Конфликты в антикризисном управлении.
Конфликт – это острое противоречие различных сторон, связанное с расхождением взглядов, мнений, подходов или методов. По своей природе конфликты делятся на конструктивные (мягкие) и деструктивные (разрушительные). Но это деление условно, т.к. конфликт может иметь и положительные, и отрицательные последствия.
Причины возникновения конфликтов:
1)причины, вызванные внешними факторами или наличием кризисной ситуации в социально-экономической системе;
2) причины, связанные с трудовой деятельностью персонала;
3)психологические причины.
Для того, чтобы управлять конфликтами, надо знать их структуру и процесс протекания. Конфликт состоит из нескольких стадий:
1)возникновение конфликтной ситуации;
2)возникновение инцидента;
3)кризисные отношения;
4)окончание конфликта.
Существуют две стратегии управления конфликтами:
1)предупреждение конфликтов – создание оптимальной структуры управления и организации процесса труда, а также создание положительного социально-психологического климата в коллективе;
|
|
2)разрешение конфликтов – целью является прекращение противостояния и поиск решения вопроса.
Многие исследователи считают, что конфликт все-таки лучше предотвращать, чем разрешать. Поэтому были разработаны меры по предотвращению конфликтов в организации:
1)четкая формулировка целей и задач;
2)использование механизма координации персонала;
3)разработка единой системы целей;
4)система поощрения.
В условиях кризиса переговоры являются неотъемлемой частью управленческой политики, поскольку именно там анализируется собранная информация, обсуждаются возможные причины возникновения кризиса и пути его преодоления.
Умение вести переговоры – это необходимое качество инновационного стиля управления, столь актуального в наши дни.
Переговоры – это обычное явление, но, несмотря на это, вести их достаточно трудно. Люди, как правило, стоят перед выбором: быть жесткими или податливыми. Существует еще одно направление в переговорах (так называемый средний подход) между податливым и жестким, т.е. достижение желаемого результата и сохранение отношений с коллегами.
Функции переговоров в команде:
1) информационная; 2)коммуникативная; 3)координирующая.
Этапы переговоров:
1. Планирование.
2. Дискуссия.
3. Непосредственное обсуждение.
4. Подведение итогов.
Кроме этапов, существуют также способы подачи своей позиции на каждом из них. Участвуя в обсуждении, член переговоров определенным образом представляет свою позицию. Можно выделить четыре вида подачи позиции, которые используются участниками в ходе обсуждения:
|
|
1)открытые позиции;
2) закрытые позиции;
3) выделение общности в позициях;
4) выделение различий в позициях.
Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров.
1. Привлечь внимание собеседника.
2. Пробудить в собеседнике заинтересованность.
3. Принцип детального обоснования.
4. Принцип устранения сомнений.
Условия эффективности переговоров: 1) большинство участников должны иметь интерес к теме переговоров; 2) окончательное решение и подведение итогов должен осуществлять лидер команды; 3) участники должны знать вопросы и задачи для рассмотрения и иметь достаточный уровень и знания для участия в обсуждении; 4) возможность использования компромиссов.