а видел в нем только рабочую гипотезу, технический прием сродни тем, какими занималась обычно так называемая логистика. По его убеждению, этот метод не мог претендовать на значение строго научного, так как, по его мнению, он был лишен той точности и, главное, теоретической обоснованности, которую Кеплер считал обязательной для математической науки. В ранг научного метод, предложенный Кеплером, попытался возвести Бонавентура Кавальери, чье сочинение " Геометрия, изложенная новым способом при помощи неделимых непрерывного " (1635) было систематически проведенной попыткой превратить предложенный Кеплером технический прием в новый собственно научный математический метод. Гайденко П.П. История новоевопейской философии в её связи с наукой // https://philosophy. ru/library/gaid/02/, с. 9. = «Начала...» 25.4. Гюйгенс – основоположник инженерной деятельности = Галилей считал заданным определенный природный процесс (свободное падение тела) и далее строил знание (теорию), описывающее закон протекания этого процесса o установил отношения между научным знанием (идеальными объектами) и реальным “экспериментальным” объектом o показал как приводить реальный объект в соответствие с идеальным и, наоборот, превращать этот идеальный объект в "экспериментальную" модель = Гюйгенс ставит перед собой обратную задачу: o по заданному в теории знанию (соотношению параметров идеального процесса) определить характеристики реального природного процесса, отвечающего этому знанию o продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие идеального и реального объектов использовать в технических целях = схемы естественнонаучной и инженерной деятельности = для инженера всякий объект, относительно которого стоит техническая задача, выступает: o с одной стороны, как явление природы, подчиняющееся естественным законам o с другой – как орудие, механизм, машина, сооружение, которые необходимо построить искусственным путем ("как другую природу") = инженерная задача - сконструировать часы с изохронным качанием маятника, т.е. подчиняющимся определенному физическому соотношению o изохронное движение маятника может быть обеспечено конструкцией, представляющей собой развертку циклоиды o падение маятника, видоизмененное такой конструкцией, вызывало естественный процесс, соответствующий как научным знаниям механики, так и инженерным требованиям к механизму часов = с работ Гюйгенса естественнонаучные знания (механики, оптики и др.) начинают систематически использоваться для создания разнообразных технических устройств = расчет – это определение характеристик технического устройства, исходя o с одной стороны, из заданных технических параметров (т.е. таких, которые инженер задавал сам и мог контролировать в существующей технологии) o с другой – из теоретического описания физического процесса, который нужно было реализовывать техническим путем 25.5. Дисциплинарно организованная наука = Формирование науки как профессиональной деятельности. = Возникновение дисциплинарно организованной науки. o передний край исследований (трансляция знаний) o передача знаний (коммуникация) = Технологические применения науки. = Формирование технических наук Тема 26. Современность 26.1. Становление неклассической науки: = технические революции (энергетика) o I ТР XVII – дрова; o II ТР XVIII – каменный уголь, формирование индустриальных комплексов; = научные революции: o философская революция XVI в. (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Галилей), o I НР XVII в.: классическая механика (И.Ньютон), механицизм, С-СП-(О); o II НР XVIII-XIX вв.: дисциплинарно организованная наука, С-[СП-(О)]i o III НР к. XIX – нач. XX в.: неклассические науки, C-(CП-O) = научно-техническая революция конца XIX – ½ XX вв. o формирование инженерной деятельности как социального института o формирование индустриальной промышленности (конвейер, ЧПУ), управление предложением; o формирование общества потребления, управление спросом (PR, СМИ, реклама) = философско-методологические результаты: o формирование нового образа детерминизма и его «ядра» - причинности. Статистические и динамические закономерности. o возрастание роли философии в развитии наук. o сближение объекта и субъекта познания. o изменение стиля мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. o противоречие как принципа познания. o принцип дополнительности Н. Бора o изменение представлений о механизме возникновения научной теории. o укрепление идеи единства природы, целостного и субстанциального подходов. = Итог: идеалы и нормы новой науки 26.2. Постнеклассическая наука: = социально-историческая ситуация: o возникновение социотехнических систем, изменение места человека в проектируемой реальности, целостность и сложность инженерной реальности o формирование социотехнической деятельности и социальной инженерии o человекоразмерный объект, двойственность человека как субъекта, Cп - [СП-(Сд-О)], аксиология науки = историко-научная ситуация: o распространение идей и методов синергетики. o междисциплинарные комплексные подходы. Математизация научных теорий. = философско-методологические результаты: o представления о времени в природных и социальных системах: механика Ньютона – параметр времени, термодинамика – нет истории, обратная связь (химические, каталитические системы), саморегулирование живых организмов, социальные системы o распространение идеи развития. Идея (принцип) коэволюции. o «Организмическое» понимание природы. o парадигма целостности. Мир - саморазвивающаяся целостность. o методологический плюрализм. o объединение системного и эволюционного подходов. = Итог: соединение объективного мира и мира человека. Тема 27. Перспективы научно-технического прогресса 27.1. Экологические последствия НТР: = сущность экологического кризиса = В.И. Вернадский, ноосфера 27.2. Социальные последствия НТР = технологическая революция 60-90 годов = информационная революция = изменение роли материальных факторов производства = знания и информация как фактор современного хозяйства 27.3. Постиндустриальное общество = модификация корпоративной структуры = становление постиндустриальной корпорации = рождение креативной корпорации 27.4. Новые жизненные ценности = становление новых мотивов деятельности = содержание новой мотивации = формы проявления новой мотивации 27.5. К постэкономическому обществу = основные черты постэкономического общества = постэкономическая трансформация Семинар по темам разделов 4-5 Методологический Семинар 5: Анализ научно-исторической ситуации. Раздел 6. Структура и динамика научного знания Тема 28. Наука как социальный институт2 час 28.1. Формы научной деятельности = наука как социокультурный феномен.. = историческое развитие форм научной деятельности 28.2. Сохранение и передача знаний = коммуникация и трансляция научных знаний = язык и письменность = технологии информационной коммуникации = научные сообщества = научные коммуникации 28.3. Наука и общество = наука и экономика = наука и власть = проблема государственного регулирования науки Тема 29. Структура научного знания4 час 29.1. Уровни научного знания. = Эмпиризм и рационализм. = Эмпирический и теоретический уровни 29.2. Структура эмпирического исследования. = Эксперимент и данные наблюдения. = Систематические и случайные наблюдения. = Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам 29.3. Структура теоретического знания. = Теоретические модели в структуре теории. = Теоретическая схема и математический аппарат. Особенности функционирования теорий 29.4. Основания науки. = Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. = Научная картина мира. o Исторические формы научной картины мира. • аристотелевское П и В • классическая наука (механика Ньютона) – параметр времени, динамические законы, лапласовский детерминизм • дисциплинарная наука ü термодинамика – однонаправленность, нет истории, будущее определяет движение в настоящем, системная зарегулированность ü обратная связь (химические, каталитические, механические системы): управляющая подсистема ü живые организмы: память прошлых экологических состояний, системы саморегулирования, целенаправленность • неклассическая наука: статистические законы, связь состояний • постнеклассическая наука: человекоразмерные, социальные системы, прогнозирование будущего, регулирование настоящего o Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). o Операциональные основания научной картины мира. o Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. = Философские основания науки. o Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. o Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. 29.5. Качественные и количественные аспекты в познании = Диалектика научного познания: o диалектическое восхождение как научный метод познания o научный принцип – предельное эмпирическое обобщение, o теоретический постулат - аксиома o закон – качественная или количественная связь, инвариант как основа закона = Диалектика в формировании законов классической механики o Аристотелева концепция мироздания: • неоднородность пространства и времени • геоцентризм, абсолютное движение и абсолютный покой • сила вызывает движение, придаёт телу скорость, нет силы – нет скорости, покой o качественные познавательные принципы: 1) Галилей: принцип однородности - пространство и время как независимое и однородное вместилище бытия 2) Галилей: принцип относительности движения, 3) Галилей: принцип инерции, сила как причина изменения движения, 4) Гильберт и Борели: магнетизм, принцип дальнодействия o инструментарий: • Декарт: П и В как величина, система координат • Ньютон: П и В как протяженность и длительность • Ньютон: флюксии (при условии принципа 1) – графическая форма дифференциального и интегрального исчислений o эмпирические законы: • Кеплер: движение планет • Галилей: свободное падение тел • Гюйгенс, Гук, Галлей, Рей: центробежная и гравитационная силы o инварианты движения Ньютона: • теоретическая схема: система координат, материальная точка, вз/действие • идеальные количественные конструкты: масса как мера инерции, импульс «живой силы», количество движения • аксиоматическое задание принципов и постулатов в форме инвариантов o динамические законы (аксиомы) И.Ньютона как инварианты: • I закон как качественный принцип, синтез (1), (2) и (3). «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не принуждается приложенными силами изменить это состояние». • III закон как количественный принцип, синтез (1), (3) и (4). «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны». • II закон как количественный принцип, синтез (1), (2), (3) и закона III. «Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует». o графо-дифференциально-аналитический метод Ньютона для решения задач • на основе принципов (1) и (4), а также I - III законов • с применением инструментария = Развитие законов Ньютона: o при (m, П, В) = const - классическая механика • кинематический закон d(mV)/dt=0; • динамический закон Fd= Fu = d(mV)/dt = ma o при m = m (V) – уравнения теории относительности o при M = ∫dm – уравнения реактивного движения Тема 30. Динамика науки как процесс порождения нового знания4 час 30.1. Механизмы порождения научного знания. = Наука и преднаука. = Духовная революция Античности. = Зарождение опытных наук. = Технические и социально-гуманитарные науки 30.2. Взаимодействие научной картины мира и опыта. = Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины. = Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке. 30.3. Формирование частных теоретических схем и законов. = Выдвижение гипотез и их предпосылки. = Процедуры конструктивного обоснования теоретических схем. = Логика открытия и логика оправдания гипотезы 30.4. Построение развитых теорий в классической физике. = Логика построения развитых теорий. = Особенности формирования научной гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: