Конспект лекций по ИМР 9 страница

Иезуиты почтили себя успехами, они стали слишком опасны, особенно после создания 12000 армии. Они вмешивались в войны, несколько раз осаждали Асунсьон; это настораживало испанцев. Сложилась легенда, что иезуиты накопили сокровища и лошади у них подкованы золотом.

Испанцы начали жаловаться на них Клименту ХІV. В 1767 г. Папа приказал иезуитам удалиться из Парагвая. Они сразу исполнили приказ. В 1773 г. орден упразднен (возрожден в 1814 г.). Золота не нашли на месте их пребывания, большинство индейцев вернулись к своим племенным культам. В Х1Х веке понадобилась реевангелизация. Вольтер и другие просветители парадоксальным образом отметили их деятельность положительным образом.

Тема № 9.

Протестантизм в 17-19 вв.

Днём рождения протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда монах и преподаватель Виттенбергского университета Мартин Лютер открыто выступил с 95-ю тезисами, содержавшими осуждение Римско-Католической Церкви. Поводом для этого выступления послужила продажа одним доминиканским монахом индульгенций: в высшей степени циничная форма, в которой это делалось, глубоко возмутила Лютера. По учению Лютера единственным источником вероучения является Священное Писание; Священное Предание, Соборный опыт Церкви, как и Церковная иерархия, не признаются; из семи таинств принимаются только два - крещение и причащение, вводится понятие об оправдании верой, но не делами. Лютер, обвинивший папу в насаждении учения, противного Священному Писанию, в 1520 году был отлучён от Церкви. Но движение в пользу церковных реформ уже началось. Критика Лютером взглядов Ватикана на Церковь, веру и покаяние нашла широкую поддержку среди священства, студенчества и высшего сословия Германии и из Германии перекинулась в другие страны.

Жан Кальвин, занимаясь богословием, сразу откликнулся на идеи реформации, проникшие во Францию, и поначалу воспринял их как умеренные реформы в духе гуманизма. Годом своего полного обращения к протестантизму Кальвин называет 1534 год, когда во Франции начались преследования протестантов за антипапские выступления; в числе эмигрировавших в Швейцарию оказался и Кальвин. Здесь он пишет своё главное богословское сочинение "Наставления в христианской вере", в котором пытается систематизировать протестантское учение. Познакомившись с учением Лютера, Кальвин принимает деятельное участие в германском реформаторстве, но затем дополняет его теоретические положения элементами иудаизма и учениями о безусловном предопределении и о евхаристии. Лютеранство и кальвинизм, принадлежа к одному протестантскому течению, по-разному смотрят и на церковную обрядность - в реформаторских церквях уже нет не только алтаря, престола, но даже распятия, признанного лютеранами. Кальвинизм, распространившийся в Голландии, Франции, Северной Америке и Англии, своё наиболее крайнее выражение получил в Шотландии. Здесь пресвитерианство, опираясь на учение Кальвина, упразднило литургию, отказалось даже от чтения молитвы "Отче наш».

В русле протестантизма выделяется и третье течение - англиканство.

Реформационное движение в Англии началось в XVI веке при короле Генрихе VIII, но оно не носило ещё глубокого характера и свелось лишь к разрыву с папским Римом. В период правления его сына Эдуарда VI были проведены более существенные изменения в пользу протестантизма: реформировано богослужение, запрещено почитание икон, святых мощей, отменено освящение воды и использование колоколов, издано новое исповедание веры. При королеве Марии Стюарт наметился возврат к католицизму, но пришедшая к власти Елизавета, продолжая дело Генриха VIII, встала на позицию примирения католицизма с протестантизмом. Среди недовольных развилось новое течение за дальнейшее очищение англиканской церкви от католицизма, которое получило название пуританства (от лат. "чистый"). Наиболее решительной группировкой среди этого течения были сепаратисты или, позднее, индепенденты (от англ. "независимый"). До сего дня в англиканской церкви нет ясного вероучения, в нём объединены лютеранские, католические и православные догматы. Кроме названных, в англиканском вероисповедании сохранились следующие положения протестантизма: учение о первородном грехе, об оправдании верой, учение о таинствах (крещении, покаянии, причащении) и о погрешимости вселенских соборов.

В XVII веке протестантизм проникает за океан –в Северную Америку. Там начался бурный рост протестантского движения, проходящем на фоне выделения сотен новых протестантских групп и объединений. К началу XIX в. протестантское ответвление христианства представляет собой пеструю и многообразную картину. В дальнейшем эта пестрота возросла в большой степени как в результате дробления основных подразделений данного вероисповедания (лютеранство, кальвинизм и англиканство), так и в ходе появления новых деноминаций, именуемых сектами адвентистов," Армии спасения "," Христианской науки"," Свидетелей Иеговых " и т.д., получили дальнейшее развитие следующие протестантские секты: баптизм, меннонитство, методизм, квакерство и др.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, например, баптизм придаёт преимущественное значение крещению погружением; адвентизм возглашает о грядущем тысячелетнем Царствии Христа; пятидесятники проповедуют глоссолалии (от греч. glossa - язык и lalia - болтовня, пустословие); "Свидетели Иеговы" строят своё учение на многих положениях иудаизма.

При всей специфике этих вероучений у них есть общее ядро - крайний индивидуализм и субъективизм в толковании Священного Писания. Эта свобода, отрицающая многовековой опыт изучения «Слова Божиего», отсутствие преемственной связи с апостольской Церковью привели к ряду общих для названных конфессий положений, которые могут быть сведены к следующим:

1) единственный источник вероучения - Библия, при полном отрицании Священного Предания;

2) непризнание церковной иерархии, спасение только личной верой;

3) уничтожение поклонения Деве Богородице, Кресту, иконам, святым мощам;

4) отказ от поста, монашества, таинств, при сохранении некоторых из них, преимущественно крещения и причащения как обрядов, необходимых для сознательного вероисповедания.

19 век – это эпоха расцвета протестантизма. Происходит распространение протестантских общин и церквей по всему миру, возникает мощное миссионерское направление у основных протестантских конфессий. История главных течений протестантизма может представить в следующем виде.

В 17 веке лютеранская церковь испытала кризис, когда она раскололась на старолютеран и реформатов. Курфюрст Пруссии Фридрих Вильгельм I, центра лютеран, пытался законодательно примирить лютеран с реформатами, для чего он в том числе издал «Эдикт о толерантности». Преемники Фридриха Вильгельма продолжили его курс, и в 1817 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии. Современная лютеранская церковь является прямой преемницей этой унии.

Преодолев внутренний кризис, в 18-19 вв. лютеранство испытывает миссонерский подъем В XVIII веке проповедник Бартоломей Цигенбальг начинает лютеранскую проповедь в Индии. Чуть позже в Северную Америку отправляется Генрих Мюленберг и в 1748 году организует Пенсильванский министериум, первую лютеранскую конгрегацию в Новом Свете. В XIX веке немецкие иммигранты активно создают общины в США и начинают осваивать Африку.

Кальвинизм.

В Германии идеология Кальвина преобладала в основном вдоль Рейна; в восточной Европе кальвинизм приняли антинемецки настроенные протестанты. Значительное влияние кальвинизм получил в Нидерландах и Шотландии (Джон Нокс).

Варфоломеевская ночь (1572) и истребление гугенотской верхушки не помогли французским властям справиться с гугенотами. На некоторое время, после Нантского эдикта о веротерпимости (1598), установился мир, но уже в 1629 году Ришельё ограничил права гугенотов, а в 1685 году Нантский эдикт был отменён. Около 1 млн человек были вынуждены покинуть Францию. Только в 1802 году Наполеон узаконил протестантство.

Безуспешными оказались и отчаянные попытки Испании искоренить протестантство в Нидерландах, где число «мучеников веры» оценивается в 100000 человек. Были там и лютеране (Вильгельм Оранский вначале перешёл из католичества в лютеранство, и лишь потом стал реформатом), но преобладали кальвинисты. В 1609 году Испания была вынуждена признать Соединённые провинции Голландии, сохранив за собой католический юг Нидерландов (нынешнюю Бельгию).

В Великобритании кальвинизм укоренился в форме «пуританизма». Пуритане считали недостаточными реформы англиканской церкви. Начиная с Елизаветы, сменившей католичку Марию Стюарт, пуританство получило некоторый легальный статус, но притеснения кальвинистов продолжались. Центром пуритан был Кембридж. Среди них выделились два основных направления:

Умеренное — пресвитериане. У них были выборные пресвитеры и синоды.

Более радикальное — конгрегационалисты (выступавшие в политической сфере как «индепенденты»), которые отменили церковную иерархию и склонялись к республиканству. Их полная легализация наступила только в XVIII веке. С 1620 года начинается массовая эмиграция конгрегационалистов в Америку, где они вскоре стали влиятельной и многочисленной конфессией.

Во время английской революции индепендентское меньшинство практически руководило армией и страной. После Реставрации приняли сначала Акт о единообразии (1559) в пользу англиканства, но в 1689 году его заменил «Акт о веротерпимости».

Англиканство.

После Революции 17 века, был принят сначала «Акт о единообразии» (1559) в пользу англиканства, но после «Славной революции», в 1689 году, его заменил «Акт о веротерпимости». Вероисповедная база англикан утверждена в 1571 году («Тридцать девять статей») и тоже практически в неизменном виде дошла до наших дней. Другие протестанты считают англиканство эклектичным сочетанием несовместимых доктрин, но сами англикане уверены, что выбрали золотую середину (Елизавета писала о «среднем пути»).

Из прочих особенностей англиканской церкви надо упомянуть абсолютную лояльность трону как религиозный долг. 24 старших епископа — члены палаты лордов. Веротерпимость долгое время не распространялась на католиков: Джон Локк доказывал, что атеист — угроза для нравственности, а католик — для государства. Попытка Якова II легализовать католицизм закончилась его свержением.

Внутри англиканства происходила борьба различных школ, но никаких притеснений и попыток установить ортодоксию не было. Если высшее духовенство, т. н. «Высокая церковь», выступали за дистанцирование от континентальных протестантов, то значительным влиянием пользовалась более близкая к кальвинистам «Низкая церковь», политически поддерживавшая вигов. Вскоре образовалось объединительное течение «Широкая церковь». В XIX веке монастыри были восстановлены.

Баптисты

Основатель конфессии — англиканский священник и богослов Джон Смит (1565—1612). Под влиянием конгрегационалистских идей он порвал с англиканством и основал в Гейнсборо отдельную общину. Под давлением властей Якова I община вынуждена была эмигрировать в Амстердам, где сблизилась с меннонитами.

В Голландии Смит составил свой символ веры и заново крестил всех членов общины, включая себя; отсюда название «баптисты» («крестители»). Смит считал, что после правильного крещения человек обретает святость. Крещение младенцев запрещается.

После смерти Смита (1612) община вернулась в Англию (в Лондон) и согласовала «Декларацию веры», действующую до наших дней. В отличие от других протестантов, баптисты вначале отвергали предопределение и верили, что у каждого есть шанс спастись. В 1644 году к ним присоединилась община Джекоба-Спилберга, близкая к конгрегационалистам, в том числе частично признававшая предопределение.

Вскоре репрессии против баптистов вынудили значительную их часть переселиться в Америку. В годы Английской революции число баптистов в Англии и их влияние заметно выросли.

Акт о веротерпимости 1689 г. снял все ограничения; вскоре была создана Генеральная Ассамблея баптистов, объединившая 107 общин. С обретением США независимости была резко расширена миссионерская деятельность баптистов, особенно среди негров.

Тема № 10.

Католичество в 19 веке.

Самым известным и трагическим событием в Европе конца XVIII в. является буржуазная революция во Франции в 1789 г. РКЦ много отнеё пострадала, т. к. имела там 10 % всех земель и большинство духовенства было из дворян. В 1790 г. Национальное собрание приняло декрет о французской нац. церкви, епископы которой назначаются светской властью. Во время якобинской диктатуры 40 тым. клириков покинули страну из-за гонений. Папа Пий VI (1775-1799) отслужил траурную мессу по поводу казни Людовика XVI в 1793 г. и объявил его мучеником тем самым противопоставив себя революции. Директория в 1796 г. провозгласила свободу вероисповедания ещё более отдалившись от Рима. Папа заключает союз с Австрией против революционной Франции, но молодой гененрал Наполеон Бонапарт разбил австрийскую армию, а в 1798 г. генерал Бертье захватил Рим. Пий VI был арестован и умер через год от потрясений. Новый папа Пий VII (1800-1823) был сторонником компромисса и в 1801 г. Заключается Французский конкордат спасший Католическую Церковь Франции от окончательной гибели. 2 декабря 1804 г. Наполеон был коронован папой в Notre Dame, точнее он принял от папы только помазание, а корону сам взял из его рук и одел на голову. Унизив, таким образом, папу Бонапарт показал, что будет править без оглядки на Рим. Противоречия ещё более усугубились из-за, того, что Пий не хотел расторгнуть брак Наполеона с Жозефиной мешая, тем самым, ему жениться на дочери Франца I Габсбурга-Марии Луизе. Затем папа причинял Наполенону массу политических неудобств не участвуя в его планах. В конце концов в 1809 г. осадили Рим и большую часть Италии и присоединили их к Франции, а папу отправили под арест в Савону. Когда за всё это Пий отлучил Наполеона от Церкви, тот лаконично ответил: “Противодействие папы не лишило меня ни одного католического солдата”.

Русский поход подорвал силы Наполеона и в 1814 г. он разрешил Пию VII вернуться в Рим и принялся за восстановление своего гос-ва. Первым, что он сделал стало воссоздание ордена иезуитов буллой “Sollicitudo omnium”. Затем он запретил католикам вступать в масонские ложи. Во время 100-дневной реставрации Наполеона, его войска снова заняли Церковное гос-во и папа бежал в Геную, но вскоре австрийцы подавили восстание и Пий окончательно вернулся в Рим.

Венский мирный конгресс 1815 г. несправедливо поступил с папой и Италией, когда постановил, что часть их территорий переходит в руки Австрии. Реакцией стало итальянское освободительное движение за воссоединение страны. После Льва XII и Пия VIII римский престол занял Григорий XVI при котором очень далеко шагнуло католическое миссионерство устремлявшееся вслед за европейскими колонизаторами. В 1838 г. на Конгрегацию пропаганды веры работало 18 тыс. миссионеров в разных частях света. В 1848 г. Франция оккупировала Алжир и тут же здесь появилась католическая миссия в которой готовили проповедников из коренного населения.

Папа Пий IX (1846-1878) начал свой понтификат в период итальянского национального возрождения и борьбы за независимость. Сперва он приступил к реорганизации папского гос-ва. Он объявил амнистию, снизил налоги, “почистил” иерархию. В 1848 г. одно из итальянских гос-в - Пьемонт -поднялось на борьбу за восстановление единства Италии, часть которой тогда принадлежала Австрии. Папа сначала благословил войну, но потом по совету кардиналов передумал и объявил о своём неитралитете, и приказал папским войскам отступить в результате чего итальянцы были деморализованы и потерпели поражение под Кустоцци. В Риме поднялось восстание народа возмущённого таким заявлением. Был убит председатель папского совета министров. Папа бежал в Неаполь, где пробыл 17 месяцев. За это время революция была подавлена силой австрийских штыков и папа вернулся в Рим и стал укреплять свои позиции. В 1850 г. в Англии и Уэльсе была восстановлена католическая иерархия во главе с Вестминстерским архиепископом Мэннингом. В Голландии, где католики с 1848 г. получили право вероисповедания, папа реорганизовал иерархию во главе которой поставил архиепископа Утрехтского. Таким же образом РКЦ развивалась и в США, куда в 1875 г. папа впервые назначил американского кардинала. Заключаются конкордаты со многими странами Старого и Нового света.

Три века после Тридентского собора католическая догматика находилась неподвижной, но Пий IX, веря в то, что именно он должен остановить либерализм, материализм и атеизм, вносит новую струю в развитие доктрины. Ещё в 1849 г. он обратился к епископам с посланием, в котором спрашивает их мнение о непорочном зачатии Девы Марии. Этот догмат был им провозглашён 8 дек. 1854 г. в присутствии ок. 200 епископов. В 1858 г. как бы в подтверждение правильности решения происходит Лурдское явление Богородицы 14-летней пастушке Бернадетте Субиру. Провозглашая догмат самостоятельно папа продемонстирировал свою власть независимую от собора. Этим он готовил почву для принятия другого догмата - о папской безошибочности.

В 1859-60 гг. национальные освободительные силы изгоняют австрийцев с терр. Сев. Италии и начинают поход на Рим и занимают его, где проавстрийски-настроенного папу защищало его войско. Папе было предложено отказаться от светской власти в папской области, но он не согласился сказав, что готов скорее умереть чем отказаться от наследия своих предшественников. В 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство во главе с Виктором Эммануилом и Пий IX не мог ничего предпринять, кроме предания его анафеме. В 1864 г. Виктор Эммануил и Наполеон III заключили соглашение по которому французские войска помогавшие Пьемонту в войне с Австрией, в течение 2-х лет покинут Италию. Папа бывший под защитой французов был встревожен, но ничего не мог поделать. В ярости он публикует энциклику “Quanta cura” направленную против буржуазного мира. Он осуждает пантеизм, материализм, атеизм, секуляризацию, рационализм, галликанство, либерализм, коммунизм и натурализм и пр.. 80 изречений папы по этим вопросам вошли в сборник“Syllabus” ставший разделом энциклики.

В 1865 г. Пий IX создаёт комиссию по подготовке Ватиканского собора, который будет должен рассмотреть вопрос о папской непогрешимости. В католических кругах к вопросу, в основном, относились критически. Прежние соборы ничего конкретного не постановили. Историк Дёллингер в 1869 г. выпустил труд “Папа и собор” где резко выступает против непогрешимости папы приводя богословские и исторические аргументы.

Собор был открыт 8 дек. 1869 г. в соборе Св. Петра. Прибыло 774 епископа из 1050 приглашённых. Польских епископов не было т. к. их не пустил русский царь. Кардиналы целовали папе правую руку, епископы-правое колено, а аббаты-туфлю, которую потом поставили на алтарь. Был выработан регламент по которому соборные решения обретают силу лишь после утверждения папы. Собор работал 4 сессии, между которыми работали комиссии. В центре внимания был проэкт конституции о папской непогрешимости или безошибочности “Pastor aeternus”. Против принятия конституции как обычно выступали немцы и французы. Во главе оппозиции стояли венский арх. Раушер, арх. Праги Шварценберг и еп. Диаковарский Иосиф Штроссмайер. Они приводили теологические, церковно-исторические и практические соображения и опасения. Папа прекратил дискуссию и началось голосование. “За”- 451, “против”- 88, положительно, но с оговорками-62. Голосовали ещё раз, открыто и окончательным итогом стало 533 -“за” против двух. (Перед этим голосованием 52 епископа покинуло собор). Итак догмат был принят собором, но не принят многими католиками. В 1889 г. часть немецких католиков во главе с Дёллингером присоединилась к Утрехтской церкви возникшей в XVII в. В результате борьбы янсенистов с папством. Вместе они образовали Старокатолическую церковь.

Собор не мог завершиться как положено т. к. в октябре 1870 г. воспользовавшись тем, что союзники папы-войска Наполеона III были разбиты Пруссией, итальянские войска захватили папское государство и Рим. Епископы разбежались не закрыв собор. Папе парламент оставил Ватикан, Латеранский дворец, и летнюю резиденцию Кастель Гандольфо. Король перенёс свою резиденцию из Флоренции в Рим. Папа объявил себя “ватиканским узником” и укрылся за стенами Ватикана обидившись на весь мир. Он умер в 1878 г. и завещал похоронить себя в храме св. Лаврентия вне стен, но это временно не удалось. При перезахоронении гроб Пия IX был забросан камнями и его хотели сбросить с моста в Тибр.

