График 2. Динамика объема государственного долга Российской Федерации
Источник: Минфин России |
Таблица 3. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция), %
№ п/п | Пороговое значение | |||||
Показатель | ||||||
Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП | 11,8 | 13,1 | 13,7 | 13,4 | ||
Доля расходов на обслуживание | ||||||
государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета | 2,6 | 3,2 | 3,4 | 3,3 | ||
Отношение платежей на | ||||||
обслуживание и погашение | ||||||
государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета | 7,9 | 9,9 | 7,1 | 9,3 | ||
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета | 56,2 | 68,0 | 72,1 | 71,4 | ||
Отношение государственного | ||||||
внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг | 11,5 | 13,2 | 14,8 | 15,4 | ||
Отношение расходов на | ||||||
обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Источник: Минфин России
|
|
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации
Виды ценных бумаг | ОФЗ-ПД | ОФЗ-АД | ГСО-ППС | ГСО-ФПС | ОВОЗ | ОГВЗ 1991 года | Итого внутренний долг |
на 01.01.2012 | 1 823,70 | 1 079,58 | 421,15 | 132,00 | 90,00 | 0,0002 | 3 546,43 |
(млрд. руб.)
Материал подготовлен Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации,
Облигации федерального займа (ОФЗ):
¾ ОФЗ-ПД - с постоянным купонным доходом,
¾ ОФЗ-АД - с амортизацией долга.
Э митируются Минфином РФ дают их владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода.
Все виды облигаций федерального займа выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением и относятся к облигациям с известным купонным доходом.
Номинал данных ценных бумаг составляет 1000 руб., а срок их обращения колеблется от 1 года до 30 лет.
Государственные сберегательные облигации (ГСО):
- ГСО-ППС - с переменной процентной ставкой,
- ГСО-ФПС - с фиксированной процентной ставкой.
Являются именными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме и подлежащими централизованному хранению.
Номинал ГСО также составляет 1000 руб., по срокам обращения они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
|
|
ОВОЗ – так называемые облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 января 2013 года | ||
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 50 769,2 | 38 330,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 327,1 | 247,0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 096,1 | 827,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 991,1 | 748,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 22,9 | 17,3 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 026,2 | 1 529,8 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 34 910,4 | 26 357,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 510,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году | 2 000,0 | 1 510,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 617,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 642,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году | 2 000,0 | 1 510,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 887,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 16 444,1 | 12 415,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году | 3 000,0 | 2 265,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 5,6 | 4,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 11 389,8 | 8 599,3 |
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте | ||
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой | ||
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР |
Одним из популярных в Российской Федерации видом ценных бумаг являются еврооблигации.
Еврооблигации могут эмитироваться Правительством страны, субъектами РФ, муниципальными образованиями, (а также: банками, международными организациями, национальными и транснациональными корпорациями).
Они размещаются под гарантии международного синдиката банков (андеррайтера) и обращаются на международном финансовом рынке.
Порядок их выпуска и обращения не зависит от законодательства какой-либо страны, а подчиняется международным правилам.
От андеррайтера заемщик получает рекомендации по срокам эмиссии, валюте эмиссии, купону, способу размещения, времени размещения, подготовке и рассылке юридической документации, проспекта эмиссии.
Проведению эмиссии еврооблигаций предшествует получение кредитного рейтинга заемщиком у одного или нескольких международных финансовых агентств. Уровнем кредитного рейтинга определяется степень доверия к данному инструменту у инвесторов, а следовательно, и величина процентной ставки.
Еврооблигации имеют несколько разновидностей:
евробонды — это облигации долгосрочные со сроком обращения от 5 до 10 лет, выпускаются, как правило, в виде предъявительских облигаций с фиксированной купонной ставкой.;
е вроноты — это среднесрочные облигаци и со сроками обращения
от 1 года до 5 лет. Это именные облигации, выпускаемые под конкретного инвестора. Основная особенность евронот состоит в том, что их эмиссию можно организовать в течение нескольких дней.
евровекселя - имеют срок обращения от 1года до полутора лет и представляют собой обязательства не предназначенные для публичного размещения, они не размещаются на вторичном рынке.
|
|
Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом.
К основным методам управления бюджетным дефицитом относятся:
· эмиссия денег и мероприятия по стабилизации национальной валюты;
· размещение внутренних займов,
· развитие финансового рынка;
· внешние заимствования;
· налоговая политика,
· бюджетная политика;
· сокращение бюджетных расходов;
· другие методы, определяемые историческими, политическими и экономическими внутренними и внешними условиями.
Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
[2] • дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах;
• субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
• субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
Б юджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.