Конспект лекций по ИМР

Тема 1.

Введение в предмет.

Религия –это важнейший фактор человеческой жизни. Все попытки ученых отыскать нерелигозное сообщество, даже самое примитивное, окончились неудачей. Самые древние известные культуры носят откровенно религиозный характер. Все древнейшие письменные памятники являются религиозными текстами. Древнейшие и самые известные архитектурные памятники – мегалитические постройки каменного века, гробницы-пирамиды Египта, зиккураты Вавилона, Парфенон Античной Греции, Пантеон Римской империи и т.д. - строения религиозного характера. Знаменитые Олимпийские игры, существующие и по сей день, в Древней Греции были состязаниями в честь олимпийских богов, а значит были культовым, религиозным действом.

Целые эпохи проходили под знаком тотального господства религии в культуре и сознании людей. Многое, что является жемчужиной и гордостью нашей, русской культуры, появилось на свет связано именно с религиозной жизнью и религиозными потребностями наших предков: иконы и фрески Андрея Рублева, храм Василия Блаженного и Покрова на Нерли, русская азбука и русское летописание. Певрая печатная книга на Руси – «Апостол» Ивана Федорова. Первым русским историком был православный монах Нестор. Имена русских писателей мировой известности Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского связаны с религиозными исканиями и размышлениями. Русская философская мысль, представленная Соловьевым, Бердяевым, Флоренским, Розановым, вся насквозь пропитана религиозными христианскими идеями.

Как бы не относиться к религии и религиозности, и по сей день, религиозный фактор, по прежнему, занимает важное место в жизни как отдельной страны, так и всего мира. В нашей стране, последние 20 постсоветских лет наблюдается т.н. религиозный ренессанс, когда активизируется жизнь христианских и мусульманских общин, строятся сотни культовых построек, храмов, мечетей, сотни тысяч людей испытали интерес к религиозной традиции своих предков и потребность лучше узнать особенности своей культуры и религиозной конфессии. Это определяет значимость изучения религии как феномена человеческого бытия. Особый интерес вызывают, прежде всего, т.н. мировые религии, как религиозные системы, охватывающие большинство населения Земли и напрямую определяющие культурные особенности разных народов, а также основные проблемные точки современности.

Самое общее определение религии –это система взглядов и практик, исходящая из признания существования сверхъестественного мира. В европейской научной и философской мысли в 19-20 вв. сформировано несколько основных направлений в понимании причин появления и существования религиозных представлений.

Первый подход можно условно назвать теологическим. К нему относятся такие мыслители как В.Шмидт, Э. Тельч, Р.Отто. Представители данного направления полагают, что религиозность –естественная и сущностная черта человека, присущая ему имманентно, и что религиозная реальность имеет под собой объективные основания. Человек религиозен потому, что религиозные искания и стремления открывает ему подлинный мир и подлинное бытие.

В отличии от теологического, существовал и существует подход, который отрицает объективность религиозных переживаний и считает религию – одной из форм общественного сознания, появившуюся в процессе развития человека, его эволюции от животного мира к социальному. В это направление можно включить К.Маркс и Ф.Энгельса, известных исследователей религий мира М.Элиаде и К.Леви-Строса. Этот подход можно назвать социологическим. Представители данного направления отрицают наличие сверхественного, появление же религиозности они рассматривают как последствия невежества человека, незнанием им причин природных явлений и желанием человека как-то объяснить эти явления. Человек был беспомощен перед стихией и желая подчинить ее, управлять ею, «придумал» религию. По мере накопления знаний о мире, появлением и ростом научных знаний, религиозные представления, как полагали мыслители этой школы, умрут сами собой.

Третью влиятельную школу, объяснявшую феномен человеческой религиозности, можно условно назвать как психологическая. К ней относят, прежде всего, основателя психоанализа З.Фрейда и его учеников К.Юнга и Э.Фромма. Фрейд, а за ним и его последователи, рассматривали человека как высокоорганизованное животное, которое совершает поступки под влиянием, прежде всего, инстинктов и природных влечений. И религия представлялась им неврозом, психической болезнью, когда природная стихийная сила искусственно направляется в ненужное русло. Причины этой болезни они видели в том, что религия абсолютна противоположна природному началу. Культура, мораль, базирующаяся на религиозных христианских принципах, противна природному естественному движущему началу в человеке, что вызывает внутренний конфликт и приводит к психологическим заболеваниям.

Отдельное место в ряду концепций, пытающихся объяснить появление и особенности истории религий, занимает учение К.Ясперса о «осевом времени». Ясперс предложил концепцию, согласно которой в 6-7 вв. до н.э. во всем мире происходят кардинальные изменения в сознании людей, происходит бунт против мифологической, магической картины мира и зарождаются предпосылки для появления мировых религий. Так в это время одновременно, но в разных местах планеты, действуют люди, чьи философские и религиозные идеи изменят облик мира. В Индии –это Будда, в Китае –Конфуций и Лао-Цзы, В Палестине –ветхозаветные пророки, написание Библии, в Греции –первые философские школы. Поэтому данное время Ясперс предложил назвать «осевым временем мировой истории», то есть временем, когда мир изменился и начался отчет новой эпохи истории планеты.

Религию, как систему, можно условно разделить на следующие основные элементы:

- религиозное сознание

- религиозная деятельность

- религиозные отношения

- религиозные организации

Религиозное сознание –это сознание, признающее наличие сверхъественного мира. Религиозная деятельность – это совокупность практик, вытекающих из признания существовании высших сил, это молитвы, медитации и прочее. Религиозные отношения –эта система взаимоотношений верующих людей одной конфессиональной группы или нескольких таковых групп. Они могут быть как организационного, так и экономиченского или политического характера. Религиозные организации - структуры, представляющих верующих той или иной конфессии, например «РПЦ» или Сангха России и т.д.

Основные функции религии это:

- воспитательная

- мировоззренческая

- гуманистическая

Тема 2.

Буддизм.

Согласно буддийской мифологии, в течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24.000 "божественных" лет или 8.640.000.000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению. Так и произошло.

Согласно легенде, будущий Будда родился в царской семье династии Шакьямуни, при рождении он получил имя Гаутама. Его отец получил пророчество, что его сын будет либо великим святым, либо царем. Согласно индуистским воззрениям, цель жизни человека была в соблюдении норм своей касты, и потому отец Гаутамы приготовил ему судьбу быть царем и до 33 лет юный царевич не покидал пределы отцовского дворца. Но однажды он со слугой убежал в город и там с ним произошли три встречи, которые согласно легенде, изменили его жизнь. Он встретил старуху, больного нищего и похоронную процессию. Увиденная впервые старость, болезнь и смерть, и неизбежность их для каждого человека, поразили Гаутаму, и он решил стать отшельником, чтобы найти путь спасения. После многих лет странствий, Гаутама получил просветление под деревом Бодхи и узнал, как можно избежать страданий. После этого его стали называть Будда, просветленный. Будда сформулировал «Четыре благородные истины»-краткую суть своего учения:

1. жизнь есть страдания

2. причина страданий – в желаниях и страстях

3. Чтобы не страдать, нужно отказаться от желаний

4. Путь к спасению – достижение нирваны (или восьмеричный путь).

В возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает традиция, в местечке Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне распространен во всех странах буддийского мира.

Вскоре после смерти Будды, пятьсот монахов встретились на Первом буддийском Соборе в Раджагрха, на котором были по памяти согласованы тексты проповедей Будды (сутры), которые монахи заучили наизусть. В течение нескольких следующих столетий изначальное единство буддизма начало распадаться. Наиболее значительный раскол произошел после второго собора, прошедшего в Вайшали спустя 100 лет после первого. После дебатов между консерваторами и более либеральной группой последние назвали себя "махасангха" (Великая Сангха). В дальнейшем они со временем превратились в североазиатскую традицию Махаяны.

Традиционалисты, называемые ныне Стхавиравада (путь старших) - или, Тхеравада, выработали комплекс философских идей помимо тех, что были проповедованны Буддой. Они были собраны в Абхидарму ("высшие", или "высокие" учения). Но эти философские идеи, в свою очередь, провоцировали возникновение разногласий, в связи с которыми от консерваторов откалывалась одна группа за другой. В конце концов, из этих групп образовались 18 школ, каждая из которых по своему интерпретировала некоторые части учения. Эти школы распространились по всей Индии и Южной Азии. В наши дни сохранилась только школа, выросшая из шриланкийских Тхеравадинов.

При царе Ашоке буддизм становится государственной религией в государстве Маурьев, объединившей большинство территории Индии. Третий буддийский собор был проведен в Паталипутре, столице империи царя Ашоки. При Ашоке начинается активная миссионерская деятельность буддистов по всей Индии и далеко за ее пределами. Так некоторые миссионеры добирались до Египта, Палестины и Греции, и даже до Британии. Буддизм принял один из эллинистических правителей Менандрос (Милинда), после беседы с монахом Нагасена, также царь Кушанского государсвта (Сев. Индия) по имени Канишка принимает буддизм. Буддизм распространяется и на Шри-Ланке.

Четвертый буддийский собор был проведен именно на Шри Ланке в пещере Алока в I веке до н.э. Так же в это время был письменно зафиксировано Священное писание буддизма. Он получил название Палийский канон (написан на языке пали) или Трипитака (на пали, Типитака) - Три корзины.

Махаяна. Это направление буддизма стало либеральным ответом на строгость изначального учения Будды. Оно допускало спасения и простых мирян, не живущих в монастырях и не принимающих суровых обетов. Ключевое понятие а махаяне –Бодхисаттва. Бодхисаттва - это тот, кто достигает Просветления, но, из-за любви и состраданию к ляюдм, принимает решение оставаться в этом мире, чтобы вести других к Просветлению. Это можно сравнить с христианскими святыми.

В махаяне выделяются две основные идеи: шуньята и йогачара. Первая означает «пустота» и трактуется как что ничего не существует ни в себе, ни само по себе. Вторая буквально переводится как «только сознание» и означает, что мир существует только в нашем воображении.

Уже в начале I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна ("алмазная колесница"), которая вскоре становится третьим основным направлением в буддизме. Другое название этого направления - тантрический буддизм или тантризм. Это набор практик, способствующих получить просветление уже в этой жизни. В Тантре используется множество техник, включая хорошо известные мандалы, мантры и мудры. Мандалы - это рисунки либо другие отображения высшего знания, обычно в форме кругового набора образов, которые могут давать фокус (цель) для однонапрвленной медитации. Мантры - это слова или фразы, которые могут служить той же цели, к примеру, знаменитая "ом мнаи падме хум". Мудры - это позиции рук, которые символизируют определенные качества просветления.

В IV в. буддизм проникает в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме, Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии — буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и Америку. В самой Индии, после падения династий, поддерживавших буддизм на государственном уровне, буддизм испытывает глубочайших кризис. К тому же, происходит «ренессанс» индуизма. Появляются брахманы, которые реформируют традиционные индуисткие школы, основывают сильную интеллектуальную традицию брахманиза. В публичных диспутах 10-11 в. представители буддизма терпят поражения. Как показателем кризиса индийского буддизма стало появление атеистического направления «настика», отрицавшую существование какой-либо сверхъественной реальности. В результате, к 12-13 вв. буддизм был почти вытеснен традицонной религией полуострова - индуизмом. А в 14 в. мусульмане-моголы завоевывают Индию, окончательно и почти полностью его уничтожив.

Впервые Тибет встретился с буддизмом в 700-е годы, когда, согласно легенде, тантрический мастер Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) пришел из Индии и победил демонов. В 800 - 900-е годыв Тибет пришли "Темные времена", буддизм пришел в упадок. Но в 1000-е годы он энергично возродился. В 1578 году монгольские правители назвали главу школы Гелуг "Далай Лама", что означает "великий как океан". Отмечено, что пятый Далай Лама установил над Тибетом религиозный и политический контроль. Тибет, фактически. Стал теократическим государством. Как известно, линия передачи Далай Лам продолжается и поныне. В 1950-х гг. Тибет был завоеван войсками коммунистического Китая и Далай-Лама был вынужден эмигрировать из страны.

В Китае и Японии буддизм проникает в своей тантрической форме. Кроме того, в этих странах он стокнулся с мощными и сложными учениями в виде конфуцианства и даосизма. В результате в Японни и Китае возникает местный вариант буддизма, получивший название дзен или чань-буддизма. Его особенность заключается в его сильной практической направленности. Монахи практикуют техники, направленные на контролирование своего тела и сознания. Главная практика –медитации и чтение мантр. Японо-китайский вариант буддизма оказал серьезное влияние на восточные боевые искусства, придав им новый смысл «Дао» или «До» - пути, идя по которому человек может добиться просветления.

Буддизм сегодня. Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Контакт Запада с буддизмом породил в 20 в. такое явление как нео-буддизм. Интерес секулярного западного сознания к восточной экзотике, развитие информационных технологий, движение хиппи создали питательную почву для развития буддизма в западных странах, США, Европе и России. Однако такой буддизм отличается от традиционных форм «восточного буддизма». Нео-буддизм стал ответом на потребительский запрос в области духовной жизни современного западного человека. От адепта уже не требуется строгой монашеской жизни, разрешены все удовольствия современной западной цивилизации, требования к исполнению религиозных практик минимальны.

Общую численность буддистов в мире определить трудно. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Тема № 3.

Раннее христианство.

Традиционное представление видит в христианстве создание одного человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать и в настоящее время. В последнем издании “Британской энциклопедии” личности Иисуса Христа посвящено двадцать тысяч слов – больше чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое и историческое. Первое считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы о его жизни и чудесных деяниях – заимствования из мифов. Историческое направление признает, что в основе образа Исуса Христа лежит реальная историческая личность. Его последователи считают, что развитие образа Иисуса Христа связано с мифологизацией, обожествлением действительно существовавшего проповедника из Назарета.

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины в I в. н.э. и других стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон.Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология - учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.

Христианство родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.

Во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан. Христиане принимали всех, кто приходил к ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Но при всей «открытости» своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полистных празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государствовнутри римской империи. Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола".

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных,т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя.

Рост христианских общин, увеличение их богатств потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое, там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.), эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутрицерковной дисциплины.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы. Гонения на христиан имело место в течении 300 лет.

Однако, гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. легализовал христианство, положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый Вселенский Собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. А император Феодосии I (379–95) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так христианство из гонимой религии превратилось в государственную.

Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда – «предвечные – и равны по достоинству – «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» – особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божья», то есть которое призвано реально ввести божественное в жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, покаяние, церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители).

Тема № 4.

Период Вселенских Соборов. Разделение Церквей.

При правлении Константина Великого и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство и иконоборчество - типично императорские ереси). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенский Соборах.


Арианство - первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256-336гг.), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени, а не по сущности. I Вселенский Собор (325г.) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337-361гг.) и Валент (364-378гг.) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели святителя Афанасий Великий и т.н. Великие Каппадокийцы.

Святитель Афанасий Великий (ок. 297-373 гг.) - опровергал Ария на I Вселенском Соборе, ещё будучи диаконом. В годы арианской реакции 5 раз был лишён кафедры и в общей сложности 17 лет провёл в изгнании и ссылке. Написал множество сочинений против ариан («История ариан» и др.), две книги против Аполлинария Лаодикийского о православном смысле воплощения и др. Из его богословия и родилась «ортодоксия» (т.е. Православие), поэтому святителя Афанасия справедливо именуют «отцом Православия».
»Великие Каппадокийцы»:

- Святитель Василий Великий (ок. 330-379гг.) - один из трёх Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителя Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (258 г.) и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ.

- Святитель Григорий Богослов (или Назианзин; ок. 330-390 гг.) - один из трёх Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е. путём к обожению. В 372 г. против воли поставлен своим другом, Василием Великим, во епископа Сасимского. С 379 года - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель II Вселенского Собора, на котором оставил патриаршество «ради мира церковного».

- Святитель Григорий Нисский (ок. 332 - 395гг.) - отец Церкви, философ и богослов, младший. брат святителя Василия Великого. Участник II Вселенского Собора. Автор т.н. «Большого Катехизиса»,в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений.

В 4-5 вв. возникает и расцветает явление монашества, прежде всего, в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик - преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне.
С V в. начинается эпоха христологических ересей (о сущности Иисуса Христа). Несторианство - ересь, названная по имени Константинопольского патриарха Нестория (428-431 гг.),который учил, что Деву Марию следует называть Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нём как в храме. В Александрии возникает другая известная ересь - монофизитство. Ее сторонники устерждали, что Иисус Бог, а не человек и имеет лишь одну природу (отсюда и название «моно –фьюзис») – Божественную..
На Вселенском Соборе в Халкидоне (451г.), несторианство и монофизитство было осуждено, а Символ веры был дополнен элементами апофатического богословия.

С 7 в. начинается эпоха т.н. императорских ересей, когда ереси поддерживаются императорами, которые направляли против несогласных всю мощь государственной машины насилия. Самая известная – ересь иконоборчества, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717 -741 гг.) издал эдикт против икон и мощей, а в 754 г.его сын Константин V (741-775 гг.) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Вселенском Соборе (787 г.), но несмотря на это император Лев V (813 - 820 гг.) и его преемники возобновили её. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г.

После этого иконоборческую ориентацию сохранила только секта павликиан, которая выросла на основе маркионизма и манихейского дуализма, отвергала церковную обрядность, священство, почитание Богородицы, святых и т.д.

В борьбе с ересями выросли поколения христианских мыслителей, которые не сумели защитить традиционное христианство от критики еретиков, но уточнили и развили Символ Веры, принятый на первом Соборе, таким образом, заложив фундамент христианской догматики, обозначив традицию понимания Священного Писания. За их заслуги они получили название «Отцы Церкви» или «Святые Отцы». На востоке это т.н. «Великие каппадокийцы», названные по месту их рождения – Каппадокии. В латиноязычной, западной части христианского мира – это Иларий Пиктавийский, Мартин Турский и Амвросий Медиоланский. Крупнейшим богословом западной Церкви стал Блаженный Августин. В борьбе с еретиками, он сформулировал многие важнейшие идеи христианства. Под впечатлением падения Рима (410 г.) создаёт свой главный труд «О граде Божием» - христианскую историософию.

В условиях упадка, а позднее и краха Западной римской империи, неизмеримо вырос авторитет римских Пап – епископов города Рима. Папы оставались единственным авторитетом на фоне слабых и многочисленных варварских королей. Традицию активного участия пап в политической жизни Западной Европы положил Лев I Великий Он активно боролся с еретиками, настоял на созыве Халкидонского Собора (451 г.), на котром арианство было осуждено. В 452 г. спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г. выкупил римлян при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти (в католич. Традиции он получил название «учитель Церкви»).

Именно папство, после падения римской империи, стали главным инициатором и организатором христианизации возникших на развалинах империи варварских германских королевств. Так у франков строителем государства стал Хлодвиг I Меровинг (481 -511 гг.). Победив вестготов и алеманнов, он ок. 496 г. первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. В отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь на католический епископат и получал санкцию Церкви на свою политику. Это привело франкское государство к значительному политическому могуществу и позволило ему впоследствии стать империей. У франков начинают появляться и местные святые, такие как Женевьева Парижская (ум ок. 500 г.).

У бриттов христианская Церковь достигает наибольшего расцвета к середине V в. В т.н. «времена Короля Артура» (настоящее имя Ненний Арториус, ок. 516 - 542 гг.) она становится независимой национальной Церковью. Но начавшееся в то же время англо-саксонское завоевание на время оттесняет христианство в глубину острова. С той поры ведущая роль переходит к независимой Ирландской Церкви, основанная св. Патриком (ум 461г.), которая быстро прославилась своим культурным потенциалом. В VII - VIII вв. именно ирландские монахи возьмут на себя главную роль в христианизации Западной и северной Европы.

У англов, переселившихся в Британию с материка, была языческая религия скандинавского типа. Крещение их относится к самому концу VI в. и связано с миссией бенедиктинского монаха Августина (ум 604.), посланного папой Григорием I. В 597 г. миссионеры обращают в христианство Этельберта (560 - 616 гг.) - правителя королевства Кент и учреждают там Кентерберийскую архиепископию. Другие католические епископов основывают епархии в Лондинии (Лондоне) и Эбораке (Йорке). Однако на эти древние (с III в.) кафедры претендует также загнанная на Зап. побережье местная старо-Британская Церковь. Обостряются отношения и с национальной Ирландской Церковью. Кульминационной точкой этого соперничества становится Собор в Уитби (664 г.): на чём встретились члены Ирландской и Римской Церквей. После продолжительного диспута, на котором прелат Уилфред победил местного аскета Кутберта, преимущество перешло к Римской Церкви.

За век до этого в Испании, населённой вестготами-арианами, местные епископы активно боролись с арианской ересью. Главную роль в этом играли монастыри и монашеское движение. В 8 в. вторжение арабов-мусульман и завоевание Испании, окончательно ликвидировало аринство. Из крупных деятелей западного христианства, чьи труды оказали мощное влияния на формирования будущего католичества, можно выделить: папу Григория I Великого, Исидора Севильского(ум 636 г.).

Ересь монофелитства, затронувшая почти всю Восточную Церковь, была, тем не менее, осуждена в Риме на Латеранском Соборе 650 г. под председательством св. папы Мартина, который по приказу императора Ираклия был схвачен и привезён в Византию. где и умер в ссылке в 655 г. Это была последняя крупная восточная ересь, которая оказала влияние на Запад, т.к. в VII - VIII вв. обособление его значительно усиливается.

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись в глубь современной Франции. В битве при Пуатье (732 г.) объединенное войско христиан под командованием франкского герцога Карла Мартелла разгромила арабов и остановила исламскую экспансию. Это высоко подняло авторитет франкских правителей. Внук Мартелла, Карл, захватывает почти все земли бывшей Западной римской империи. При этом, он активно сотрудничает с Папством, громит королевство лангобардов, и отдает их земли Папе. Так возникает папское государство. В ответ папа коронует Карла императорской короной.

В 843 г. просиходит т.н. Верденский раздел: внуки Карла разделили его огромную империю на три части (будущие Францию, Италию и Германию). При этом титул императоров удержали германские кайзеры. В Х в. при королях Отгонах I, II и III из Саксонской династии Германия чрезвычайно усиливается (т.н. «Оттоновский ренессанс») и возникает т.н. «Священная Римкая империя Германской нации».

Ускоренный рост государства приводит к ослаблению Церкви. Могущественные феодалы завладевали церковным имуществом и правом на инвеституру (право назначать на церковные должности), а Церковь всё более обмирщалась и приходила в упадок. Х век - это время позорной деградации папства, время жестокой борьбы за Св.Престол и покорного угождения всесильным светским владыкам.

Так, папа Бенедикт VIII (1012 - 1024 гг.), свергнутый самозванцем Григорием, снова получает тиару из рук германского миператора и по его настоянию изменяет символ веры. Следующий папа, Иоанн XIX, спасаясь от заговора тоже бежит к германскому королю, после чего образуется «троепапство» (Бенедикт IX, Сильвестр III, Иоанн XX). В среде клира процветает продажа должностей и разврат. Ясно, что Церковь остро нуждалась в обновлении. Реформа Церкви начинается из монастыря Клюни и получает название Клюнийской (сер. Х - нач. XII в.). В XI в. возникает конгрегация 3000 клюнийских монастырей, которые уже не подчиняются светским феодалам, живут по строгому уставу и активно борются с симонией. Реформаторы объединяются вокруг таких фигур, как Петр Дамиани (ум 1072 г.) и Гильдебранда (ум 1085 г.). Последний стал папой Григорием VII, сыгравшую важнейшую роль в возрождении западного христианского мира и усиления власти пап. Выступал за приоритет власти папы над властью светской.

Великая схизма 1054 г. и Разделение Церквей. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Папа Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил анафемой на всё посольство. Это стало формальным выражением давно назревавших различий между западным (католичество) и восточным (православие) христианством. Действительное разделение Церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии догматических традиций.

Тема № 5.

Католическая Церковь в эпоху Крестовых походов.

В результате Клюнийского движения наступил бурный расцвет Католицизма (кон. XI - кон. XIII в.): происходит основание новых орденов, развитие богословия. Соборы и крестовые походы следуют друг за другом. Этому всеобщему оживлению способствует окончание норманнской угрозы, которая несколько веков держала в страхе всю Европу. Но 1066 г. - конец эпохи викингов, когда их потомки, нормандские рыцари, разбили англо-саксов под Гастингсом и утвердились в Англии. В это время папство достигает апогея своей власти. Папа считается верховным правителем всех католических государств. Короли и императоры признают власть папы на ними, хоть и постоянно борются с нею. Так, Папа Григорий 7, после упорной борьбы, вынуждает германского императора молить о прощении, стоя три дня на снегу на коленях у окна папского дворца (т.н. «Каносса»), а папа Иннокентий 3 делает английского короля Иоанна своим прямым вассалом. Именно папство стало организатором и руководителем Крестовых походов, длившихся более 200 лет.

Видным деятелем клюнийского движения был Ансельм архиепископ Кентерберийский (ум. 1109 г.) - один из основоположников схоластического метода примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов (в особенности - Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия Божьего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его бытия (т.к. неполнота бытия - несовершенство). Сформулировал юридическую трактовку догмата об Искуплении. В Католицизме считается «учителем Церкви».

В 12-13 в. рождается и получает бурное развитие схоластика. Это интеллектуальная традиция католицизма получила названия от «схола» - школа, университет. Под покровительством Церкви создаются первые университеты, ставшие научными центрами своего времени. Вследствии этого, богословие в католичестве становится научной дисциплиной и превращается в науку – схоластику. Главной проблемой схоластики становится проблема соотношения веры и разума, и возможность разумного обоснования бытия Бога. Виднейшим представителем ранней схоластики был французский мыслитель Пьер Абеляр (ум. 1142 г.) - магистр Парижского Университета, выдающийся рационалист, "странствующий рыцарь диалектики". Он окончательно отождествил теологию, как наука о Боге, с философией, как способ рационального познания мира и человека. В свзяи с этим, был дважды (1121 и 1141 гг.) обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском монастыре, оставив откровенные воспоминания "История моих бедствий".

Крупной фигурой в духовной и церковной жизни Западной Европы в это время являлся Бернар Клервоский (ум 1153 г.). Отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в монастыре Сито. В 1115 г. основывает монастырь Клерво и становится устроителем Цистерцианского монашеского ордена. Орден был основан на крайне строгих и суровых правилах, и был призван дать пример праведной чистой христианской жизни. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся философ-мистик, он разработал учение о 12-ти ступенях смирения и 4-х степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его влиянием возникла Сен-Викторская мистическая школа при монастыре св. Виктора, основанного на окраине Парижа Гильомом из Шампо. Бернар активно боролся с рационализмом Абеляра и противопоставлял схоластическим абстрактным философствованиям Абеляра, опыт молитвы, и мистическую методику созерцания.

При прямой инициативе и поддержке Клервосского был основан первый военно-духовный орден - орден Тамплиеров. Вторым магистром ордена стал племянник мыслителя. Бернар сам написал устав тамплиеров, создал герб ордена и лично ходатайствовал перед папой за официальное утверждение новой организации. Бернар Клервосский ездил по всей Европе с проповедями, в которых он активно пропагандировал идею вступлению в орден тамплиеров, призывал помочь новому ордену материально. При такой мощной поддержке известного католического деятеля тамплиеры быстро стали богатыми и многочисленными. Орден получил право подчиняться только лично папе. По мысли Бернара тамплиеры должны были стать гвардией Церкви и папы, вооруженной элитой христианского мира. В орден принимали рыцарей, которые давали при вступлении монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Своей первоначальной задачей тамплиеры ставили охрану многочисленным паломникам, стремившихся я в Палестину к святыням христианства.

Свое название орден тамплиеров получил от места своей штаб-квартиры в Иерусалиме, которая размещалась во дворце (по французский «тампль»)Соломона, возле храма Соломона, почему нередко орден называли «орден храмовников». Очень скоро., после своего создания, орден стал влиятельной силой в католическом мире и армиях крестоносцев.

По примеру тамплиеров в ходе крестовых походов возникают и другие ордена. Так, возникает Орден Госпитальеров или Иоаннитов, созданный как сеть госпиталей, где бы паломники могли получить бесплатную медицинскую помощь, еду и питье, отдохнуть. Во время 3 крестового похода тремя немецкими купцами был утвержден орден в честь св.Марии Тевтонской. Орден должен был лечить раненых и заболевших крестоносцев из германских земель. Но скоро орден стал выполнять и военные функции. Так был создан Тевтонский Орден. Тамплиеры, Госпитальеры и Тевтоны стали главной ударной силой Крестовых походов, опорой христианства в «Святой земле». Все ордены имели монашеский устав и структуру, схожую со структурой монашеских общин, принимали в орден людей разного звания, но прежде всего – дворян. Членство в этих орденах было крайне почетным. В фонд орденов регулярно перечислялись крупные пожертвования деньгами, имуществом, землями. Ордена быстро стали одними из богатейших организаций в католическом мире. Столь стремительному развитию и росту могущества орденов помогало еще и то, что никто не смел вмешиваться во внутренние дела орденов, они подчинялись лично папе римскому.

После того, как в к.13 века христиане были вынуждены покинуть Палестину и крестовые походы были завершены, Ордена так же переносят сворю активность в Европу. Однако время их величия ушло. Госпитальеры активно сражаются с мусульманами на Средиземном море, но их владения занимают всего лишь крошечный остров Мальта (по названию которого, Орден стали называть также «Мальтийский»). Орден тамплиеров в н. 14 века был разгромлен королем Франции Филиппом Красивым, который инициировал суд над орденом, обвинив его членов в скрытом сатанизме. Орден был распущен, рыцари казнены, а огромное имущество конфисковано в пользу короля.

Тевтоны нашли себе место на восточных границах католического мира – в Прибалтике и Северной Германии. Они продолжили крестовые походы – на этот раз против язычников славян, балтских, литовских и финских племен. На землях современной Эстонии, Латвии и Литвы, а также Пруссии орденом в течении 13 века было создано теократическое государство с тевтонскими рыцарями в главе. Однако противостояние с Польшей и Литовским княжеством привело к тому, что в тевтоны 1410 г. потерпели сокрушительное поражение в битве при Грюнвальде от соединенной армии поляков, литовцев и русских. После этого поражения Орден стал стремительно деградировать, став зависимым от соседних государств, прежде всего, Польши. В ходе Ливонской войны с Московским Царством в сер. 16 века, Орден потерпел полное поражения и был распущен.

12-13 вв. вызвал к жизни мощное движение по созданию духовных монашеских орденов, предназначенное к обновлению христианской жизни и возвращению к идеалам ранних христиан. Эти ордена стали центрами не только духовной, но и культурной, научной, интеллектуальной жизни. Так, упомянавшийся цистерцианский орден становится поистине культурным форпостом средневековой Европы

Один из крупнейших западных мистиков - Франциск Ассизский (ум. 1226 г.) Вначале - легкомысленный сын богатых родителей. В 1207 г. под влиянием внезапного духовного перелома покидает отчий дом для проповеди евангельской нищеты и любви. Папа Иннокентий III утвердил его братство "миноритов", вскоре преобразованное в орден, названный позже в честь его имени «францисканским». Члены ордена давали строгий обет добровольного нищенства не иметь ничего, кроме рясы, сумы и посоха. Они должны были странствовать и своим скромным и кротким видом давать пример всех христианам. После участия в V Крестовом походе (1219 - 1220 гг.), Франциск отошёл от руководства орденом и остаток жизни провёл в уединённых молитвах. После смерти был причислен к лику святых. Орден стал важным фактором обновления и улучшения жизни Церкви.

Конкурецию «францисканцам» составлял другой известнейший орден - орден доминиканцев, названный так по имени основателя –св. Доминика, испанского священника и отшельника. Доминиканцам было дано исключительно право на поиски еретиков и проведение расследования по еретическим делам. Таким образом, именно орден доминиканцев стал во главе инквизиции – органа католической церкви, в чью прерогативу входило поиск, обнаружение и расследование случаев ересей. Инквизиторы не подчинялись никому, кроме как лично папе. Они имело право вынести приговор, но в случае вынесение смертного приговора, таковой реализовывался исключительно светской властью. Большинство приговоров инквизиционных судов было церковными и заключались в присуждению к покаянию. Прочтения определенного количества молитв, совершению паломничества и т.д. Целью инквизиции было не убить еретика, а выяснить причины появления ереси. Сами монахи ордена доминиканцев, часто переводили название своего ордена как «домини канес», что по латыни значит –«псы господни», намекая на то. что именно они стоят на страже чистоты католического вероисповедания.

Из ересей этого периода. С которыми боролись францисканцы и инквизиция можно назвать две самые известные.

Арнольдисты - по имени Арнольда Брешианского (ум. 1155 г.), ученика Пьера Абеляра, который был вожаком демократической оппозиции и вдохновителем Римской республики. Главная ересь его состояла в отрицании церковных владений и церковной иерархии. В этом он явился предшественником катаров и альбигойцев и отдаленно - протестантов.

Катары, альбигойцы и вальденсы - родственные учения "чистых" или "совершенных", возникшие в конце XII века, но уходящие корнями в богомильское манихейство и павликианство. Отрицали всё земное как "дьявольское" и, соответственно - земную Церковь, с Её догматами, таинствами, иерархией и обрядностью. Проповедовали крайний аскетизм и бедность.

Против последних, в н.13 века Папой были инициированы т.н. «альбигойские крестовые походы» (или альбигойские войны), после того, как еретики убили папского посла, прибывшего на публичный диспут с катарами. Альбигойцы создали целое еретическое государство со столицей в городе Тулуза. В ходе этих походов альбигойцы, оказавшее серьезное вооруженное сопротивление, были уничтожены и рассеяны.

В эту эпоху прошла серия католических соборов, в ходе которых решались главные проблемы жизни Католицизма. Так I Латеранский Собор (1123 г.) созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127 г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами. Речь шла о споре папы и императора, кто должен был назначать епископов в Священной Римской империи, светская или церковная власть.

II Латеранский Собор (1139 г.) созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и ереси арнольдистов.

III Латеранский Собор (1179 г.) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров, альбигойцев и вальденсов.

IV Латеранский Собор (1215 г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торквемада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал германского императора к новому крестовому походу.

I Лионский Собор (1245 г.) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, германского императора, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246 - 1247 г.).

II Лионский Собор (1274 г.) был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал «filiogue» в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует "единение" в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его "за лицемерие").

Эта эпоха получила название «эпохи крестовых походом», потому, что эти походы стали смысловым стержнем данного времени, квинтэссенцией жизни католической средневековой Европы. Походы были вызваны необходимостью помочь православной Византийской империи, теснимой мусульманами и освободить «Святую землю» -территории в Палестине и Сирии, где находились главные христианские святыни, в том числе, место погребения Иисуса –т.н. «Гроб господень». Вопреки обыденному мнению, Походы не являлись в сознании современников походами в военном смысле этого слова. Участие в крестовом походе мыслилось как паломничество к святыням. Обычно после окончания похода, большинство его участников возвращались домой, считая свое паломничество выполненным.

Крестовые походы:

I Крестовый поход (1096 - 1099 гг.) - объявлен папой Урбаном II. Но рыцарей опередило пешее ополчение под водительством Петра Пустынника, которое почти всё было перебито турками. Осенью 1096 г. в Константинополь прибыли вожди похода: Готфрид Бульонский - герцог Лотаринский (впоследствии первый король Иерусалимский), его брат Балдуин, Боэмунд Тарентский, Раймонд VIII граф Тулузский, Роберт Куртгез - герцог Нормандский и др. Весной 1097 г. рыцари двинулись из Константинополя в глубь Малой Азии, овладели Антиохией (сделав её столицей Антиохийского княжества) и в 1099 г. взяли приступом Иерусалим, освободив христианские святыни от власти турок.

II Крестовый поход (1147 - 1149 гг.) - объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французский и Конрад III Германский не имели успеха и даже не дошли до Иерусалима.

III Крестовый поход (1189 - 1192 гг.) был наиболее значительным по числу участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно, Ричард I Львиное Сердце рассорился с Филиппом Августом и Леопольдом Австрийским, героически, но безуспешно осаждал Иерусалим и на обратном пути попал в плен к Леопольду, который выдал его враждебному Генриху VI Германскому.

IV Крестовый поход (1202 - 1204 гг.) был последним из крупных походов. Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились сначала завоевать для Венеции город Задар, а потом восстановить на Византийском престоле Исаака II Ангела, свергнутого своим братом. Сын Исаака Алексей примкнул к крестоносцам, обещая оплатить им дальнейший поход. В реальности, конечно, крестоносцы денег не получили и, возмущённые коварством византийцев, разграбили Константинополь. Византийская империя распалось на части и на её обломках была создана Латинская империя.

Остальные крестовые походы справедливо называются "малыми". Из поздних походов можно упомянуть VII и VIII, организованные Людовиком IX Святым. Оба были крайне неудачными. В VII походе Людовик попал в плен к египетскому султану. В VII походе значительная часть войска погибла от эпидемии вместе с самим Людовиком. Таким образом, в политическом плане, крестовые походы окончились полной неудачей. Однако они создали глубокую и яркую культурную традицию средневековой европейской цивилизации, время крестовых походов по праву называют «золотым веком» средневековья.

Замыкают рассматриваемое время два крупнейший имени схоластики: Аквинат и Бонавентура. Фома Аквинат (ум. 1274 г.) - крупнейший католический философ-доминиканец, чьи труды представляют собой систематическое завершение западно-европейской схоластики. Фома, как и другие схоласты настаивает на возможности рациональной теологии, ибо Бог откровения есть, одновременно, творец разума и противоречить Сам Себе не может. Главные произведения: "Сумма против язычников" (1259 - 1264 гг.) и "Сумма теологии" (1265 - 1274 гг.). В католической традиции-учитель Церкви, "ангельский доктор". Бонавентура (ум. 1274 г.) - крупнейший философ францисканской традиции, друг Фомы Аквината, последователь мистического направления. Развил учение о 6-ти степенях созерцания, высшей из которых является экстатическое зрение запредельных тайн Божиих. Главное произведение: "Путеводитель души к Богу". В католической традиции: учитель Церкви, "серафический доктор".

Бонавентура и Аквинат подитожили развитие схоластики, сформулировали основные положения католического богословия, аскетики и мистики, действующие и по сей день.

Тема № 6.

Католицизм в эпоху Возрождения.

XIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285 - 1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294 - 1303 гг.) и в 1307 г. ликвидирует орден тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папства - т.н. «Авиньонское пленение пап» (1309 - 1377 гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики. Так первый же "авиньонский папа" Климент V (1305 - 1314 гг.) в угоду Филиппу IV созывает Вьеннский Собор (1311 - 1312 гг.), который санкционирует судебный произвол короля и упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его руководство в колдовских и антихристианских обрядах.

«Авиньонское пленение» породило глубочайшей политический кризис католической Церкви в 14-15 вв. Авторитет папства был резко подорван. Примеру французскому королю стали следовать и в других странах, например в Священной Римской империи. Создание сильный национальных государств, развитие абсолютистских тенденций королевской власти в Европе, определило победу светской власти. К тому же, важным фактором стала нарастающая секуляризация сознания европейского населения. Поэтому действия королей получили поддержку в среде знати. Последним "авиньонским папой" был Григорий XI (1370 - 1378 гг.), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме - Урбана VI (1378-1339 гг.), в Авиньоне - Климента VII (1378 - 1394 гг.). Второго папу избрали под прямым давлением французского короля. Так "Авиньонское пленение" переросло в "Великий раскол" папства (1378 - 1417 гг.). При этом даже Папская область распалась на ряд воюющих частей. Этот период получил название Великая схизма. Католический мир оказался разделен на два враждующих лагеря, в противоборстве принимали активное участие европейские монархи, феодалы и власти крупных городов. В период "Великой Схизмы" папский престол занимали двое, а иногда трое пап, активно оппонирующих друг другу. Высшее духовенство требовало созыва Собора, способного положить конец "Великой схизме". Лишь в 1414 в городе Констанца открылся Собор, низложивший двух из правивших тогда трех пап: Иоанна XXIII (1410—1415) и Бенедикта XIII (1394—1423), которые являлись т.н. «антипапами», то есть были избраны незаконно согласно цекровным канонам. Григорий XII (1406—1415) сам отрекся от престола. 11 ноября 1417 г. Собор избрал нового Папу Римского — Мартина V (1417—1431), тем самым, положив конец "Великой Схизме".

Кризис папства проходил на фоне развития идей гуманизма и начала эпохи Ренессанса. Веяния Возрождения сказывались и на Церкви. Данте Алигьери (ум. 1321 г.) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай политическими друзьями и врагами, в его творчестве духовные прозрения средневековья сменяются мистическим фантазированием и субъективным произволом. Однако, впоследствии, его описание Ада и Рая, было объявлено каноничным.

Современником Данте является Мейстер Экхарт (ум. 1327 г.) - монах-доминиканец, приор Эрфурта, родоначальник немецкой апофатической мистики, разработавший учение о единосущии Божественного Ничто и "безосновной основы" души. Пройдя все ступени отрешения от тварного, душа сливается с Безосно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: