Классификация систем отображения.
Инженерно-психологические требования
В современной системе, системы отображения выступают в качестве единственного источника информации об объекте. Оператор при этом работает не с реальным объектом, а с его информационной моделью, поэтому для повышения эффективности необходимо, чтобы информационная модель отображала лишь существенные свойства, отношения, связи и взаимодействие управляемых объектов. Для улучшения восприятия информации человеком необходимо стремиться к упрощению информации. Определение степени упрощения и вида объемов информации представленной человеку является основной задачей деятельности оператора.
Общие требования к информационным моделям:
1. Представлять информации необходимо в концентрированном виде и обобщенной форме.
2. Интегрирование сигнала в укрупненные единицы информации, позволяющие производить оценку нескольких взаимосвязанных параметров или суммирование большого объема одной информации.
3. Учет последовательной организации внимания оператора.
4. Компактное расположение средств отображения информации в границе оптимального поля зрения позволяющего разгрузить оперативную память человека.
5. Максимальное освобождение памяти оператора при принятии решений.
6. Адаптация средств отображения к психофизическим особенностям человека, это выражается в определении степени сложности и темпе предъявления информации при учете внешних условий его деятельности.
1 группа: По объектам и совокупности контролируемых параметров.
1. Назначение и описание объекта.
2. Параметры, характеризующие объект (индикаторы).
3. Возможные состояния объекта (вкл./выкл.).
4. Вероятности перехода из одного состояния в другое.
5. Время нахождения объекта в каждом состоянии и время перехода.
6. Степень важности каждого состояния и т.д.
2 группа: По области применения или использования:
1. Справочная, выдача справок и информации.
2. Контролирующая, выдача результатов значений параметров и т.д.
3. Диагностические.
4. Обучающие, обеспечение процесса обучения и тренинга.
5. Управляющие.
6. Проектирующие.
3 группа: По характеру представления информации:
1. Изобразительный, включает в себя элементы, имеющие внешнее сходство с объектом управления или условно его отображающие в виде структуры, графического образа.
2. Индикационные, на которых информация представляется в виде аналоговой или цифровой, сигнальной.
3. Текстовый, знаковый, алгоритмический и т.д., знаки, графики, формулы, таблицы.
4 группа: Зависимость от принципа действия:
1. Электронно-магнитные, электронно-механические.
2. Лампы накаливания.
3. Полупроводниковые элементы и табло.
4. Газоразрядные и электролюминесцентные приборы.
5. Жидкокристаллические.
6. Лазерные индикаторы света.
7. Электронно-лучевые трубки.
8. Индикаторные приборы и элементы.
9. Механические и т.д.
Основным фактором восприятия информации является зрительный, хотя есть способы передачи информации с помощью слуха и осязания.
Основные факторы зрения следующие:
· восприятие формы и величины предмета;
· световая чувствительность;
· цветовое восприятие;
· острота зрения;
· поле зрения;
· частота мелькания;
· время обнаружения;
· порог усталости;
· селективность;
· объемность и глубина восприятия;
· обнаружение движения и т.д.
1. Понимание наблюдения отображаемой ситуации, причем хорошо построенная модель помогает наблюдателю без детального анализа сигналов или информации.
2. Прояснить сложные отношения и ситуации так, чтобы значимые с точки зрения задачи, стоящие перед наблюдателем, тенденция развития сообщений, возникающие конфликты, связи были представлены в легко доступном для зрения виде, что бы детали позволяли понять целое.
3. Соблюдать необходимые условия, чтобы наблюдатель мог своевременно принять правильное решение.
4. Обеспечить эффективное информационное взаимопонимание человека и технических устройств.
5. Обеспечить максимальную надежность и свести до минимума возможность ошибок.
6. Создать условия, позволяющие человеку легко менять способы деятельности, гибкость поведения человека и взаимозаменяемость наблюдателя-оператором.
7. В том случае, если система обслуживается коллективом наблюдателей, обеспечить координацию действий входящих в него членов.