• упрощающая процедура применяется, когда исследуемые реальные объекты не позволяют выявить существенные аспекты на основе абстрагирования (отвлечения)
• позволяет выйти за пределы эмпирического рассмотрения и перейти на уровень теоретического исследования явлений и процессов с применением соответствующих методов познания
• позволяет объяснить, вскрыть общее и существенное, как закономерность в единичном
= Анализ и синтез
o понятие:
• реальное или мысленное разложение (объединение) объекта на (из) компонентов
• логическое следствие деления всех вещей в мире на материю и форму (элементы и структуру)
o виды А. и С.:
• природный.
• практический
• мысленный
• мета А. и С. – оперирует со знаниями о мире
= Классификация
o понятие:
• разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определенным признакам
• система знания, понятия которой означают упорядоченные по определенным общим признакам группы объектов
o роль (задачи):
• представление объектов исследуемой области в удобном для обозрения виде
• содержание максимального объема существенной информации
• систематизирует объекты и задает направление исследования
o виды:
• естественная и искусственная
• дескриптивная (описывающая) и структурная (сущностная)
= Систематизация
o понятие:
• следующий после классификации этап научного познания,
• обеспечивает разработку методов и форм упорядочивания объектов в системе
o функции: синтетическая, поиск общей основы и форм упорядочивания объектов в систему
= Аналогия
o понятие: рассуждение, в котором на основании сходства в предметах каких-либо свойств (отношений), делается вывод об их сходстве в других свойствах (отношениях)
o гносеологическая природа: основана на однородности, единообразии и системности мироустройства
o виды: строгая (установлена теоретическая связь, критерии) и не строгая
o функции:
• эвристическая, позволяет открыть новые факты
• объясняющая
• доказательная
= Обобщение
o понятие:
• синтетическая форма приращения знания путем перехода от частного к общему, на более общий уровень знания за счет абстрагирования и построения понятий
• ограничение разнообразия данных в опыте явлений и построение гомоморфного образа, мысленно извлекаемого из опытных данных.
o виды и функции:
• эмпирическое обобщение:
ü производиться на основе операций упорядочивания, систематизации и классификации
ü приводит к выделению и обозначению в понятии внешних одинаковых чувственно воспринимаемых и часто встречающихся свойств у объектов определенного типа
• теоретическое обобщение:
ü фиксация внутренних существенных свойств объектов, проявляющихся как относительно постоянные во взаимодействиях
ü и характерных для него как целого
35.2. Моделирование
= Понятие: метод исследования, когда вместо объекта используется модель
= Модель:
o искусственный объект (артефакт) или естественный объект, помещенный в искусственные условия
o эти условия обладают существенным с точки зрения целей исследования сходством с изучаемым объектом
= Гносеологическая основа:
o наличие аналогии в проявлении исследуемого аспекта в различных объектах
o модель специфически отображает (воспроизводит) некоторые стороны исследуемого объекта
= Функция: получение нового знания об исследуемом объекте за счет переноса на него результатов, полученных при исследовании модели
= Виды:
o предметное: на модели в реальности воспроизводится исследуемый аспект (процесс, свойство)
o знаковое:
• мысленное
• логико-математическое
• численное на ЭВМ
o по отражаемому аспекту объекта моделирования:
• структурное
• функциональное
35.3. Формализация
= Понятие: совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значений и смыслов концептов и понятий научной теории с целью исследования её логических особенностей, дедуктивных возможностей
= Формализованная система:
o имеется исчерпывающее описание дедуктивных взаимосвязей между положениями теории, произведенное на основе аксиоматического метода
o выявлены и четко сформулированы логические средства, используемые при дедуктивном разворачивании теоретических положений
o понятия и выражения научной теории заменяются символическими обозначениями
= Виды формализации: полная и не полная
= Роль в познании: обеспечивает логическую систематизацию и организацию теоретического и эмпирического знания теории
= Формализованный язык
o алфавит,
o правила построения слов,
o правила преобразования (дедуктивного вывода)
o правила интерпретации выражений языка, придающих им семантическое значение (смысл)
Тема 36. Методы эмпирического исследования
36.1. Исходные понятия
= Индуктивный метод: обеспечивает перенос знаний с известных областей практики на вновь осваиваемые и неизвестные
= Индукция:
o как метод рассуждения (вывода) содержит переход от эмпирически верифицируемых посылок к заключению, подтверждаемому посылками вероятно, но с истинной достоверностью из них не выводимого
o содержит информацию, не содержащуюся в посылках
o виды индукции (рассуждения):
• перечислительные: от эмпирической истинности определенного множества событий к вероятностной истинности большего множества
• временные: распространение истинности заданного множества от эмпирически данного временного диапазона за его временные рамки
36.2. Наблюдение:
= Цель наблюдения.
= Средства.
= Результаты.
36.3. Эксперимент:
= Современное понимание научного эксперимента.
= Теоретическая «нагруженность» эксперимента.
= Мысленный эксперимент
= Численный математический эксперимент
36.3. Измерение
= Единицы измерения. Инструменты измерения.
= Относительность к средствам наблюдения
Тема 37. Методы теоретического познания
37.1. Дедуктивная схема (метод):
= Исходные понятия:
o ducere – вести
o deducere – дедукция - выведение, перенос истинности посылок на следствия
o inducere – индукция – наведение, перенос истинности на новые объекты, новое вероятное знание по аналогии
o abducere – абдукция – приведение, создание гипотез, порождение нового вероятного знания
= Метод дедуктивного вывода
o объяснение частных явлений общим и закономерным, явления сущностью
o переносит значение истинности от посылок к заключению,
= Теоретическое знание естественных наук представляется системой с несколькими иерархическими уровнями:
o теоретическая схема, представляющая собой идеализированную модель исследуемого объекта, составленную из абстрактных и идеальных конструктивов;
o множество предложений, в которых выделяются аксиомы, соответствующие наиболее общим научным законам или принципам;
o из аксиом и теорем должны выводиться последующие теоремы;
o формализм теории (математический аппарат) выражающий законы, структурные отношения в исследуемом объекте, для его осмысления связывается (интерпретируется) с конструктами теоретической схемы;
o на основе теоретических схем (теоретического уровня) путем их преобразования в эмпирические схемы выражаются экспериментальные данные
37.2. Гипотетико-дедуктивная схема (метод):
= Семантический аспект - интерес исследования сосредоточен на соответствии теории миру вещей
= Истинность знания:
o все теоретические положения в данной теории являются гипотезами в смысле неполноты их подтверждения исходными эмпирическими данными
o для превращения сформированной по данной схеме системы знания в теорию необходимо выведение из неё экспериментального предсказания и проведение проверочного (критического) опыта
= Задача метода – обоснование существующего знания, в том числе:
o обеспечение логического анализа имеющихся гипотез
o дедукция логических следствий из гипотез;
o регламентирование процесса экспериментальной проверки гипотез
= Ограниченность метода:
o вопрос о способах порождении нового знания относится к психологии познания или научного творчества,
o проблемы и методы выдвижения (порождения) гипотез здесь не рассматривается
= Эффективно используется в естествознании:
o для подтверждения (верификации) гипотезы и превращения в теорию;
o для расширения области определения теории
= Исходные положения теории
o выводятся путем обобщения из имеющегося эмпирического базиса (Ньютон)
o в некоторых случаях эмпирическое происхождение исходных положений может явно не обозначаться (Архимед, Ньютон) и представляются в форме аксиом
= Математическая гипотеза
37.3. Аксиоматико-дедуктивная схема (метод):
= понятие метода:
o способ дедуктивного построения научной теории
o в основание теории принимаются некоторые исходные, не доказываемые в ней положения (аксиомы)
o все остальные положения (теоремы) выводятся из аксиом по принятым в данной теории логическим правилам (законам)
= Синтаксический аспект - имеет дело с понятиями как таковыми, но не их отношениями к предметной области
= В математике исходные положения (принципы) в данной схеме свободно конструируются в качестве прогноза возможных миров (Евклид)
= Аксиома:
o понятие: исходное утверждение научной теории, принимаемое в ней за истинное
o требования к аксиомам:
• непротиворечивость (Аристотелев закон исключения третьего)
• независимость: аксиомы в данной теории не выводятся друг из друга в качестве теорем
• полнота системы аксиом: все положения теории выводимы из принятых аксиом
= Теоремы Гёделя:
o Теорема о неполноте: в достаточно богатых формальных непротиворечивых системах, содержащих арифметику (или, например, теорию множеств) всегда находятся неразрешимые формулы, которые одновременно и недоказуемые, и неопровержимые
o Теорема о непротиворечивости: если формализованная арифметика действительно непротиворечива, то это недоказуемо её средствами (необходим выход в метатеорию)
37.4. Абдукция
= Задача метода: поиск и отбор наиболее вероятных научных гипотез для объяснения имеющихся фактов
= Основатель метода Ч.С. Пирс (американский логик и философ, кон. 19в.):
«Дедукция доказывает, что нечто должно быть,
индукция показывает, что нечто действительно существует,
а абдукция просто предполагает, что нечто может быть»
= Логическая схема метода:
1. Наблюдается некоторое удивительное явление Р
2. Р было бы объяснено, если гипотеза Н была истинной.
