Воспитание (в широком значении) – целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности и подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Воспитание (в узком смысле) – воспитательная работа, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, воля и характер, эстетические вкусы, физические качества человека.
Воспитание нравственное – формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Воспитание трудовое – формирование трудовых навыков и умений, изучение орудий труда и способов их использования.
Воспитание физическое – управление физическим развитием человека и его физическим образованием.
Воспитание эстетическое – базовый компонент воспитательной системы, определяющий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь; состояние, когда личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях.
|
|
Долг – ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи.
Коллектив – организационная форма объединения людей на основе какой-либо определённой целенаправленной деятельности.
Коменский Ян Амос – создатель научной педагогической системы и научного трактата «Великая дидактика».
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, отсутствие собственной позиции, некритическое восприятие господствующего мнения; состояние, когда личность подчиняется коллективу.
Классификация методов по основным этапам обучающе-познавательного процесса – этапы «восприятия – усвоения», «усвоения – воспроизведения», «учебно-творческого выражения».
Локк Джон – представитель английской педагогики; предложил систему воспитания джентльмена – формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Макаренко А.С. – советский педагог и писатель; выдвинул основные принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.
Метод обучения – совокупность приёмов и способов организации познавательной деятельности ребёнка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой с природой и общественной средой.
Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников.
Метод убеждения – создание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.
|
|
Методы воспитания – способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, выработка у них убеждений.
Модели развития отношений между личностью и коллективом – конформизм, гармония, нонконформизм.
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Нонконформизм – состояние, когда личность подчиняет себе коллектив.
Образование – объём систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образование политехническое – ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.
Обучение – планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения; средство получения образования.
Педагогика – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.
Песталоцци И.Г. – педагог-гуманист, демократ; целью воспитания считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственных ценностей.
Принцип доступности – соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.
Принцип прочности – основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.
Принцип систематичности и последовательности – получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний.
Принцип сознательности и активности обучения – взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.
Руссо Ж.-Ж. – французский просветитель, верящий в силу воспитания; разработал теорию естественного воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая естественному и свободному развитию.
Сухомлинский В.А. – советский педагог; исследовал моральные проблемы молодёжи.
Убеждение – метод словесного воздействия, способствующий формированию жизненных принципов.
Ушинский К.Д. – педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки в России; принципы педагогических взглядов К.Д. Ушинского – народность, самобытность русской педагогической науки, воспитание в труде.