Требования к информационным моделям, образуемым системой отображения

Классификация систем отображения.

Инженерно-психологические требования

В современной системе, системы отображения выступают в качестве единственного источника информации об объекте. Оператор при этом работает не с реальным объектом, а с его информационной моделью, поэтому для повышения эффективности необходимо, чтобы информационная модель отображала лишь существенные свойства, отношения, связи и взаимодействие управляемых объектов. Для улучшения восприятия информации человеком необходимо стремиться к упрощению информации. Определение степени упрощения и вида объемов информации представленной человеку является основной задачей деятельности оператора.

Общие требования к информационным моделям:

1. Представлять информации необходимо в концентрированном виде и обобщенной форме.

2. Интегрирование сигнала в укрупненные единицы информации, позволяющие производить оценку нескольких взаимосвязанных параметров или суммирование большого объема одной информации.

3. Учет последовательной организации внимания оператора.

4. Компактное расположение средств отображения информации в границе оптимального поля зрения позволяющего разгрузить оперативную память человека.

5. Максимальное освобождение памяти оператора при принятии решений.

6. Адаптация средств отображения к психофизическим особенностям человека, это выражается в определении степени сложности и темпе предъявления информации при учете внешних условий его деятельности.

1 группа: По объектам и совокупности контролируемых параметров.

1. Назначение и описание объекта.

2. Параметры, характеризующие объект (индикаторы).

3. Возможные состояния объекта (вкл./выкл.).

4. Вероятности перехода из одного состояния в другое.

5. Время нахождения объекта в каждом состоянии и время перехода.

6. Степень важности каждого состояния и т.д.

2 группа: По области применения или использования:

1. Справочная, выдача справок и информации.

2. Контролирующая, выдача результатов значений параметров и т.д.

3. Диагностические.

4. Обучающие, обеспечение процесса обучения и тренинга.

5. Управляющие.

6. Проектирующие.

3 группа: По характеру представления информации:

1. Изобразительный, включает в себя элементы, имеющие внешнее сходство с объектом управления или условно его отображающие в виде структуры, графического образа.

2. Индикационные, на которых информация представляется в виде аналоговой или цифровой, сигнальной.

3. Текстовый, знаковый, алгоритмический и т.д., знаки, графики, формулы, таблицы.

4 группа: Зависимость от принципа действия:

1. Электронно-магнитные, электронно-механические.

2. Лампы накаливания.

3. Полупроводниковые элементы и табло.

4. Газоразрядные и электролюминесцентные приборы.

5. Жидкокристаллические.

6. Лазерные индикаторы света.

7. Электронно-лучевые трубки.

8. Индикаторные приборы и элементы.

9. Механические и т.д.

Основным фактором восприятия информации является зрительный, хотя есть способы передачи информации с помощью слуха и осязания.

Основные факторы зрения следующие:

· восприятие формы и величины предмета;

· световая чувствительность;

· цветовое восприятие;

· острота зрения;

· поле зрения;

· частота мелькания;

· время обнаружения;

· порог усталости;

· селективность;

· объемность и глубина восприятия;

· обнаружение движения и т.д.

1. Понимание наблюдения отображаемой ситуации, причем хорошо построенная модель помогает наблюдателю без детального анализа сигналов или информации.

2. Прояснить сложные отношения и ситуации так, чтобы значимые с точки зрения задачи, стоящие перед наблюдателем, тенденция развития сообщений, возникающие конфликты, связи были представлены в легко доступном для зрения виде, что бы детали позволяли понять целое.

3. Соблюдать необходимые условия, чтобы наблюдатель мог своевременно принять правильное решение.

4. Обеспечить эффективное информационное взаимопонимание человека и технических устройств.

5. Обеспечить максимальную надежность и свести до минимума возможность ошибок.

6. Создать условия, позволяющие человеку легко менять способы деятельности, гибкость поведения человека и взаимозаменяемость наблюдателя-оператором.

7. В том случае, если система обслуживается коллективом наблюдателей, обеспечить координацию действий входящих в него членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: