Методика экономического анализа

Классификация методов и приемов экономического анализа

Приемы экономического анализа

Качественные (логические) Количественные (Формализованные)
• приём сравнения • детализации • обобщения • выделения «узкого места» • выделение «ведущего звена» • приём группировки (структурной) • эвристические методы (методы экспертных оценок: комиссий, суда, "мозговой атаки", "Дельфи" и метод анализа иерархий) Ø традиционные методы экономической статистики:
  • элементарные методы обработки расчетных данных;
  • метод группировки данных (аналитической);
  • метод расчета индексов
Ø классические методы экономической аналитики:
  • прием ценных подстановок;
  • метод абсолютных разниц;
  • метод относительных разниц;
  • индексный метод;
  • метод пропорционального деления;
  • балансовый;
  • интегрированный метод;
  • метод логарифмирования.
Ø экономико-математические методы:
  • стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный анализ и метод главных компонент.
  • прогнозирования: регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание, прогноз на основе преобразования Фурье с учетом сезонных колебаний
  • классификации: кластерный; теория распознания образов и т.д.
  • оптимизации: математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания;
  • методы имитационного моделирования

Любая методика содержит ряд элементов, основными из которых являются:

— способы обработки экономической информации;

— рабочие этапы экономического анализа;

— последовательности проведения анализа.

Способы (технические приемы) обработки информации – это инструментарий анализа. Каждому методу экономического анализа присущи свои способы, название которых зачастую совпадает с названием методов.

Рабочими этапами экономического анализа могут быть:

— составление рабочей программы проведения анализа отобранных явлений и процессов (объектов) в соответствии с поставленной целью и намеченными задачами;

— определение исполнителей и сроков проведения анализа;

— отбор и проверка необходимой экономической информации;

— выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета;

— аналитическая обработка и сравнение показателей, выявление факторов (причин), обусловивших результативные показатели;

— обобщение результатов анализа, выявление резервов и определение практических мероприятий по их реализации;

— оформление результатов анализа, установление круга лиц-пользователей материалами анализа, определение места, времени и участников обсуждения итогов анализа;

— обеспечение гласности результатов анализа и определение форм контроля за реализацией рекомендаций, вытекающих из результатов анализа;

— принятие управленческих решений по обеспечению нормальной работы изучаемого объекта.

Последовательность проведения анализа зависит от вида анализа.

Последовательность проведения финансового анализа включает:

1. предварительный обзор экономического и финансового состояния субъекта хозяйствования в основном по данным бухгалтерского учета и отчетности;

2. оценка имущественного положения предприятия по данным бухгалтерского баланса;

3. общая оценка финансового состояния предприятия и его изменения за отчетный период;

4. оценка финансовой устойчивости предприятия;

5. оценка платежеспособности предприятия;

6. диагностика вероятности возможного банкротства предприятия;

7. оценка и анализ финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли, рентабельности);

8. анализ деловой и рыночной активности предприятия

Последовательность проведения управленческого анализа может включать:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: