Социально-педагогическая виктимология как отдельная отрасль знаний

ТЕМА 4 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ

Агрессия и насилие в средствах массовой информации и коммуникации

Телевидение является мощным социализирующим фактором в нашем обществе. Многие считают, что, показывая детям по телевизору огромное число сцен насилия, мы приучаем их к мысли, что агрессия – общепринятый выход из ситуаций, вызывающих фрустрацию. Некоторые, напротив, утверждают, что насилие, которое дети видят по телевидению, может служить замещением реальной агрессии, в результате чего агрессивность детей снижается, а не возрастает. Хотя вторая теория и заманчива, но полученные в ходе исследований данные не подтверждают её. Неоднократно возвращаясь к данной проблеме, учёные пришли к выводу, что демонстрируемые по телевидению сцены насилия вызывают небольшое, но статистически значимое увеличение агрессивности зрителей.

Насилие, которое помогает добру одержать победу над злом, большинству детей не приносит вреда. Но в сознании некоторых детей ежедневные примеры агрессивного поведения на экране телевизора могут соединиться с реальной жизнью, в которой многие роли – родителей, братьев и сестёр, друзей – исполняются с помощью агрессивных и антисоциальных моделей. Это, по всей вероятности, умножает проявление агрессии в поведении ребёнка, особенно у детей с определёнными чертами личности или эмоциональными проблемами.

В разном возрасте дети понимают увиденное по телевидению неодинаково. Это зависит от концентрации внимания, способа переработки информации, объёма интеллектуальных усилий, прилагаемых при просмотре, и особенного жизненного опыта. Все эти факты должны быть учтены при изучении того, как насилие, показанное по телевидению, влияет на детей в различном возрасте.

4.1 Социально-педагогическая виктимология как отдельная отрасль знаний

4.2 Теоретические основы и принципы социальной виктимологии

4.3 Неблагоприятные условия социализации, как важная детерминанта процесса виктимизации

4.4 Типы и механизмы социальных отклонений и социальных болезней

По мере развития общества меняется и человек: его мировоззрение, интеллект, моральные и нравственные устои. На современном этапе перехода России из одного качественного состояния в другое происходят не только положительные изменения в обществе, но возникают и негативные социально-экономические явления, которые отрицательно сказываются на состоянии подрастающего поколения. На личность ребенка воздействуют многообразные факторы негативного характера: кризисные процессы в семье и социальная напряженность в обществе, усиливающееся школьное неблагополучие и широкий криминогенный фон общественной жизни. Нарастает волна детской беспризорности, она уже почти равна той, что сотрясала общество в двадцатые годы прошлого века. Увеличивается подростковая преступность, количество детей, характеризующихся различными аномалиями психического или физического развития, используемых криминальными элементами, употребляющих алкоголь, наркотики, живущих беспорядочной половой жизнью.

Молодое поколение оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора, с другой стороны - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.

Именно в этих условиях особую важность приобретает рассмотрение проблемы социализации ребенка, становления его как полноправного члена общества. Помочь ребенку в сложном и многогранном процессе вхождения в общество должны социальные педагоги, но становление службы социально-педагогической работы с ребенком еще далеко от завершения, достаточно велико число нерешенных проблем: идет дальнейшее расслоение на богатых и бедных, растет безработица, детская беспризорность, ухудшается положение со здравоохранением, образованием и культурой. Наблюдается смещение нравственных идеалов и ценностей в сторону бездуховности, жестокости, насилия, меркантилизма. Увеличивается число правонарушений среди детей и подростков.

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации. Понятие социально-педагогической виктимологии введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека.

А. В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, являющуюся составной частью социальной педагогики, изучающей различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: