3. Анализ и проектирование организационных структур предприятий разных типов.
1. Понятие проектирования организации. Факторы и элементы проектирования организации
Проектирование организации - процесс соединения работ (видов деятельности) и работников между собой с целью обеспечения взаимодействия между людьми, выполняющими эти работы. Данной взаимодействие находит выражение в структуре организации и в процессах организации.
Принцип единоначалия - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного руководителя и быть ответственным только перед ним.
Организационная структура - совокупность уровней управления и функциональных областей, которые расположены в строгой соподчиненности, обеспечивающих выполнение поставленных перед организацией задач.
Факторы проектирования организации
Факторы проектирования организации - ситуационные факторы, оказывающие влияние на процесс построения организации: внешняя среда, технология работы в организации, стратегический выбор руководства, поведение работников.
Объем управления - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.
Динамизм внешнего окружения - быстрота (скорость) изменения факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации.
Сложность внешнего окружения - количество и схожесть факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации.
Элементы проектирования организации
Вертикальное разделение труда - разделение и координация условий и выполнения, составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.
Вертикальная специализация - разделение работ по уровням иерархии в организации, как в целом, так и в ее отдельных частях.
Вертикальные связи в организации - связи в организации, соединяющие иерархические уровни в организации и ее частях. Служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
Горизонтальное разделение труда - разделение работы в организации на составляющие компоненты.
Горизонтальная специализация - постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и заканчивая выходом из нее продукции или услуги.
Горизонтальные связи в организации - связи в организации между двумя и более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Предназначены для наиболее эффективного взаимодействия частей организации при решении возникающих между ними проблем.
Департаментизация - элемент проектирования организации, основанный на группировании схожих работ и их исполнителей в зависимости от специализации.
Децентрализация - передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а, следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией
Дифференциация - делегирование работ между подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения (степень различия между подразделениями).
Иерархия - расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – структура власти (звенность).
Интеграция - уровень сотрудничества, существующий между частями организации и обеспечивающий достижение целей.
Косвенные связи в организации - связи между индивидами или отделами, направленные на компенсацию незнания деталей в функциональных областях и повышающие за счет этого качество работы.
Линейная департаментизация - группирование работ при проектировании организации, дающее относительную автономность в работе и характеризующееся наличием только вертикальных связей и возможностью самоуправления. Реализуется, когда выполняемые работы однотипны, а люди не дифференцируются.
Линейные связи в организации - отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство. Эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения и т. п.
Масштаб управляемости и контроля - количество людей или работ непосредственно объединенных под единым руководством.
Матричная департаментизация - группирование работ при проектировании организации вокруг ресурсов (обеспечение работы спецификациями, техническое руководство и квалификация персонала) и вокруг результата (планирование работы, управление и оценка результата, достижение поставленных целей). Как правило, используется тогда, когда требуется сложная система реакций на воздействие факторов внешней среды или в ситуациях, когда организация испытывает сильное ограничение в ресурсах (особенно в финансовых и человеческих), а также, когда одновременно предъявляются очень высокие требования к функциональному и продуктовому направлению.
Продуктовая департаментизация - группирование работ при проектировании организации вокруг результата путем функционального деления организации на части, ответственных за выпуск основных типов продукции.
Прямые связи в организации - отношения между должностями, возникающие непосредственно при реализации функциональных обязанностей.
Распределение прав и ответственности по системе «елочка» - права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя (принцип единоначалия).
Распределение прав и ответственности по системе «матрешка» - права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей (принцип множественного подчинения).
Рыночная департаментизация - группирование работ при проектировании организации вокруг конечного пользователя продукции путем определения географических и отраслевых рынков производства и продаж.
Связь - элемент проектирования организации, который выражает отношения между индивидами или должностями.
Специализированное разделение труда - ситуация, при которой лица, как лучшим образом справляющиеся с данной работой, выполняют её для всей организации.
Узкий масштаб управляемости - минимальное количество подчиненных у одного руководителя.
Формализация организации - процесс приведения в соответствие зафиксированной в соответствующих документах формальной организации и реальной существующей неформальной организации путем ослабления или легализации неформальных связей.
Функциональная департаментизация - группирование специализированных работ при проектировании организации вокруг ресурсов путем функционального деления организации на части (разновидностями являются группирование работ по типу производства и по типу оборудования).
Функциональные (штабные) связи в организации - отношения, которые носят совещательный характер и посредством которых реализуется информационное обеспечение координации. Эти связи в организационной иерархии имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации и т.п.
Функциональные права - власть, которую индивид или отдел могут иметь как результат специфики своей работы (например, заведующая учебным отделом института ведет различные типы оперативного учета реализации учебного плана).
Централизация - концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.
Широкий масштаб управляемости - максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней иерархии.
Элементы проектирования организации - области жизнедеятельности организации, в рамках которых принимаются решения по проектированию организации: разделение труда и специализация, департаментизация и кооперация, связи между частями организации, масштаб управляемости и контроля, иерархия в организации, распределение прав и ответственности, централизация и децентрализация, дифференциация и интеграция.