3. Следовательно имеется основание (с вероятностью, предположительно) думать, что гипотеза Н истинна.
= Последовательность шагов метода абдукции:
o начинается с анализа и затем объединения разнообразных наблюдаемых фактов, чтобы выявить предполагаемую связь между ними
o ведется поиск и формируются схемы, с помощью которых из совокупности имеющихся эмпирических данных, могут быть найдены возможные пути к новым открытиям
o представление данных фактов в виде некоторой предполагаемой схемы придаёт дополнительную степень достоверности абдуктивному заключению
= Методологические требования к гипотезам:
o гипотезы должны объяснять не только эмпирически наблюдаемые факты, но и факты, которые непосредственно не наблюдаются, но проверяются косвенным путем
o гипотезы должны быть сформулированы как высказывания, содержащие определенный вопрос, на который следует ответить в ходе исследования
o проверяемость гипотезы, которая не ограничивается подтверждением наблюдаемыми данными. При этом опровергаемость гипотезы служит лишь средством отсева ложных гипотез.
= Критерии для отбора правдоподобной гипотезы:
o насколько она превосходит альтернативные гипотезы по объяснительной силе;
o насколько она сама хорошо обоснована;
o насколько надежны данные, на которые она опирается
o в какой степени заслуживают доверия полученные объяснения.
Тема 38. Методы технических наук и инженерной деятельности2 час
38.1. Социальный заказ на ТН
= с XVIII столетия, складывается промышленное производство и формируется потребность:
o в разработке принципиально новых инженерных объектов (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.)
o в создании сходных, но модифицированных изделий (машина того же класса, но с другими характеристиками – иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т.д.
o в тиражировании инженерных устройств
= разработка поля однородных инженерных объектов позволяла сводить одни случаи к другим, одни группы знаний к другим.
o первые образцы изобретенного объекта описывались с помощью знаний определенной естественной науки
o все последующие, модифицированные, сводились к первым образцам
38.2. Методология
= прагматический метод:
o в процессуальном плане обеспечивает
• понимание
• перенос ценностей из социального (гуманитарного) мира человека на знания, результаты деятельности
o результат:
• результатом является высказывание
• оно содержит не объяснение того, что есть (т.е. истинность), а понимание того, что должно быть (ценность)
• высказывание раскрывает понимание того, какие вещи, деятельность являются значимыми (т.е. ценным, вместо истинным) т.е. когда они соответствуют ценностям, потребностям человека
o понимание и объяснение:
• объяснение – это подведение под закон природы, а понимание – это подведение под ценности человека
• в социально значимой деятельности нет истинного, есть только ценное, ценности замещают истину, становятся значимыми вместо истинного
• но при этом нельзя производить дальнейшее замещение - ценного на полезное, выгодное
= аксиологический подход:
o предназначение науки – поиск смыслов;
o смыслы, ценности науки, как социального института - в истинности, т.е. в соответствии знаний с тем, что есть в реальности, которые конкретизируются в других ценностях и нормах науки
• аксиоматический метод – логические нормы построения и доказательности в системе знаний
• гипотетико-дедуктивный метод – объяснение и обоснованность в опытной проверяемости
o смыслы социально значимой деятельности – в соответствии с ценностями, потребностями человека:
• прагматический метод – истолкование, интерпретация, понимание
• на языке ценностей, предпочтений (чувств, эмоций, идеалов, мотивов, целей, интересов)
38.3. Процедура «онтологизации»
= поэтапный процесс схематизации инженерных устройств
o объекты разбивались на отдельные части
• крупные (двигатель, передаточный механизм, орудие),
• мелкие ("простые машины" – наклонная плоскость, блок, винт, рычаг).
o каждая часть замещалась " идеализированным представлением " (схемой, моделью), что позволяло:
• применить к инженерному объекту, с одной стороны, математические знания, с другой – естественнонаучные знания.
• по отношению к инженерному объекту такие представления являлись схематическими описаниями его строения (или строения его элементов),
• по отношению к естественной науке и математике они задавали определенные типы идеальных объектов (геометрические фигуры, векторы, алгебраические уравнения и т.д.; движение тела по наклонной плоскости, сложение сил и плоскостей, вращение тела и т.д.).
= формирование базовых компонентов технической теории (знания 1)
o идеальные объекты (понятия: механизм, его онтологические представления, классификация простых механизмов)
o задание процедур преобразования, отнесение к этим объектам определенных знаний (знания технической науки)
o выделение области изучения таких объектов в самостоятельную (техническая наука в отличие от естественной)
38.4. Процедура «сведения»
= сведение всех новых случаев (т.е. однородных объектов инженерной деятельности) к уже изученным в технической науке
= сведение предполагает преобразование изучаемых в технической науке объектов и формирование новых знаний (знания отношений) – знания 2.
o знания отношений понимались как законы или теоремы,
o процедуры сведения – как доказательства.
o процедуры сведения предполагают упрощение, разделение знаний на компактные, более простые (четкие), обозримые части - промежуточные знания, знания отношений
= знания, позволившие заменить громоздкие способы и процедуры получения отношений между параметрами инженерного объекта процедурами простыми и изящными - знания 3.
o например, последовательное замещение объекта технической науки в двух или более разных языках:
• структурные представления: колебательный контур состоит из источников тока, проводников, сопротивлений, емкостей и индуктивностей и все эти элементы соединены определенным образом
• характеристики, перенесенные из фундаментальной науки (знания о токах, напряжениях, электрических и магнитных полях, а также законах, их связывающих)
• характеристики, взятые из математического языка первого, второго..., n-го слоя (например, в теории электротехники говорят о самой общей трактовке уравнений Кирхгофа, данной в языке теории графов)
= в результате сведения возникает идеальный объект технической науки:
o характеристики в технической теории так видоизменяются и переосмысляются (одни, несовместимые, опускаются, другие изменяются, третьи приписываются, добавляются со стороны)
o новый объект в своем строении воссоздаёт в сжатом виде все типы характеристик
38.5. Процедура «математизации»
= причина математизации:
o необходимость осуществлять в ходе изобретения и конструирования анализ и синтез отдельных процессов и обеспечивающих их конструктивных элементов
o исследовать все поле инженерных возможностей получить характеристики и отношения инженерного объекта, какие в принципе можно построить расчеты
= условия и следствия математизации:
o необходимо вводить идеальные объекты технических наук в онтологию соответствующего математического языка, т.е. представлять их как состоящие из элементов, отношений и операций, характерных для объектов интересующей инженера математики
o для этого ведется длительный процесс дальнейшей схематизации инженерных объектов и их онтологизации
= математизация позволяет:
o успешно решать задачи синтеза-анализа
o исследовать всю изучаемую область инженерных объектов на предмет теоретически возможных случаев
o выйти к теории идеальных инженерных устройств (например, теории идеальной паровой машины, теории механизмов, теории радиотехнического устройства и т.д.)
38.6. Идеальное устройство
o = это конструкция из элементов и отношений идеальных объектов технической науки:
o имитирует основные процессы и конструктивные образования этих инженерных устройств
o является именно моделью инженерных объектов определенного класса,
= конструкции-модели
o существенно облегчают инженерную деятельность,
o позволяет анализировать и изучать основные процессы и условия, определяющие работу инженерного объекта (в частности, и собственно идеальные случаи).
38.7. Математизированная теория механизмов
= создана В.Л. Ассуром, В.B. Добровольским, И.И. Артоболевским
Каждый механизм стал рассматриваться как кинематическая цепь, состоящая из одного или нескольких замкнутых контуров и нескольких незамкнутых цепей, служащих для присоединения звеньев контура к основным звеньям механизма.
В теории механизмов появилась возможность получать новые конструктивные схемы механизмов дедуктивным способом. Анализ механизма начинается с разработки определенной кинематической схемы на основе его структурной схемы, фиксирующей конструктивные элементы. Кинематическая схема позволяет исследовать естественный процесс – движение элементов, пар, цепей и отдельных точек.
Для решения этой задачи используются так называемые "планы" механизма, т.е. схематические его изображения в каком-либо положении. На их основе составляются системы уравнений, устанавливающие математические зависимости между перемещениями, скоростями и ускорениями звеньев механизма.
С помощью графических и аналитических методов расчета определяется положение каждого звена, перемещение точек звеньев, углы поворота, мгновенные скорости и ускорения точек и звеньев по заданному закону движения начального звена. Для расчета сложных механизмов осуществляются их эквивалентные преобразования в более простые схемы.
= выводы ТММ:
o законы структурного образования становятся общими для всех механизмов;
o анализ общих законов структуры механизмов позволяет установить все возможные семейства и роды механизмов, а также создать их единую общую классификацию;
o структурный и кинематический анализ механизмов одного и того же семейства и класса может быть проведен аналогичными методами;
o метод структурного анализа дает возможность обнаружить громадное число новых механизмов, до сих пор не применяющихся в технике.
= в отличие от естественной науки в техническую науку включаются также расчеты, описания технических устройств, методические предписания
38.8. Техническая и инженерная деятельность
= Инженеры-производственники
o призваны выполнять функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации.
o такого рода инженеров необходимо готовить с учётом их преимущественной практической ориентации.
= Инженеры конструктора и проектировщики
o разработчики, которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, тесно связанные с применением технической науки.
o они становятся основным звеном в процессе соединения науки с производством
= Инженеры – исследователи
o непосредственно занимаются научно - исследовательской работой в области технической науки
o они также обеспечивают соединение науки с производством. Им требуется основательная научно-техническая подготовка
= Инженеры - системотехники
o "системщики широкого профиля", задача которых - организация и управление сложной инженерной деятельностью, комплексное исследование и системное проектирование.
38.9. Техника и государство
= Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
o наука и экономика
• Э. Лейтон на примере проекта «Хивд-сайт» («Прицел») изучал.
ü насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений
ü Перед участниками — тринадцать групп ученых и инженеров — на протяжении восьми лет ставилась задача — изучить около семисот технологических инноваций.
ü Выводы таковы: только 9% из них имели в качестве своего источника новейшие научные достижения, а 91 % имели в качестве своего источника предшествующие технологии.
ü Из выявленных 9% инноваций только 0,3% имели источник в области фундаментальных исследований.
ü Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс движения новейших научных разработок в сферу технологии и производства.
• практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть напрямую связан с его успешным технологическим применением.
ü до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет,
ü сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20 — 30 лет.
• развитие техники, оторванное от гуманистических целей и ценностей, порождает разрушающие человеческое бытие последствия
• негативные последствия технократического развития
ü примеры: угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия и клонирование, сциентизированное мировоззрение, последствия зомбирования и мн. др.
ü природогенные - возникают в природных процессах, но являются отрицательными результатами технократического давления, нарушающего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр.
ü техногенные - генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании.
• прогнозирование — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю ни со стороны ученых, ни со стороны властных, государственных структур.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: