Внешняя среда. по дисциплине «Общая гигиена» для студентов 2 курса стоматологического факультета на весенний семестр 2013-2014 уч

Объект.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Общая гигиена» для студентов 2 курса стоматологического факультета на весенний семестр 2013-2014 уч. года

№№ пп Дата Наименования тем лекций Объем в часах
  28.01.13 Вводная. Гигиена как основная профилактическая дисциплина медицины. Цель, задачи, объекты и методы исследования. История развития гигиены.  
  4.02.13 Гигиенические проблемы воздушной среды. Профилактика заболеваний, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.  
  11.02.13 Вода как один из основных объектов окружающей среды. Профилактика заболеваний, в том числе со стороны зубочелюстной системы, среди населения, связанных с водопользованием.  
  18.02.13 Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье подрастающего поколения. Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков.  
  25.02.13 Гигиеническая характеристика основных факторов производственной среды и трудового процесса. Профилактика профессиональных заболеваний стоматологов и зубных техников.  
  4.03.13 Питание как фактор здоровья. Современные аспекты рационального питания. Пищевые отравления и их профилактика  
  11.03.13 Гигиеническое значение благоустройства лечебно-профилактических организаций в укреплении здоровья населения и обеспечении благоприятных условий труда стоматологов и зубных техников.  
  18.03.13 Гигиенические проблемы, связанные с ионизирующей радиацией. Мероприятия по защите населения от внешнего и внутреннего облучения.  
  25.03.13 Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.  
    Итого:  

Зав. каф. общественного здравоохранения

с курсом профилактической

медицины, д.м.н., профессор Н.Т.Джайнакбаев

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

  • пассивное существование;
  • материал для других систем;
  • обслуживание систем более высокого порядка;
  • противостояние другим системам (выживание);
  • поглощение других систем (экспансия);
  • преобразование других систем и сред (активная роль).

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Здесь еще раз нужно вернуться к «условности» и субъективизму исследования систем. При анализе системы, обычно, среда – это надсистема, которую нам по тем или иным причинам не нужно исследовать. Например, мы можем рассматривать фирму как надсистему для ее отдела или как внешнюю среду (или часть внешней среды, если отдел имеет самостоятельные выходы вовне фирмы).

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами). Термин употребляется для совокупного обозначения указанных частей системы и применяется для упрощения описания системы.

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистемы), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня, как говорилось выше, можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.

!!! Компоненты и элементы меняются в зависимости от целей исследования системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: