Психология

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заключение

Итак, в разделе «Педагогика» раскрываются основные проблемные вопросы обучения (образования) и воспитания и способы их решения в педагогической науке и практике.

Сфера образования и воспитания, являясь приоритетной в развитии личности, общества и государства, всегда вызывала широкий интерес практически у каждого человека. Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитания, присуща всем людям, независимо от образования и профессии. Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры человечества.

Совокупность знаний о проблемах обучения, образования, воспитания, представлений о трактовке этих проблем в различных странах, в разные времена поможет молодому человеку определить собственные педагогические ориентиры и способы взаимодействия с людьми в тех или иных условиях: в семье, на производстве, в вузе.

Знания основ, «азов» педагогики, изложенных в разделе, могут пригодиться также и для того, чтобы преодолевать трудности в общении, осознанно выбирать способы воздействия на себя и других с воспитательными целями в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к педагогической деятельности в решении профессиональных задач.

Показывая, насколько разнообразны подходы, тенденции в педагогической науке и практике, предоставляем студентам возможность самостоятельного поиска и выбора того или иного пути в решении проблемно-педагогических задач, более глубокого их осмысления.

Поставив в центр проблемы конкретного человека как активного саморазвивающегося, самореализующегося социального субъекта, мы выявили те аспекты, которые наиболее значимы в личностно-профессиональном становлении человека, в решении задач педагогического воздействия специалиста-профессионала.

В рамках реализации единого подхода в разделе изложены материалы, раскрывающие предмет и смысловое поле педагогики, воспитание и образование человека в контексте истории и современности, развитие и социализации личности в семье.

Раздел состоит их четырёх тем, в каждой из которых выделены важнейшие понятия, педагогические явления, феномены. Это делает изложение материала более доступным и логически последовательным.

Все подразделы тем завершаются вопросами и заданиями, что является важным для контроля и самоконтроля, процесса понимания и установления степени усвоения предлагаемого материала.

Знания о закономерностях и особенностях обучения (образования), путях и способах воспитания помогут студентам в формировании необходимых качеств для выполнения задач профессиональной деятельности (овладение конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями).

Изложенный в пособии материал может служить основой в работе преподавателей и студентов, пробуждая интерес к проблемам обучения, получения образования, к поиску эффективных способов работы над собой на пути личностного и профессионального становления.


Бихевиоризм (от англ. «behaviour» поведение) направление в психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакции организма на внешнюю среду; основоположники Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальтпсихология – одно из направлений психологии XX в., изучающее психику с точки зрения целостных структур, «гештальтов»; основоположник В. Келлер.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Гуманистическая психология – психология,предмет исследования которой здоровая творческая личность, стремящаяся к самоосуществлению и самоактуализации; представитель А. Маслоу.

Когнитивная психология – представление о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации; представители А. Найсер, А. Павийо.

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Концепция Л.С. Выготского – культурно-историческая концепция психического развития человека, содержащая понятия о высших психических функциях: мышлении, речи, внимании.

Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Методы обработки данных – включают в себя количественный (применение матстатистики, обработки данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам) методы.

Невербальная коммуникация – общение при помощи эмоций, сопровождающих речевое высказывание.

Образ «Я» – устойчивая, не всегда осознаваемая система неповторимых представлений индивида о самом себе, на основе которых он строит своё взаимодействие с другими.

Психика человека – человеческое сознание, внутренние психические явления, представляющие субъективную картину мира.

Психокоррекционные методы – набор приёмов, программ и методов воздействия на поведение людей, например: аутотренинг, групповой тренинг.

Сангвиник – человек с психической активностью, стремящийся к быстрой смене впечатлений, легко переживающий неудачи, деятельный, с выразительной мимикой и движениями.

Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в процессе трудовой деятельности при постоянном общении с людьми.

Способности – психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Талант – высшая степень развития способностей; сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством чувств, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Фрейдизм – течение в психологии XX в., в котором раскрывается исключительная сложность психической жизни человека, ставится вопрос о его сексуальной жизни; основоположник З. Фрейд.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

Холерик – человек энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции – временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, наблюдающий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: