Технологии организации взаимодействия в обучении

Классификация педагогических технолог.

На сегодняшний день нет чётко зафиксированной классификации ПТ, однако выделены две градации: традиционные и инновационные педагогические технологии.

А.Я. Савельев предлагает следующую классификацию педагогических (образовательных) технологий:

§ по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т. д.);

§ целям обучения;

§ предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т. д.);

§ применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т. д.);

§ организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);

§ методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующая:

§ выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и программой;

§ выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные, личные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

§ выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или одну приоритетную цель;

§ разработка технологии обучения.

На современном этапе развития педагогической технологии приоритет отдаётся гуманистической парадигме образования (личностно-ориентированному образованию).

С точки зрения Е.В. Бондаревской, любая ПТ может стать личностно-ориентированой, если будет отвечать следующим требованиям:

- сотрудничество;

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- поддержка индивидуального развития обучающегося, предоставления ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Эти требования обладают свойством универсальности и применимы к любой педагогической технологии.

Основные требования к личностно-ориентированной технологии (по В.В. Серикову).

1. Трансформация содержания, целостный проект деятельности, которой должен овладеть учащийся.

2. Представление проектируемой деятельности в форме ситуаций, системы задач и т. д.

3. Представление способов решения задач (ценностная сфера).

4. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, ролей.

5. Мотивационное обеспечение технологией на основе создания возможностей для самореализации участников учебного процесса.

6. Использование материально-технических факторов, способствующих учебно-воспитательной ситуации.

Попытки технологизировать личностно-ориентированную деятельность сопряжены пока ещё со многими трудностями. И всё же, несмотря на особую природу личностно-ориентированного образовательного процесса, он сохраняет характерные черты педагогической реальности, как и всякая другая педагогическая система.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает слово «технология» с педагогической точки зрения?

2. Что входит в структуру педагогической технологии?

3. Какие образовательные технологии вам известны?

4. В чём заключается проектирование педагогической технологии?

Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей. В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений обучаемых и обучающих. Преподаватель в своей деятельности должен реализовать все функции общения: выступать как источник информации; как человек, познающий другого или группу; и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечить контакт с учащимися, формировать у них положительную мотивацию, обстановку коллек­тивного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач сформировать межличностные отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном процессе

Второй этап - период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием.

Третий этап - управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность представляют собой четвертый этап.

Стиль педагогического общения - это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект- субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как класса, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие обучающихся властному давлению преподавателя чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и обучающихся.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышения субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечения каждого к решению общих дел.

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий, официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутствием неформальных отношений; средний, характеризующий начало неформального сотрудничества, высокий, кото­рый характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправ­ленное взаимодействие.

Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирование и организацию совместной деятельности.

Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается при надежно выстроенной системе взаимоотношений, которая характеризуется взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества, наличием у обучающихся общности с педагогами, высоким самосознанием, авторитарного воздействия, единством делового и личностного общения, включением учащегося в це­лесообразно организованную систему педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

В организации деятельности необходимо совместное распределение заданий, совместное распределение функций (например при организации деловых игр), сов­местная организация труда (поиск оптимального ре­шения).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы признаки успешного педагогического общения?

2. Охарактеризуйте возможные стили и типы педагогического общения.

3. Рассмотрите основные этапы педагогического общения.

4. Укажите основные причины неэффективного общения.

5. Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: