Конспект лекций по ИМР 7 страница

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы. Гонения на христиан имело место в течение 300 лет.

Однако, гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. легализовал христианство, положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый Вселенский Собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. А император Феодосии I (379–95) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так христианство из гонимой религии превратилось в государственную.

Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда – «предвечные – и равны по достоинству – «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» – особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божья», то есть которое призвано реально ввести божественное в жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, покаяние, церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители).

Тема № 4.

Период Вселенских Соборов. Разделение Церквей.

При правлении Константина Великого и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство и иконоборчество - типично императорские ереси). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенский Соборах.


Арианство - первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256-336гг.), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени, а не по сущности. I Вселенский Собор (325г.) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337-361гг.) и Валент (364-378гг.) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели святителя Афанасий Великий и т.н. Великие Каппадокийцы.

Святитель Афанасий Великий (ок. 297-373 гг.) - опровергал Ария на I Вселенском Соборе, ещё будучи диаконом. В годы арианской реакции 5 раз был лишён кафедры и в общей сложности 17 лет провёл в изгнании и ссылке. Написал множество сочинений против ариан («История ариан» и др.), две книги против Аполлинария Лаодикийского о православном смысле воплощения и др. Из его богословия и родилась «ортодоксия» (т.е. Православие), поэтому святителя Афанасия справедливо именуют «отцом Православия».
»Великие Каппадокийцы»:

- Святитель Василий Великий (ок. 330-379гг.) - один из трёх Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителя Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (258 г.) и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ.

- Святитель Григорий Богослов (или Назианзин; ок. 330-390 гг.) - один из трёх Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е. путём к обожению. В 372 г. против воли поставлен своим другом, Василием Великим, во епископа Сасимского. С 379 года - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель II Вселенского Собора, на котором оставил патриаршество «ради мира церковного».

- Святитель Григорий Нисский (ок. 332 - 395гг.) - отец Церкви, философ и богослов, младший. брат святителя Василия Великого. Участник II Вселенского Собора. Автор т.н. «Большого Катехизиса», в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений.

В 4-5 вв. возникает и расцветает явление монашества, прежде всего, в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик - преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне.
С V в. начинается эпоха христологических ересей (о сущности Иисуса Христа). Несторианство - ересь, названная по имени Константинопольского патриарха Нестория (428-431 гг.), который учил, что Деву Марию следует называть Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нём как в храме. В Александрии возникает другая известная ересь - монофизитство. Ее сторонники утверждали, что Иисус Бог, а не человек и имеет лишь одну природу (отсюда и название «моно – фьюзис») – Божественную..
На Вселенском Соборе в Халкидоне (451г.), несторианство и монофизитство было осуждено, а Символ веры был дополнен элементами апофатического богословия.

С 7 в. начинается эпоха т.н. императорских ересей, когда ереси поддерживаются императорами, которые направляли против несогласных всю мощь государственной машины насилия. Самая известная – ересь иконоборчества, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717 -741 гг.) издал эдикт против икон и мощей, а в 754 г. его сын Константин V (741-775 гг.) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Вселенском Соборе (787 г.), но, несмотря на это император Лев V (813 - 820 гг.) и его преемники возобновили её. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г.

После этого иконоборческую ориентацию сохранила только секта павликиан, которая выросла на основе маркионизма и манихейского дуализма, отвергала церковную обрядность, священство, почитание Богородицы, святых и т.д.

В борьбе с ересями выросли поколения христианских мыслителей, которые не сумели защитить традиционное христианство от критики еретиков, но уточнили и развили Символ Веры, принятый на первом Соборе, таким образом, заложив фундамент христианской догматики, обозначив традицию понимания Священного Писания. За их заслуги они получили название «Отцы Церкви» или «Святые Отцы». На востоке это т.н. «Великие каппадокийцы», названные по месту их рождения – Каппадокии. В латиноязычной, западной части христианского мира – это Иларий Пиктавийский, Мартин Турский и Амвросий Медиоланский. Крупнейшим богословом западной Церкви стал Блаженный Августин. В борьбе с еретиками, он сформулировал многие важнейшие идеи христианства. Под впечатлением падения Рима (410 г.) создаёт свой главный труд «О граде Божием» - христианскую историософию.

В условиях упадка, а позднее и краха Западной римской империи, неизмеримо вырос авторитет римских Пап – епископов города Рима. Папы оставались единственным авторитетом на фоне слабых и многочисленных варварских королей. Традицию активного участия пап в политической жизни Западной Европы положил Лев I Великий. Он активно боролся с еретиками, настоял на созыве Халкидонского Собора (451 г.), на котором арианство было осуждено. В 452 г. спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г. выкупил римлян при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти (в католич. Традиции он получил название «учитель Церкви»).

Именно папство, после падения римской империи, стали главным инициатором и организатором христианизации возникших на развалинах империи варварских германских королевств. Так у франков строителем государства стал Хлодвиг I Меровинг (481 -511 гг.). Победив вестготов и алеманнов, он ок. 496 г. первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. В отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь на католический епископат и получал санкцию Церкви на свою политику. Это привело франкское государство к значительному политическому могуществу и позволило ему впоследствии стать империей. У франков начинают появляться и местные святые, такие как Женевьева Парижская (ум ок. 500 г.).

У бриттов христианская Церковь достигает наибольшего расцвета к середине V в. В т.н. «времена Короля Артура» (настоящее имя Ненний Арториус, ок. 516 - 542 гг.) она становится независимой национальной Церковью. Но начавшееся в то же время англо-саксонское завоевание на время оттесняет христианство в глубину острова. С той поры ведущая роль переходит к независимой Ирландской Церкви, основанная св. Патриком (ум 461г.), которая быстро прославилась своим культурным потенциалом. В VII - VIII вв. именно ирландские монахи возьмут на себя главную роль в христианизации Западной и северной Европы.

У англов, переселившихся в Британию с материка, была языческая религия скандинавского типа. Крещение их относится к самому концу VI в. и связано с миссией бенедиктинского монаха Августина (ум 604.), посланного папой Григорием I. В 597 г. миссионеры обращают в христианство Этельберта (560 - 616 гг.) - правителя королевства Кент и учреждают там Кентерберийскую архиепископию. Другие католические епископов основывают епархии в Лондинии (Лондоне) и Эбораке (Йорке). Однако на эти древние (с III в.) кафедры претендует также загнанная на Зап. побережье местная старо-Британская Церковь. Обостряются отношения и с национальной Ирландской Церковью. Кульминационной точкой этого соперничества становится Собор в Уитби (664 г.): на чём встретились члены Ирландской и Римской Церквей. После продолжительного диспута, на котором прелат Уилфред победил местного аскета Кутберта, преимущество перешло к Римской Церкви.

За век до этого в Испании, населённой вестготами-арианами, местные епископы активно боролись с арианской ересью. Главную роль в этом играли монастыри и монашеское движение. В 8 в. вторжение арабов-мусульман и завоевание Испании, окончательно ликвидировало арианство. Из крупных деятелей западного христианства, чьи труды оказали мощное влияния на формирования будущего католичества, можно выделить: папу Григория I Великого, Исидора Севильского (ум 636 г.).

Ересь монофелитства, затронувшая почти всю Восточную Церковь, была, тем не менее, осуждена в Риме на Латеранском Соборе 650 г. под председательством св. папы Мартина, который по приказу императора Ираклия был схвачен и привезён в Византию, где и умер в ссылке в 655 г. Это была последняя крупная восточная ересь, которая оказала влияние на Запад, т.к. в VII - VIII вв. обособление его значительно усиливается.

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись в глубь современной Франции. В битве при Пуатье (732 г.) объединенное войско христиан под командованием франкского герцога Карла Мартелла разгромила арабов и остановила исламскую экспансию. Это высоко подняло авторитет франкских правителей. Внук Мартелла, Карл, захватывает почти все земли бывшей Западной римской империи. При этом он активно сотрудничает с Папством, громит королевство лангобардов, и отдает их земли Папе. Так возникает папское государство. В ответ папа коронует Карла императорской короной.

В 843 г. просиходит т.н. Верденский раздел: внуки Карла разделили его огромную империю на три части (будущие Францию, Италию и Германию). При этом титул императоров удержали германские кайзеры. В Х в. при королях Отгонах I, II и III из Саксонской династии Германия чрезвычайно усиливается (т.н. «Оттоновский ренессанс») и возникает т.н. «Священная Римкая империя Германской нации».

Ускоренный рост государства приводит к ослаблению Церкви. Могущественные феодалы завладевали церковным имуществом и правом на инвеституру (право назначать на церковные должности), а Церковь всё более обмирщалась и приходила в упадок. Х век - это время позорной деградации папства, время жестокой борьбы за Св. Престол и покорного угождения всесильным светским владыкам.

Так, папа Бенедикт VIII (1012 - 1024 гг.), свергнутый самозванцем Григорием, снова получает тиару из рук германского миператора и по его настоянию изменяет символ веры. Следующий папа, Иоанн XIX, спасаясь от заговора тоже бежит к германскому королю, после чего образуется «троепапство» (Бенедикт IX, Сильвестр III, Иоанн XX). В среде клира процветает продажа должностей и разврат. Ясно, что Церковь остро нуждалась в обновлении. Реформа Церкви начинается из монастыря Клюни и получает название Клюнийской (сер. Х - нач. XII в.). В XI в. возникает конгрегация 3000 клюнийских монастырей, которые уже не подчиняются светским феодалам, живут по строгому уставу и активно борются с симонией. Реформаторы объединяются вокруг таких фигур, как Петр Дамиани (ум 1072 г.) и Гильдебранда (ум 1085 г.). Последний стал папой Григорием VII, сыгравшую важнейшую роль в возрождении западного христианского мира и усиления власти пап. Выступал за приоритет власти папы над властью светской.

Великая схизма 1054 г. и Разделение Церквей. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Папа Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил анафемой на всё посольство. Это стало формальным выражением давно назревавших различий между западным (католичество) и восточным (православие) христианством. Действительное разделение Церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии догматических традиций.

Тема № 5.

Католическая Церковь в эпоху Крестовых походов.

В результате Клюнийского движения наступил бурный расцвет Католицизма (кон. XI - кон. XIII в.): происходит основание новых орденов, развитие богословия. Соборы и крестовые походы следуют друг за другом. Этому всеобщему оживлению способствует окончание норманнской угрозы, которая несколько веков держала в страхе всю Европу. Но 1066 г. - конец эпохи викингов, когда их потомки, нормандские рыцари, разбили англо-саксов под Гастингсом и утвердились в Англии. В это время папство достигает апогея своей власти. Папа считается верховным правителем всех католических государств. Короли и императоры признают власть папы над ними, хоть и постоянно борются с нею. Так, Папа Григорий 7, после упорной борьбы, вынуждает германского императора молить о прощении, стоя три дня на снегу на коленях у окна папского дворца (т.н. «Каносса»), а папа Иннокентий 3 делает английского короля Иоанна своим прямым вассалом. Именно папство стало организатором и руководителем Крестовых походов, длившихся более 200 лет.

Видным деятелем клюнийского движения был Ансельм архиепископ Кентерберийский (ум. 1109 г.) - один из основоположников схоластического метода примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов (в особенности - Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия Божьего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его бытия (т.к. неполнота бытия - несовершенство). Сформулировал юридическую трактовку догмата об Искуплении. В Католицизме считается «учителем Церкви».

В 12-13 в. рождается и получает бурное развитие схоластика. Это интеллектуальная традиция католицизма получила названия от «схола» - школа, университет. Под покровительством Церкви создаются первые университеты, ставшие научными центрами своего времени. Вследствие этого, богословие в католичестве становится научной дисциплиной и превращается в науку – схоластику. Главной проблемой схоластики становится проблема соотношения веры и разума, и возможность разумного обоснования бытия Бога. Виднейшим представителем ранней схоластики был французский мыслитель Пьер Абеляр (ум. 1142 г.) - магистр Парижского Университета, выдающийся рационалист, "странствующий рыцарь диалектики". Он окончательно отождествил теологию, как наука о Боге, с философией, как способ рационального познания мира и человека. В связи с этим, был дважды (1121 и 1141 гг.) обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском монастыре, оставив откровенные воспоминания "История моих бедствий".

Крупной фигурой в духовной и церковной жизни Западной Европы в это время являлся Бернар Клервоский (ум 1153 г.). Отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в монастыре Сито. В 1115 г. основывает монастырь Клерво и становится устроителем Цистерцианского монашеского ордена. Орден был основан на крайне строгих и суровых правилах, и был призван дать пример праведной чистой христианской жизни. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся философ-мистик, он разработал учение о 12-ти ступенях смирения и 4-х степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его влиянием возникла Сен-Викторская мистическая школа при монастыре св. Виктора, основанного на окраине Парижа Гильомом из Шампо. Бернар активно боролся с рационализмом Абеляра и противопоставлял схоластическим абстрактным философствованиям Абеляра, опыт молитвы, и мистическую методику созерцания.

При прямой инициативе и поддержке Клервосского был основан первый военно-духовный орден - орден Тамплиеров. Вторым магистром ордена стал племянник мыслителя. Бернар сам написал устав тамплиеров, создал герб ордена и лично ходатайствовал перед папой за официальное утверждение новой организации. Бернар Клервосский ездил по всей Европе с проповедями, в которых он активно пропагандировал идею вступлению в орден тамплиеров, призывал помочь новому ордену материально. При такой мощной поддержке известного католического деятеля тамплиеры быстро стали богатыми и многочисленными. Орден получил право подчиняться только лично папе. По мысли Бернара тамплиеры должны были стать гвардией Церкви и папы, вооруженной элитой христианского мира. В орден принимали рыцарей, которые давали при вступлении монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Своей первоначальной задачей тамплиеры ставили охрану многочисленным паломникам, стремившихся я в Палестину к святыням христианства.

Свое название орден тамплиеров получил от места своей штаб-квартиры в Иерусалиме, которая размещалась во дворце (по французский «тампль»)Соломона, возле храма Соломона, почему нередко орден называли «орден храмовников». Очень скоро, после своего создания, орден стал влиятельной силой в католическом мире и армиях крестоносцев.

По примеру тамплиеров в ходе крестовых походов возникают и другие ордена. Так, возникает Орден Госпитальеров или Иоаннитов, созданный как сеть госпиталей, где бы паломники могли получить бесплатную медицинскую помощь, еду и питье, отдохнуть. Во время 3 крестового похода тремя немецкими купцами был утвержден орден в честь св. Марии Тевтонской. Орден должен был лечить раненых и заболевших крестоносцев из германских земель. Но скоро орден стал выполнять и военные функции. Так был создан Тевтонский Орден. Тамплиеры, Госпитальеры и Тевтоны стали главной ударной силой Крестовых походов, опорой христианства в «Святой земле». Все ордены имели монашеский устав и структуру, схожую со структурой монашеских общин, принимали в орден людей разного звания, но прежде всего – дворян. Членство в этих орденах было крайне почетным. В фонд орденов регулярно перечислялись крупные пожертвования деньгами, имуществом, землями. Ордена быстро стали одними из богатейших организаций в католическом мире. Столь стремительному развитию и росту могущества орденов помогало еще и то, что никто не смел вмешиваться во внутренние дела орденов, они подчинялись лично папе римскому.

После того, как в к.13 века христиане были вынуждены покинуть Палестину и крестовые походы были завершены, Ордена так же переносят сворю активность в Европу. Однако время их величия ушло. Госпитальеры активно сражаются с мусульманами на Средиземном море, но их владения занимают всего лишь крошечный остров Мальта (по названию которого, Орден стали называть также «Мальтийский»). Орден тамплиеров в н. 14 века был разгромлен королем Франции Филиппом Красивым, который инициировал суд над орденом, обвинив его членов в скрытом сатанизме. Орден был распущен, рыцари казнены, а огромное имущество конфисковано в пользу короля.

Тевтоны нашли себе место на восточных границах католического мира – в Прибалтике и Северной Германии. Они продолжили крестовые походы – на этот раз против язычников славян, балтских, литовских и финских племен. На землях современной Эстонии, Латвии и Литвы, а также Пруссии орденом в течении 13 века было создано теократическое государство с тевтонскими рыцарями в главе. Однако противостояние с Польшей и Литовским княжеством привело к тому, что в тевтоны 1410 г. потерпели сокрушительное поражение в битве при Грюнвальде от соединенной армии поляков, литовцев и русских. После этого поражения Орден стал стремительно деградировать, став зависимым от соседних государств, прежде всего, Польши. В ходе Ливонской войны с Московским Царством в сер. 16 века, Орден потерпел полное поражения и был распущен.

12-13 вв. вызвал к жизни мощное движение по созданию духовных монашеских орденов, предназначенное к обновлению христианской жизни и возвращению к идеалам ранних христиан. Эти ордена стали центрами не только духовной, но и культурной, научной, интеллектуальной жизни. Так, упомянавшийся цистерцианский орден становится поистине культурным форпостом средневековой Европы

Один из крупнейших западных мистиков - Франциск Ассизский (ум. 1226 г.) Вначале - легкомысленный сын богатых родителей. В 1207 г. под влиянием внезапного духовного перелома покидает отчий дом для проповеди евангельской нищеты и любви. Папа Иннокентий III утвердил его братство "миноритов", вскоре преобразованное в орден, названный позже в честь его имени «францисканским». Члены ордена давали строгий обет добровольного нищенства не иметь ничего, кроме рясы, сумы и посоха. Они должны были странствовать и своим скромным и кротким видом давать пример всех христианам. После участия в V Крестовом походе (1219 - 1220 гг.), Франциск отошёл от руководства орденом, и остаток жизни провёл в уединённых молитвах. После смерти был причислен к лику святых. Орден стал важным фактором обновления и улучшения жизни Церкви.

Конкуренцию «францисканцам» составлял другой известнейший орден - орден доминиканцев, названный так по имени основателя – св. Доминика, испанского священника и отшельника. Доминиканцам было дано исключительно право на поиски еретиков и проведение расследования по еретическим делам. Таким образом, именно орден доминиканцев стал во главе инквизиции – органа католической церкви, в чью прерогативу входило поиск, обнаружение и расследование случаев ересей. Инквизиторы не подчинялись никому, кроме как лично папе. Они имело право вынести приговор, но в случае вынесение смертного приговора, таковой реализовывался исключительно светской властью. Большинство приговоров инквизиционных судов было церковными, и заключались в присуждению к покаянию. Прочтения определенного количества молитв, совершению паломничества и т.д. Целью инквизиции было не убить еретика, а выяснить причины появления ереси. Сами монахи ордена доминиканцев, часто переводили название своего ордена как «домини канес», что по латыни значит –«псы господни», намекая на то. Что именно они стоят на страже чистоты католического вероисповедания.

Из ересей этого периода. С которыми боролись францисканцы и инквизиция можно назвать две самые известные.

Арнольдисты - по имени Арнольда Брешианского (ум. 1155 г.), ученика Пьера Абеляра, который был вожаком демократической оппозиции и вдохновителем Римской республики. Главная ересь его состояла в отрицании церковных владений и церковной иерархии. В этом он явился предшественником катаров и альбигойцев и отдаленно - протестантов.

Катары, альбигойцы и вальденсы - родственные учения "чистых" или "совершенных", возникшие в конце XII века, но уходящие корнями в богомильское манихейство и павликианство. Отрицали всё земное как "дьявольское" и, соответственно - земную Церковь, с Её догматами, таинствами, иерархией и обрядностью. Проповедовали крайний аскетизм и бедность.

Против последних, в н.13 века Папой были инициированы т.н. «альбигойские крестовые походы» (или альбигойские войны), после того, как еретики убили папского посла, прибывшего на публичный диспут с катарами. Альбигойцы создали целое еретическое государство со столицей в городе Тулуза. В ходе этих походов альбигойцы, оказавшее серьезное вооруженное сопротивление, были уничтожены и рассеяны.

В эту эпоху прошла серия католических соборов, в ходе которых решались главные проблемы жизни Католицизма. Так I Латеранский Собор (1123 г.) созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127 г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами. Речь шла о споре папы и императора, кто должен был назначать епископов в Священной Римской империи, светская или церковная власть.

II Латеранский Собор (1139 г.) созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и ереси арнольдистов.

III Латеранский Собор (1179 г.) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров, альбигойцев и вальденсов.

IV Латеранский Собор (1215 г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торквемада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал германского императора к новому крестовому походу.

I Лионский Собор (1245 г.) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, германского императора, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246 - 1247 г.).

II Лионский Собор (1274 г.) был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал «filiogue» в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует "единение" в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его "за лицемерие").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: