Бюджетные полномочия

Глава 8 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» целиком посвящена экономическим основам местного самоуправления и раскрытию полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а именно в формировании, утверждении, исполнении бюджета и контролю за исполнением данного бюджета.

Ст.9 Бюджетного Кодекса РФ более подробно определяет бюджетные полномочия органов местного самоуправления:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

- в случае и порядке, предусмотренных законодательством, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

- установление в соответствии - законодательством субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

- определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

- установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения;

- иные бюджетные полномочия, отнесенные законодательством к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Так, полномочия по составлению проектов бюджетов отнесены Бюджетным кодексом РФ к компетенции исполнительных органов местного самоуправления; полномочия по рассмотрению и утверждению проектов бюджета - к компетенции представительных органов власти, исполнение бюджета - к компетенции исполнительных органов местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. Взаимоотношения органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» органы местного самоуправления, выступающие в качестве собственника имущества муниципального унитарного предприятия, в отношении указанного предприятия и имущества, закрепленного за ним, обладают рядом правомочий. Собственник имущества казенного муниципального предприятия наделен особенными правами:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, определять цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, но они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления обладают большими правами в отношении муниципальных предприятий, учреждений и организаций, что дает им возможность эффективно управлять муниципальным хозяйством, создавать необходимые условия для удовлетворения населением муниципальных образований повседневных жизненных потребностей.

Согласно ГК РФ (ст. 215) часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования. Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно ГК РФ муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, могут изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления, регулируя отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает также, что органы местного самоуправления:

а) определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

б) осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

в) утверждают их уставы;

г) назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;

д) заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций зачисляется в доходы местных бюджетов.

Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления в интересах населения вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке.

52. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.(!!!)

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: