Конспект лекций по ИМР 8 страница

Эта эпоха получила название «эпохи крестовых походом», потому, что эти походы стали смысловым стержнем данного времени, квинтэссенцией жизни католической средневековой Европы. Походы были вызваны необходимостью помочь православной Византийской империи, теснимой мусульманами и освободить «Святую землю» - территории в Палестине и Сирии, где находились главные христианские святыни, в том числе, место погребения Иисуса – т.н. «Гроб господень». Вопреки обыденному мнению, Походы не являлись в сознании современников походами в военном смысле этого слова. Участие в крестовом походе мыслилось как паломничество к святыням. Обычно после окончания похода, большинство его участников возвращались домой, считая свое паломничество выполненным.

Крестовые походы:

I Крестовый поход (1096 - 1099 гг.) - объявлен папой Урбаном II. Но рыцарей опередило пешее ополчение под водительством Петра Пустынника, которое почти всё было перебито турками. Осенью 1096 г. в Константинополь прибыли вожди похода: Готфрид Бульонский - герцог Лотаринский (впоследствии первый король Иерусалимский), его брат Балдуин, Боэмунд Тарентский, Раймонд VIII граф Тулузский, Роберт Куртгез - герцог Нормандский и др. Весной 1097 г. рыцари двинулись из Константинополя в глубь Малой Азии, овладели Антиохией (сделав её столицей Антиохийского княжества) и в 1099 г. взяли приступом Иерусалим, освободив христианские святыни от власти турок.

II Крестовый поход (1147 - 1149 гг.) - объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французский и Конрад III Германский не имели успеха и даже не дошли до Иерусалима.

III Крестовый поход (1189 - 1192 гг.) был наиболее значительным по числу участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно, Ричард I Львиное Сердце рассорился с Филиппом Августом и Леопольдом Австрийским, героически, но безуспешно осаждал Иерусалим и на обратном пути попал в плен к Леопольду, который выдал его враждебному Генриху VI Германскому.

IV Крестовый поход (1202 - 1204 гг.) был последним из крупных походов. Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились сначала завоевать для Венеции город Задар, а потом восстановить на Византийском престоле Исаака II Ангела, свергнутого своим братом. Сын Исаака Алексей примкнул к крестоносцам, обещая оплатить им дальнейший поход. В реальности, конечно, крестоносцы денег не получили и, возмущённые коварством византийцев, разграбили Константинополь. Византийская империя распалось на части и на её обломках была создана Латинская империя.

Остальные крестовые походы справедливо называются "малыми". Из поздних походов можно упомянуть VII и VIII, организованные Людовиком IX Святым. Оба были крайне неудачными. В VII походе Людовик попал в плен к египетскому султану. В VII походе значительная часть войска погибла от эпидемии вместе с самим Людовиком. Таким образом, в политическом плане, крестовые походы окончились полной неудачей. Однако они создали глубокую и яркую культурную традицию средневековой европейской цивилизации, время крестовых походов по праву называют «золотым веком» средневековья.

Замыкают рассматриваемое время два крупнейший имени схоластики: Аквинат и Бонавентура. Фома Аквинат (ум. 1274 г.) - крупнейший католический философ-доминиканец, чьи труды представляют собой систематическое завершение западно-европейской схоластики. Фома, как и другие схоласты настаивает на возможности рациональной теологии, ибо Бог откровения есть, одновременно, творец разума и противоречить Сам Себе не может. Главные произведения: "Сумма против язычников" (1259 - 1264 гг.) и "Сумма теологии" (1265 - 1274 гг.). В католической традиции-учитель Церкви, "ангельский доктор". Бонавентура (ум. 1274 г.) - крупнейший философ францисканской традиции, друг Фомы Аквината, последователь мистического направления. Развил учение о 6-ти степенях созерцания, высшей из которых является экстатическое зрение запредельных тайн Божиих. Главное произведение: "Путеводитель души к Богу". В католической традиции: учитель Церкви, "серафический доктор".

Бонавентура и Аквинат подытожили развитие схоластики, сформулировали основные положения католического богословия, аскетики и мистики, действующие и по сей день.

Тема № 6.

Католицизм в эпоху Возрождения.

XIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285 - 1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294 - 1303 гг.) и в 1307 г. ликвидирует орден тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папства - т.н. «Авиньонское пленение пап» (1309 - 1377 гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики. Так первый же "авиньонский папа" Климент V (1305 - 1314 гг.) в угоду Филиппу IV созывает Вьеннский Собор (1311 - 1312 гг.), который санкционирует судебный произвол короля и упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его руководство в колдовских и антихристианских обрядах.

«Авиньонское пленение» породило глубочайшей политический кризис католической Церкви в 14-15 вв. Авторитет папства был резко подорван. Примеру французскому королю стали следовать и в других странах, например в Священной Римской империи. Создание сильных национальных государств, развитие абсолютистских тенденций королевской власти в Европе, определило победу светской власти. К тому же, важным фактором стала нарастающая секуляризация сознания европейского населения. Поэтому действия королей получили поддержку в среде знати. Последним "авиньонским папой" был Григорий XI (1370 - 1378 гг.), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме - Урбана VI (1378-1339 гг.), в Авиньоне - Климента VII (1378 - 1394 гг.). Второго папу избрали под прямым давлением французского короля. Так "Авиньонское пленение" переросло в "Великий раскол" папства (1378 - 1417 гг.). При этом даже Папская область распалась на ряд воюющих частей. Этот период получил название Великая схизма. Католический мир оказался разделен на два враждующих лагеря, в противоборстве принимали активное участие европейские монархи, феодалы и власти крупных городов. В период "Великой Схизмы" папский престол занимали двое, а иногда трое пап, активно оппонирующих друг другу. Высшее духовенство требовало созыва Собора, способного положить конец "Великой схизме". Лишь в 1414 в городе Констанца открылся Собор, низложивший двух из правивших тогда трех пап: Иоанна XXIII (1410—1415) и Бенедикта XIII (1394—1423), которые являлись т.н. «антипапами», то есть были избраны незаконно согласно церковным канонам. Григорий XII (1406—1415) сам отрекся от престола. 11 ноября 1417 г. Собор избрал нового Папу Римского — Мартина V (1417—1431), тем самым, положив конец "Великой Схизме".

Кризис папства проходил на фоне развития идей гуманизма и начала эпохи Ренессанса. Веяния Возрождения сказывались и на Церкви. Данте Алигьери (ум. 1321 г.) - первый и крупнейший представитель раннего Ренессанса, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай политическими друзьями и врагами, в его творчестве духовные прозрения средневековья сменяются мистическим фантазированием и субъективным произволом. Однако, впоследствии, его описание Ада и Рая, было объявлено каноничным.

Современником Данте является Мейстер Экхарт (ум. 1327 г.) - монах-доминиканец, приор Эрфурта, родоначальник немецкой апофатической мистики, разработавший учение о единосущии Божественного Ничто и "безосновной основы" души. Пройдя все ступени отрешения от тварного, душа сливается с Безосновным и возвращается в Бога, которым была до своего создания. Этот субъективный мистицизм также весьма характерен для раннего Ренессанса. Мистицизм Экхарта стал реакцией католицизма на новые культурные явления эпохи Ренессанса.

Своеобразным попыткой реанимировать статус католической церкви стало появление женщин-святых и их культа. Самая известная - Екатерина Сиенская (ум. 1380 г.). Монахиня доминиканского ордена. Была участницей и очевидцем «авиньонского пленения». Она приезжала в Авиньон, пытаясь примирить папу Григория с Флоренцией, а во время раскола встала на сторону Урбана VI. Очень набожная и мистически одарённая, она продиктовала "Книгу Божественного учения" и в католической традиции считается «учителем Церкви».

Другая почитаемая католическая святая - Бригитта Шведская (ум. 1373 г.) Дочь шведского магната, мать восьми детей, после смерти мужа стала монахиней цистерцианского ордена. В 1346 г. основала орден Страстей Христа и Марии. Наряду с Екатериной Сиенской настаивала на возвращении папского престола из Авиньона в Рим. Считается святой покровительницей Швеции. Книга "Откровений святой Бригитты" (издана в 1492 г.) - один из источников творчества известного писателя М. Грюневальда.

В рамках католицизма отдельные мыслители и интеллектуалы пытались найти способ модернизации Церкви и ее норм, отбросить наиболее неприемлемые традиции или обычаи. Они критиковали отдельные пороки церковной жизни, предлагали свои варианты реформ. Так, один из них - Джон Уиклиф (ум. 1384 г.) - английский богослов, проф. Оксфордского университета, предтеча Европейской Реформации. Задолго до Лютера выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было подхвачено плебейской ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота Тайлера. После подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на Яна Гуса.

Ян Гус (ум 1415 г.) - чешский теолог, с 1398 г. - профессор, с 1402 г. - ректор Пражского университета. Типичный идеолог Реформации, последователь Джона Уиклифа: осуждал торговлю индульгенциями и требовал коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин. Однако, в 1414 г. был осужден Констанцким Собором. Констанцкий Собор (1414 - 1418 гг.) не только положил конец "Великому расколу" папства. Он был созван по настоянию императора Сигизмунда в Констанце (современная Швейцария) и был самым представительным католическим Собором средневековья. Он низложил всех трёх существовавших тогда пап и избрал Мартина V. Также было вынесено решение о предложениях по реформированию Церкви, которые были названы ересями. По делу о ересях было осуждено учение Джона Уиклифа, Яна Гуса и Иеронима Пражского. Все трое сожжены как еретики (Уиклиф - посмертно). Но необходимость изменений была все же очевидна, поэтому отвергнув предлагавшиеся планы, Собор разработал и принял 5 декретов о реформе Церкви.

Базельско-Флорентийский Собор (1431 - 1449 гг.) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431 -1447 гг.) не стерпел потери инициативы и объявил Собор, распущенным. Продолжением политики Соборов стала попытка воссоединения с православной Церковью. В 1439 г. была подписана Флорентийская уния с православным патриархом Византии. Однако главный сторонник унии русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен. Константинополь также отказался от унии через 11 лет по требованию православного народа. В итоге попытка примирения и воссоединения провалилась.

Яркой фигурой конца данного периода был Джироламо Савонарола (ум. 1498 г.) Он был монахом-доминиканцем, его проповеди послужили толчком к свержению тирании династии Медичи во Флоренции. Иррационалист и мистик: стремился к религиозной непосредственности, к реставрации аскетических идеалов первохристианства. Отчасти предвосхищал взгляды Лютера. Был предан суду по обвинению в ереси и казнён.

Тема № 7.

Католичество в эпоху Реформации.

Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении-переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Гуманисты рассматривали человека как автономную личность в отрыве от общества. Человек ценен сам по себе, он выше всего в природе, историк отец В. Зеньковский называет это “антрополатрией”- человекопоклонничеством. Кристеллер характеризует Гуманизм как “культурно-просветительское движение за возрождение искусства красноречия”, но на самом деле гуманисты пошли дальше этого, их лозунгом было “Ad fontes”-назад, к античным источникам. Они не подвергали церковь резким нападкам как еретики, но своим мирским мышлением они подрывали основы церковного мировоззрения ускоряя отрыв общества от церкви. Широкое распространение получают естественные науки, средневековая латынь заменяется на классическую. Макиавелли отрывает политику от церковных воззрений допуская в ней любые, даже безнравственные действия. Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский позволяет себе даже научную критику Библии.

Основными центрами Гуманизма считались Болонский, Венский и Базельский университеты. В Германию идеи гуманизма принёс Кристофер Шеуль. Окончив Болонский университет, он вернулся в Германию и обосновался в Виттенберге, где тогда преподавал Мартин Лютер.

Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил “золотой век”. Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой - гуманистом был Пий II (1458-1464). Центральной идеей его понтификата было создание антитурецкого союза. Он обратился к европейским монархам с призывом организовать новый крестовый поход, но эта идея осталась без ответа. Тогда он пишет султану Мехмеду II призывая его принять христианство указывая на большое сходство христианства и Корана. Разумеется что эти фантастические планы не сбылись.

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы -гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на “самую мрачную фигуру папства…правление которого было несчастьем для Церкви”. Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Ещё будучи кардиналом он зарекомендовал себя как талантливый руководитель в качестве зам нач. папской канцелярии и ловкий дипломат, но как человек он был аморален, жесток, алчен и имел чисто мирской менталитет. От одной из своих наложниц он имел 4 детей. Старший сын-Чезаре-был у истоков создания папской швейцарской гвардии. Александр VI не останавливался ни перед чем в деле устроения политической карьеры своих потомков. Он старался устроить своих сыновей так, чтобы они правили разными регионами Италии добиваясь в конечном итоге своей личной абсолютной власти в этой стране. При нём клан Медичи был изгнан из Флоренции. Доминиканец из Флоренции Джироламо Саванарола попытался было выступить против аморальности и произвола папы, но был отлучён и сожжён в 1498 г. Папа и его дочь Лукреция не только устраняли своих противников, но и приказывали убить тех, чьё состояние или доходы они хотели получить. Зачастую это происходило на званной папской трапезе. Жертва принимала медленно-действующий яд - самое распространённое орудие того времени, и умирала спустя некоторое время. Так погибали и многие кардиналы. Чтобы занять их место претенденты платили огромные деньги принося папе колоссальный доход. Многие получив приглашение на обед к папе заранее писали завещания. Утрехтский кард. Адриан, которого Борджиа хотели убрать, тоже был в числе приглашённых, но слуги перепутали бокалы с ядом и отравлен был сам папа. Вся Европа ликовала узнав о его смерти.

Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи. Для той эпохи неудивительно, что человек равнодушный к вере и называвший христианство “доходной басней” стал главой христианского мира. Он занял престол в 37 лет и ему приписывают слова: “насладимся папством, потому что Бог нам дал его”. Он стал меценатом всех римских художников, поэтов и музыкантов. Он не жален на них казны и даже пригласил из Швейцарии математика писавшего теоремы в стихах. Папа сам недурно пел и любил театр. 50% казны уходило на папскую кухню. Когда не хватало средств папа продавал свои облачения и однажды продал и тиару. Он устраивал карнавалы на которых сказочные чудовища нападали на женщин и уносили их. Местные жители привыкли к этим причудам, но паломники (Лютер в т. ч.) видя всё это возвращались домой уже протестантами. Он умер без исповеди и причастия и некто заметил, что это произошло оттого, что он и «Святые Дары» продал.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Доминиканец Тецель отправился туда для распространения индульгенций и когда он прибыл в Виттенберг, Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Он добивался мирных реформ, через покаяние и пр., но его соратник Карлштадт пошёл радикальным путём. Разрушались храмы, разгонялись монастыри. “Цвикаусские пророки”-представлявшие простолюдинов (Марк Томе, Никлас Шторк, Томас Дрекзель) встретились в Виттенберге с Мюнцером и др. лидерами Реформации и после этой встречи разожгли огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва. В результате неумелой политики папы Климента VII в бракоразводном деле английского короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, в котором папа поддерживал интересы католической Испании, король в 1534 г. объявил себя главой английской церкви в результате чего целое государство перестало подчиняться Риму.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы. Папа Павел III в 1540 г. утвердил устав ордена иезуитов Игнатия Лойолы, а в 1542 г. учредил в Риме инквизицию во главе которой стал испанский кардинал Карафа. Инквизиция могла судить любого невзирая на ранг и происхождение, и приговаривать к смерти. Отменить такое решение мог только папа. Казнили главным образом сжигая на костре, а в Венеции еретиков просто топили. В море выходило два судна, идя борт о борт. Между ними был настил с осуждёнными. На глубине корабли расходились и связанные люди падали в воду.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в Триденте которы должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. В первую очередь рассматривались вопросы оспариваемые протестантами-незыблимость иерархии, Предания традиций и таинств, подчёркивалась посредническо-спасительная функция Церкви. Иеронимовская Vulgata была выверена библейской комиссией и признана аутентичной (самодостаточной-не нуждающейся в греч. и евр. текстах для пояснения). Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера (“Sola fide”-протестантский принцип спасения только верой)-это только врата ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Весной 1547 г. имп. Карл V победил Шмалькальденский союз и как победитель потребовал от собора ограничения папского абсолютизма. Павел III воспротивился и перевёл собор в Болонью. Собор сперва раскололся на сторонников и противников императора, а затем был распущен папой в 1549 г. Его приемники созывали ещё 2 сессии собора и окончательно он закрылся в 1563 г.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип “cuius regio, eius religio”-чьё гос-во-того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню не щадя протестантов. Папа Григорий XIII (1572-1585) отслужил по этому поводу благодарственный молебен с пением “Te Deum”. Гугеноты также ответили террором нападая на монастыри, насилуя монашек и хвастаясь друг перед другом чётками из ушей католических монахов. Самое его известное деяние этого папы - реформа календаря сущность которой состояла в том, что после 4 окт. 1572 г. сразу следует 15 окт. С тех пор Запад живёт по григорианскому календарю.

Первая половина XVII в. - это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончиласьВестфальским перемирием в 1648 г. Победила Франция, Испания утратила статус великой державы, Германия оказалась раздробленной на 200 мелких княжеств и католическая Австрия осталась ни с чем. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.

Тема № 8.

Католичество в эпоху Просвещения.

После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи указывая им на их непосредственные обязанности.

Внутри Католической Церкви возникает харизматическое учение епископа. Корнелия Янсения - бывшего профессора Лувенского ун-та. Он написал труд “Augustinus”-в котором доводит до крайности его учение о спасении. В этом пункте он стал очень близок кальвинистам верившим в безусловное предопределение. Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Первым осудил янсенизм папа Урбан VIII в 1642 г., но это течение ещё долго просуществовало находя поддержку даже в высших слоях духовенства. Писатели Паскаль и Расин также примкнули к нему. Снаружи Католичеству приходится противостоять идеям просвещения возникшим сперва в Англии, а затем проникшим на материк. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV-“король-солнце”. В области внутренней политики - неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней - своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить “короля-солнце”. Он присвоил право на доход вдовствующих епархий, право на суд над клириками без согласования с церк. властями и многие другие права. В 1682 г. он организовал синод принявший решения в духе галликанства очень ущемлявший власть Рима во Франции.

В 1700-1714 г. шла война за “испанское наследство” в результате которой испанским королём стал француз-Филипп V- внук Людовика XIV. Рим был на стороне французского претендента, чем настроил против себя всю Испанию. Папский нунций был лишён в 1753 г. 8-и “апостольских месяцев” в которые он смещал и назначал духовенство и пользовался высшей судебной властью. Отныне в Рим не поступала сумма в 500 тыс. экю ежегодно собираемая с Испании и не публиковались папские буллы без разрешения короля.

Очень энергично “просвещённый абсолютизм” действовал и в Португалии, стране ставшей цитаделью иезуитов. Во время правления Хуана V (1706-1750) народ изнемогал от них, т. к. иезуиты взяли в свои руки буквально все сферы жизни общества и инквизиции. Король лично присутствовал на всех аутодафе и не жалел денег на монастыри и храмы. Он учредил при дворце должность иезуита-патриаха, стоявшего по власти выше примаса Португалии. Страна нищала материально и духовно. Буржуазия нашла союзников в лице дворян и они вместе выдвинули на пост премьер-министра Себастьяна Помбаля (1699-1782) считавшего необходимым избавить королевскую власть от опеки иезуитов, а Португалию от власти Рима. Лиссабонское землятрясение 1755 г. унесло 30 тыс. жизней и это сыграло на руку иезуитам объяснявших суеверному народу, что это гнев Божий на Помбаля. Тот же в ответ, не обращая на это внимания, потребовал от короля изгнания иезуитов из дворца без права возврата. Он писал: “Среди иезуитов нет почти ни одного человека, который был бы похож на духовное лицо. Все они купцы, полит. интриганы низшего пошиба, дерзкие солдаты, проявляющие свою храбрость в отношении безвольных рабов…Мелочные тираны преступления которых заставляют забыть самые кровавые события на протяжении десятков веков”. Паписты подняли шум против действий Побаля. Высший церковный совет Кастилии и великий инквизитор Кинтано посановили сжечь все его указы против иезуитов и запретили им подчиняться под страхом смерти. Однако папа Бенедикт XIV решил разобраться с делами в Португалии и поручил кард. Салданье изучить вопрос. Тот в своём докладе подтвердил многие обвинения Помбаля против иезуитов и в результате те получили запрет на проповеди и наставничество в Лиссабонском диоцезе. В разгар конфликта на Помбаля было покушение и тот не замедлил с ответом. Супериор ордена и многие его члены были арестованы, имущество конфисковано, а в 1759 г. все иезуиты были высланы из страны. Из-за этого новый папа Климент XIII прервал отношения с Лиссабоном. Послы европейских держав потребовали вообще распустить орден иезуитов, но папа на это не пошёл. В 1769 г. на его место был избран Климент XIV (1769-1774) который и распустил орден в 1773 г. Генерала ордена Лоренцо Риччи и его заместителя заточили в замок Св. Ангела. Многие иезуиты нашли убежище в Пруссии и России.

Иезуиты в Парагвае

С началом великих географических открытий, испанцы и португальцы открыли (в 1516-1517 гг.) земли в Америке. В 1636 — основана столица Асуньсьон. На севере — земля инков. Тут дикие индийские племена вуарони. Сперва тут орудовали доминиканцы, а затем иезуиты. Их цель — сделать принятие христианства ими более привлекательным.

Защита обращенных от погони за рабами.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и образовали крупные поселения — редукции. Сперва они хотели создать государство с выходом к океану, а потом рассчитав силы, уединились в горных малодоступных районах в глубине. Они добились у испанцев разрешения вооружить их огнестрельным оружием. Позже их освободили от подчинения местным колониальным властям и местному епископу. Иезуиты — единственные из европейцев на этой территории и без их разрешения ни один белый не мог проехать через страну. Покинуть редукции индеец мог только с разрешения иезуитов. Несмотрая на протест испанского правительства, миссионеры обучали парагвайцев письменности и языку*. Около 200 тысяч человек населяло Парагвай во время расцвета, главным образом это индейцы, около 10000 негров, иезуитов было не более 300. Обычно в редукции жили 2-3 тыс., а иногла до 500, самая большая 30000 человек. Во главе стояло два священника. Один из них старший и его звали исповедником. Он занимался культом и духовными нуждами, младший — хозяйственный деятель. Они имели неограниченную власть и показывались индейцам в момент мессы, а в другое время общались с ними через кациков (должностное лицо), избираемых ежегодно открытым голосованием. Законов никаких не было, их заменяли решения иезуитов. Они выслушивали обязательную исповедь ивыносили решение, например, выговор личный, публичный, порка кнутом, кулаками, заточение и изгнание из редукции, что было самым страшным. Выдворенных испанцы забирали в рабство. Индейцы ничем не владели.

Вся земля делилась на две части:

1-я Тупамба - Божья земля;

2-я Амамба - личная земля.

Разница не в собственности, а в том, что первая обрабатывалась коллективно, вторая — лично. Амамба выдавалась в момент женитьбы, если кто из супругов умирал, земля возвращалась обществу. Работы на Тупамбе были обязательны в т. ч. и для Кациков. Перед началом работы иезуит проповедовал, все шли колонной под звуки барабанов и флейт со статуей Богоматери или св. Исидора. С работы шли с песнями. Была должность инспектора, следившего за лентяями. Индейцы были ленивы и предпочитали наказание труду. Общины имели стада лошадей и быков, они выдавылись в пользование для обработки. Мясо иезуиты давали им 2-3 раза в неделю и индейцы в редукциях жили лучше чем другие. Ремеслы достигли здесь высокого уровня. Оружейники, часовщики, ювелиры, строились органы, отливались колокола и даже печатались книги на иностранных языках. Все произведенное сдавалось на склады, гда работали грамотные индейцы. Часть отдавалась населению. Например, 5, 5м холста в год выдавалось на душу, женщинам 4, 5 м шелка, раз в году нож и топор. Но в основном все шло на экспорт. Особенно обувь. Внутри редукции и между редукциями торговля запрещалась. Каждый индеец держал монету раз в жизни при подарке невесте на свадьбе. Потом она отнималась. Все редукции имели один тип:

· ж и л и щ а индейцев

· мастерские

· дома склады

· для X

· гостей храм

· площадь

· арсенал Стена и ров по периметру

Жили в хижинах из тростника, обмазанной глиной. Храм —каменный. На заре будил их колокол, и индейцы шли на молитву, потом на завтрак и на работу. Вечером ложились спать по сигналу, после которого нельзя было выйти из дома. Выход в лес по пропускам. Общение между редукциями не допускалось. Одевались все одинаково. У кациков и солдат были знаки отличия. Браки заключались дважды в году на специальной территории. Выбор невесты и жениха — под контролем. Дети работали с раннего возраста. Отец мог носить длинные волосы только после рождения ребенка. Удар колокола ночью — сигнал к соитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: