Профилактика агрессии и нарушений поведения

ПРОФИЛАКТИКА ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИИ

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребёнок может разъяриться, ударить того, кто находится рядом, напасть на ребёнка младше себя или даже на взрослого. Но это далеко не всегда признак ненормальности ребёнка.

Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем правильнее поступят. За исключением, конечно, каких-то крайних случаев, когда дети могут причинить друг другу серьёзные увечья. Очень часто дети самостоятельно решают свои проблемы и, быстро забыв про свои ссоры, через некоторое время уже мирно играют. Вмешательство родителей, как правило, только способствует тому, чтобы один из детей, а то и оба почувствовали себя ужасно несчастными, непонятыми и напрасно обиженными.

Точно так же не стоит придавать большого значения дракам детей вне дома (с друзьями и сверстниками). Тем не менее, если ребёнок постоянно ссорится с ними, психолог совместно с родителями или педагогами должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, проконсультировать взрослых.

ПРОФИЛАКТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание речи (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают говорить нецензурные слова, оскорблять и дразнить других, ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, больше родителей должно тревожить, если ребёнок ни разу не произнёс бранного слова – это может говорить об отсутствии непосредственности и непринуждённости в поведении ребёнка, а также о том, что он, возможно, просто не слышит, что говорят окружающие, или не воспринимает их слова.

Дети ругаются по разным причинам. И, несомненно, именно на причину следует ориентироваться, определяя наиболее приемлемый способ отучить их ругаться.

Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещённое. Ребёнок использует его, чтобы произвести эффект, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребёнка и уделять ему внимание в другое время – это достаточно эффективный метод, так как, не видя желаемого эффекта, ребёнок быстро разочаруется в ругани.

Однако простое игнорирование может не остановить сквернословия. Бывает необходимо сделать выговор ребёнку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое неодобрительное «Хватит!» действует лучше длительной нравоучительной беседы.

ПРОФИЛАКТИКА КОСВЕННОЙ АГРЕССИИ

Под косвенной агрессией понимают как агрессию, которая окольным путём направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются направленностью и неупорядоченностью.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом переноса.

У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Взрослым важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев. Прежде всего, необходимо разобраться, действительно ли ребёнок ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется сломать её. Надо учесть, как часто он совершает такие действия, каков при этом эмоциональный запал ребёнка.

Если желание сломать, испортить, разрушить связано с гневом, завистью или эгоизмом, в его основе, как правило, лежат неуверенность к себе и вражда к людям. Именно этот вывод и может подсказать родителям надёжный способ предотвратить подобную реакцию. Самая надёжная тактика, которую психолог может порекомендовать родителям, состоит в следующем:

не заменяйте сломанные ребёнком игрушки новыми, а оставляйте их обломки на виду как наглядные последствия его поведения;

предлагайте игрушки ребёнку, которые можно разбирать и собирать, чтобы он мог удовлетворить своё любопытство;

подбирайте игрушки прочнее, которые ребёнок не смог бы сломать;

как можно мягче проявляйте своё недовольство и раздражение;

ошибкой будет принуждать ребёнка к повиновению по той простой причине, что такая тактика может вызвать у него стремление ещё больше ломать;

помогите ребёнку адаптироваться к окружающей обстановке;

больше участвуйте в жизни ребёнка;

каждый раз предлагайте устранить учиненный им разгром;

если вы первым понизите тон, когда ребёнок рассердит вас, вы покажите ему хороший пример.

14.3 Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия

В мировой психологической практике существуют различные точки зрения на природу детской агрессивности, а следовательно, и различные подходы к её психотерапии.

Вместе с тем большинство психологов, вне зависимости от принадлежности к той или иной психотерапевтической школе, опираются примерно на одни и те же представления о модели терапевтической работы с агрессивным ребёнком или ребёнком, пережившим насилие. Эта модель включает четыре основные фазы: предварительная, начальная, процессуальная и завершающая.

Предварительная фаза:

Психотерапевтическое вмешательство по отношению к ребёнку может быть использовано по двум основным причинам:

когда ребёнок демонстрирует явные признаки того, что он является жертвой агрессии или насилия;

когда у родителей есть опасения, что ребёнок подвергается агрессии и насилию, или они обеспокоены их последствиями.

На этой фазе обычно определяется потребность ребёнка в психотерапии. При этом надо учитывать симптомы проявления последствий и ситуацию, в которой находился ребёнок, то есть собирать всю возможную информацию о глубине и серьёзности психической травматизации.

Начальная фаза:

На этой фазе усилия психолога обычно сосредоточены на установлении доверительных отношений с ребёнком, определении его текущего состояния, стиля совпадающего поведения и общей стратегии психотерапии.

В основе установления доверительных отношений лежит учёт интересов и потребностей ребёнка. Кроме того, очень важно при общении с ребёнком учитывать его интеллектуальный и возрастной уровни. Для этого психолог должен найти с ребёнком общий язык, используя его сленг, повторяя ключевые фразы. При обсуждении чувств и мыслей ребёнка можно также опираться на использование метафор, символических представлений. Кроме того, необходимо иметь представление о музыке, кинофильмах, автомобилях, стилях одежды, которые интересуют различные возрастные группы.

Процессуальная фаза:

На этой фазе психотерапии психолог помогает ребёнку решить две главные задачи – идентифицировать, как он подвергается агрессии или насилию, и выявить способы, с помощью которых он справляется с травматическими переживаниями и ситуацией в целом. При выполнении этих задач важно подготовить ребёнка к тому, чтобы вновь пережить или повторно испытать чувства, которые возникли у него при агрессии или насилии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: