Обкаткой называют процесс получения из плоской заготовки изделий, имеющих форму тел вращения, с помощью давильников, перемещающихся вдоль образующей детали. Изделиям при обкатке придается вращательное движение. В зависимости от формы отдельные элементы деталей могут образовываться путем отгибки, обжимки, развальцовки или зиговки (рис. 24.1).
Рисунок 24.1 – Различные виды обкатки:
1 – отгибка; 2 – обжимка; 3 – развальцовка; 4 – зиговка
Критерием величины допустимых деформаций при развальцовке и отгибке служит отношение наибольшего диаметра готовой детали к внутреннему диаметру исходной трубы или обечайки.
где Д ВН – наибольший диаметр детали после отгибки или развалки;
Д ЗАГ – диаметр исходной трубы или обечайки.
Критерием глубины зиговки является допускаемое утончение стенки.
Обкатку производят на зиговочных машинах и давильных станках, в качестве которых могут быть использованы токарные карусельные и лобовые станки.
Зиговочные машины предназначены для образования на цилиндрических деталях отбортовок и зигов различной формы и размеров. Зиговка осуществляется при помощи двух роликов.
|
|
Для получения небольших полых деталей тел вращения из плоских или трубчатых заготовок используют оправки из твердых пород дерева или металла.
Давильные работы должны производиться со смазкой. Рекомендуются следующие виды смазок: а) для нержавеющей стали – мыло; б) для алюминия и латуни – воск, жир, керосин, мыло, эмульсия; в) для никеля – воск, сало, мыло, эмульсия.
Днища диаметром до 5000 мм и при толщине материала до 140 мм изготавливают методом обкатки на токарно-карусельных станках. Стоимость этого процесса дешевле, чем при штамповке аналогичных днищ.