Тема № 11.

Католицизм в 20 в.

Папа Пий IX окончил свой понтификат изолировав себя и РКЦ от современности, но уже его приемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Начался отход то прошлого и диалог с гражданским обществом. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. “Aeterni Patris” объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

В энциклике “Providentissimus Deus” в 1893 г. папа призвал католических учёных к усиленному изучению Библии и её апологии перед атеистами, а в 1902 г. появилась Библейская комиссия, ставшая позже подобием конгрегации “Индекса”.

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

Ещё в начале понтификата Лев XIII принял под свой омофор армянских католиков и в дальнейшем стремился к тому, чтобы вернуть в лоно Католической Церкви греко-католиков и христиан восточного обряда. В энциклике 1896 г. “Satis cognitum” папа рассматривал вопрос о соединении с Православной Церковью.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя “Пий”:это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV “вклинился” между первыми двумя.

Пий X (1903-1914)- был человеком очень набожным и лейтмотивом его понтификата была идея “всё обновить во Христе”. К заслугам этого папы можно отнести установления нового порядка избрания папы, действующего и поныне, кодификацию канонического права, создание светской католической организации “Католическое действие”, а также реформу Римской курии. В 1907 г. он поручил ордену бенедиктинцев пересмотреть Вульгату, а в 1909 г. создал академию по изучению Св. Писания.

В области внешней, папа поставил РКЦ в нелёгкое положение не обладая должным политическим опытом. Дипломатические связи Ватикана со многими странами были прерваны. Накануне I Мировой войны РКЦ снова попала в изоляцию из-за несговорчивости папы и его принципиальности в религиозных вопросах. Многие его не долюбливали называли“гонителем еретиков и реформаторов”. Тем не менее Пий XII канонизировал его в 1954 г.

Бенедикт XV (1914-1922). На его понтификат выпали мировая война, революция в России и религиозный кризис. Революция в России 1917 года, повлёкшая за собой глобальные перемены в мире, не принесла РКЦ больших неприятностей, т. к. политика предидущего папы-Льва XIII- подготовила католиков к терпимости любой формы государственного устройства, будь то буржуазия или демократия.

1 авг. 1917 г. папа направил мирную ноту гос-вам - участницам войны, в которой заявил о том, что не поддерживает в войне ни одну католическую державу и призвал всех к мирному диалогу. В войне он видел кару Божию за отход мира от христианства. После войны, для улучшения отношений с Францией-одной из участниц конфликта, папа в 1920 г. канонизировал Жанну Д’Арк, национальную героиню сожжённую по обвинению в ереси и колдовстве в 1431 г. Умелая папская дипломатия добилась того, что РКЦ опять приобрела международный авторитет. В н. 20-х годов число послов аккредитованых в Ватикане достигло 25 человек, в т. ч. посол синтоистской Японии.

Благодаря своему предшественнику, Бенедикту XV не пришлось много работать над внутренними вопросами. Главным его деянием в этой области можно назвать утверждение нового кодекса Канонического права в 1917 г. Папа учредил, также, Священную конгрегацию по восточным церквям и упразднил Конгрегацию Индекса, передав цензуру в ведение Священной канцелярии. Бенедикт XV энцикликой “Humani generis” регламентировал церковную проповедь и запретил полит. агитацию с амвона.

Ïèé XI (1922-1939) Сразу после избрания папа издал энциклику “Ubi arcano Dei” в которой изложил программу своего правления. Главная идея-“Мир Христа в Царстве Христа”. Папа и Церковь должны стать той моральной силой, которая приведёт мир ко Христу. Бенито Муссолини после публикования энциклики решил поддержать мирные инициативы Пия XI. В н. 1923 г. он ввёл обязательное преподавание Закона Божия в школах, распустил масонские ложи и обещал папе помогать и дальше, вплоть до того, что католичество станет гос. религией в Италии. Этим он завоевал доверие папы и соответственно получал от него политическую поддержку.

Осуществляя Царство Христа на земле папа разработал ряд христологических документов. Это и толкование праздника Христа-Царя, и энциклика о празднике Сердца Иисуса 1928 г. Год 1933 был объявлен юбилейным всвязи с 1900-летием распятия Спасителя. Каждые 2 года в Риме проводились Евхаристические конгрессы демонстрировавшие вселенское единство и папский централизм.

14 февр. 1929 г. Италия признала суверенитет города-гос-ва Ватикан. Было восстановлено церковное гос-во площадью 1, 5 кв. км. Сюда входят собор св. Петра, папские дворцы, музеи и парки. В папскую гвардию числом 100-110 человек принимаются мужчины - католики, законорожденные, граждане Швейцарии, холостые, здоровые, ростом минимум 174 см., от 24-30 лет. Ватикан имеет свою конституцию и гос. флаг с изображением папской тиары и ключей ап. Петра. Папа как глава гос-ва может присваивать титулы и давать награды.

Пий XI превзошёл всех предшественников в деле канонизации святых. При нём беатифицировано 500 и канонизировано 33 святых. Огромное внимание папа уделял развитию науки и поддержке средств массовой информации. В 1935 г. открыта папская астрономическая обсерватория, в 1936 г. он создал Папскую Академию наук, Ватиканская библиотека тоже была значительно пополнена.

В 1936 г. папа провёл неделю католической печати и в энциклике того же года подчеркнул роль кинематографа в деле пропаганды веры и воспитания молодёжи. Епископам рекомендовалось постоянно создавать фонды полезных фильмов в своих епархиях.

Когда 30 янв. 1933 г. Гитлер пришёл к власти в Германии, он предложил папе заключить конкордат и тот согласился, дабы обезопасить Католическую Церковь Германии и обеспечить права католиков. Между 1934-37 гг. Папа старался заставить Гитлера соблюдать многократно нарушавшийся договор, но безуспешно. Стали ликвидироваться католические школы, организации, печать. Пий XI выражал протесты, но Гитлер не обращал на них внимания. РКЦ в Германии была выброшена фашистами на задворки. Энцикликой 1937 г. “Divini redemptoris” папа осудил как фашизм, так и коммунизм. Относительно коммунизма папа писал, что “…семена коммунизма плохие, с ним нельзя сотрудничать ни в каких сферах, если мы хотим спасти христианскую культуру.... ”.

11 февр. 1939 г. папа хотел произнести антинацистскую речь, но 10 февраля он внезапно скончался. Думают, что он умер от укола сделанного его личным врачём Петаччи по поручению Муссолини (дочь Петаччи была любовницей дуче).

Пий XII (1939-1958). Этот папа понял угрозу фашистов и вёл себя с ними довольно противоречиво. В 1941 г. он заключил клнкордат с фашистским режимом Франко в Испании. Когда Франция и Англия обратились к нему с требованием осудить германскую агрессию, он уклонился объявив, что политика не дело церкви. Он был неитрален к итальянским фашистам и не делал никаких политических заявлений. Лишь после поражения немцев под Сталинградом в 1943 г. папа осудил нацизм открыто и сделал ставку на антифашистское движение Италии. Он смог облегчённо взохнуть лишь в 1944 г., после освобождения Италии союзниками.

Послевоенная политика Ватикана была направлена на интеграцию с кап. странами и антикоммунистическими движениями. Пий XII считал, что только “Католическое действие” есть серьёзный противник коммунизму. В к. 40-х годов, когда внешние проблемы стали затихать, папа занялся внутренними делами. Это был резкий поворот к консерватизму. Энциклика “Humani generis” осудила новую философию. Подверглись критике Жак Маритен-уклонившийся от строгого томизма, труды иезуитов Тейяра де Шардена и Анри де Любака, труды доминиканца Ива Конгара и др. В к. 1950 г. Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Богородицы. В конце его понтификата многие стали понимать, что его линия опять заведёт РКЦ в изоляцию. Но следующий папа не допустил этого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: