Конспект лекций
АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ
для студентов специальности 080502 «Экономика и управление
на предприятиях пищевой промышленности»
очной формы обучения
Санкт-Петербург
Маркетинг – это система организации и управления производственно-сбытовой деятельностью организации в развитой рыночной экономике, включающая разработку товаров (услуг), организацию их материально-технического обеспечения и их доведение (продажу) до конкретных потребителей, формирование цен на реализуемые товары, стимулирование продаж товаров, работу с рынком, изучение конкурентов и каналов сбыта.
Задачей маркетинга в условиях возможного наступления кризисной ситуации служит организация отношений по согласованию возможностей организации с запросами потребителей. Результатом этого является предоставление потребителям услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение организацией за счет увеличения объема реализации продукции прибыли, необходимой для ее нормального и эффективного функционирования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем. Ибо нарушение таких отношений часто служит причинами наступления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации.
|
|
Маркетинг базируется на следующих принципах:
1. Учет потребностей, состояния и динамики спроса и конъюнктуры рынка при принятии хозяйственных решений, ориентированных на достижение лучших конечных финансовых результатов.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса исходя не из сиюминутных выгод, а из долгосрочной перспективы, что предполагает выявление неудовлетворенных запросов покупателей, анализ факторов, влияющих на разработку, производство и сбыт того, в чем покупатель заинтересован.
3. Воздействие на рынок, покупателя с помощью всех доступных в цивилизованном обществе средств (напр., через рекламную деятельность).
4. Внимательное отношение к прогнозным исследованиям рынка для определения направленности в деятельности организации, а затем – к разработке на их основе товаров (продукции, услуг), в наибольшей степени удовлетворяющих потребности покупателей.5. Нацеленность на явно выраженный коммерческий результат, что для организации сводится к овладению планируемой долей рынка соответственно ее долгосрочным целям, а это в свою очередь приводит к устойчивому достаточному размеру прибыли.
Если возможности продажи продукции ухудшаются, увеличивается объем готовой продукции на складах, падает рентабельность производимой продукции, следовательно, организация вступает в полосу финансового и коммерческого кризиса из-за несовершенства организации маркетинга.
|
|
В кризисных ситуациях цель маркетинга – обеспечение условий получения необходимых денежных средств (достаточной прибыли) организации от увеличения объема сбыта производимой ею продукции.
В соответствии с этой целью маркетинг решает следующие задачи: 1)анализ состояния рынка, деятельности конкурентов, их сильных и слабых сторон; 2)организация покупки материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции с меньшими затратами; 3)организация продажи продукции организации, решая при этом задачу увеличения объема продаж и повышения рентабельности продаж продукции; 4)привлечение новых покупателей, изучение потребностей в другой (близкой к изготавливаемой) продукции, других типов услуг для потребителей; 5)организация обратной связи от потребителей к производству, включая рассмотрение претензий потребителей продукции и услуг.
Построение и организация исполнения функции маркетинга зависит от размеров организации, специфики производства, разнообразия производимой ею продукции, потребительских свойств продукции (или услуг), особенностей рынков, на которых она оперирует, и других факторов.
В зарубежной практике обычно выделяют два вида маркетинга.
1. Стратегический маркетинг. Он включает в себя:
- анализ положения организации на рынке;
- выявление и анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов;
- составление прогноза развития рынка;
- анализ существующих систем снабжения и сбыта конкурентов и опыта других фирм;
- формирование перспективных задач для финансовых, производственных, технических, снабженческих и сбытовых подразделений по улучшению положения организации на рынке;
- составление бизнес-плана деятельности организации.
2. Тактический маркетинг. Он определяется:
- заключением договоров на приобретение материалов и поставку продукции с учетом наилучших условий, имеющихся на рынке;
- прогнозом сбыта продукции и объема минимально необходимого запаса готовой продукции и основных и вспомогательных материалов на складах организации;
- периодическим определением совместно с финансово-экономическими службами диапазона цен на продукцию;
- установлением рациональных условий оплаты продукции по каждому клиенту-покупателю;
- анализом требований покупателей к продукции (в т.ч. по ее качеству);
- созданием системы мер по материальному стимулированию работников за привлечение новых заказчиков;
- созданием условий по увеличению объема мелкооптовой торговли продукцией своей организации;
- определением проблем, связанных со сбытом продукции.
Для организаций, подверженных кризисному состоянию, при решении проблем на начальном этапе используют тактический маркетинг, ибо отдачу от улучшения работы данной формы маркетинга ожидают уже в краткосрочном периоде времени.