Конституционно-правовые нормы (КПН)

Лекция 2. Конституционно-правовые нормы и отношения.

Место КП в системе права. Тенденции развития отрасли КП РФ на современном этапе.

- КП – ведущая отрасль в системе права РФ, т.к. – см. с. 2 лекции.

Примеры соотношения КП и др.отраслей права: определяя систему органов исп.вл., их прав.статсу, компетенцию КПН устан-т основ.начала админ.права; закрепляя различ.формы собст-ти, права собственника, принципы хозяйствования, виды хоз.субъектов, КП служит базой для ГП, хоз.права, предприн., корпоратив. права; регулируя основы бюджет.системы РФ, КПН предопред-т основу финан.права; устанавливая систему органов суд.вл., конституц.принципы правосудия, прва граждан и способы их защиты, КП сод-т исход.начала для УП, УПП, ГПП и т.д.

Тенденции развития отрасли КП РФ на современном этапе:

- деидеологизация конституц.-прав.зак-ва (идг-е многообразие, отсутствие идг-х ха-к пол.ин-тов, многопратийность, изменение гос.символики);

- реорганизация федератив.ус-ва Р. (в СССР Р. Не б. реальной федерацией → в эпоху слома тоталитаризма стал необходим нов.уровень федерализма, позволяющий сохранить целостность и единство РФ, и в то же время дающий воз-ть ее субъектам см/но развиваться с учетом мест.специфики);

- усиление вертикали вл., централизма в пол.системе рос.общества;

- переход к рыноч./капиталистич.системе хозяйствования;

КП современной России д.развиваться по след.направлениям:

- прав.обеспечение подлинного суверенитета РФ, становление ее как см-го, независимого гос-ва;

- гуманизация общ.-пол.ин-тов (ч., его права и свободы – NB, развитие гражд.общества, взаим.ответ-ть гос-ва и личности, баланс между общ-ми и личными интересами);

- реализация принципа разделения властей по горизонтали и вертикали;

- дальнейшее норматив.обеспечение процессов демократизации;

- совершенствование избират.зак-ва;

- дальнейшее развитие гос-ва в стор.правового и социального и т.д.;

- реформирование МСУ и т.д.

Конституционно-правовая норма (как и любая правовая норма) – установленное гос-вом и охраняемое им правило поведения, явл-ся общеобязательным и формально опред-ным, кот-ое предоставляет участникам правоотношений юр. права и возлагает на них обяз-ти = общие признаки.

Специальные признаки КПН:

- ведущее место КН среди прав.норм;

- специфика источников: основная часть КПН сод-ся в К-ции РФ и К-циях входящих в нее республик;

- специфика содержания: КПН регулируют те общ.отношения, кот-ые связаны с высшими интересами гос-ва и общества, т.е. закрепляют фактическую конституцию государства;

- своеобразие видов: наличие в КП большого кол-ва общерегулятивных норм (общих, а не конкретных): норм-принципов, -дефиниций, -целей/задач и др., кот-ые распр-ся на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками кот-х эти субъекты явл-ся (гражд.-правовые, уголов.-правовые, труд. отношения и т.д.);

- учредительный характер содержащихся в них предписаний: КПН первичны, т.к. устанавливают обязат-ый для создания всех др.прав.норм порядок: оперд-т формы НПА, их наименование, порядок их принятия, систему органов гос.вл., их компетенцию, атрибуты гос-ти (гимн, герб, флаг);

- особый механизм реализации: если подавляющее большинство прав.норм реал-ся через правоотношение, то КПН м. реал-ся и через опред.правовые состояния (гражданства, состояние субъектов в составе РФ),

- специфич.х-р субъектов КПО (субъектов - на регулирование отношений между кот-ми направлены КПН): 1) соц-ые: индивидуальные (человек, гражданин) и коллективные (этносы, нации, народности); 2) организационные: публичные (гос-во, органы гос.вл., МСУ) и общественные (общ.организации и движения, партии);

- специфич. стр-ра: для КПН не х-рна классич.трехчленная стр-ра (гипотеза, диспозиция, санкция), т.к. КПН нередко имеет только диспозицию (то /само правило поведения), иногда гипотезу (если /условия и обстоятельства применения нормы) и диспозицию (нормы, регулирующие порядок преодоления разногласий между палатами ФС, порядок регистрации кандидатов при подготовке выборов в органы гос.вл.), очень редко - санкцию (юр.ответ-ть кандидатов в представит.органы гос.вл. или на выборные должности в гос.органах в случае нарушения зак-ва о выборах).

Т.о., КПН – это установленное гос-вом общеобязат. правило поведения, закрепляемое в К-ции РФ и принятых на ее основе иных законодат. актах и регулирующее наиболее важ. общ.отношения, явл-ся предметом КП: основы конституц. строя РФ, взаимоотношения гос-ва, общества и личности, гос. устройство РФ, систему органов гос.вл., основы МСУ.

Классификация КПН:

- по содержанию /объекту прав.регулирования: а) закрепляющие и регулирующие основы конституц.строя; б) закрепляющие статус человека и гражданина; в) федеративное устройство России; г) систему и организацию деятельности органов гос.вл.; д) систему органов МСУ (внутри данных круп.группировок норм – взаимосвяз.комплексы норм, регулир-щие схожие общ.отношения, что проявл-ся в конст.-прав.институтах);

- по юр.силе, т.е. в зависимости от места, кот-ое занимает НПА, содержащий КПН, в общей иерархии НПА: а) нормы, сод-щиеся в К-ции РФ и облад-щие выс. юр. силой; б) сод-ся в ФКЗ и ФЗ; в) сод-ся в иных НПА;

- по сод-ю предписания: регулятивные (учреждают общ., гос.ин-ты, закрепляют права и обяз-ти людей, полномочия органов и должн.лиц, устан-т порядок осущ-я прав и несения обяз-тей) и охранительные (устанав-т меры конституц.принуждения, в т.ч. ответ-ти – роспуск парламента, ликвидация партии по суду, отрешение от должности президента);

Регулятивные: нормы специализированные: а) -принципы (основополаг.положения К-ции – ст. 10: Гос.вл. РФ осущ-ся на сонове разделения на зак., исп.и суд.); -декларации (провозглашают к-л значимое для общества положение – ст. 2: ч. – выс.ценность); -определения (дают объяснение значения опред.термина – ст. 1: РФ – Россия как демократич.федератив.прав.гос-во с республикан.формой правления); -цели, задачи, программы (программные положения правящих сил – п. 1, гл. 1 К-ции РСФСР 1925 г.: К-ция имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата и осущ-е коммунизма);

б) коллизионные (указывают на нормы, подлежащие применению в конкрет.случае при разрешении юр.затруднений, опред-ии компетенций органов – ч. 4 ст. 15 К-ции РФ: международ.дог-ры РФ облад-т приоритетом по отношению к законам страны) и оперативные (направлены на введение, отмену, изменение сод-я др.норм – п. 1. раздела 2 К-ции: К-ция вступает в силу со дня ее офиц.опубликования);

в) - по х-ру содержащихся правовых предписаний (раскрывают механизм регулирующего воздействия нормы): в1) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам КПО право совершать положительные действия (таковы все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех гос.органов: ст. 71-73, 83-90, 102-103 К-ции РФ, напр-р, п. 4 ст. 80 К-ции РФ - Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международ. отношениях; п. 1 ст. 34 - каждый имеет право на свобод. использование своих спос-стей и им-ва для предпринимат. и иной не запрещенной законом эконом.деятельности; в данном кач-ве м.рассм-ся и нормы-принципы, задачи, цели (ст. 2 К-ции РФ: ч., его права и свободы – выс.цен-ть);

в2) обязывающие - нормы, устанавливающие обяз-ть совершать опред.действия: это нормы, устанав-щие конституц.обяз-ти граждан (ст. 57 -59: платить налоги, охранять окр.среду, защищать Отеч-во), а также все нормы, в кот-х искл-ся любой вариант поведения, кроме указ-ного в норме (ч. 3 ст. 107 К-ции РФ обяз-т Президента подписать и обнародовать ФЗ, если при повтор.рассм-ии ГД и СФ он б.одобрен ими в ранее принятой редакции);

в3) запрещающие - … совершать опред. действия (сод-т формулы: запрещется, не доп-ся, обязаны, не вправе и т.д., напр-р, ч.2 ст.34 К-ции РФ - не доп-ся экономич.деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, ч. 2 ст. 29 – не доп-ся пропаганда или агитация, возбуждающие соц., рас., нац. или религ. вражду);

- по терр-рии действия: федеральные КПН, КПН субъектов РФ и КПН, действующие в муниц.образованиях;

- по степени определенности предписаний: а) императивные – строго предписывают опред.поведение субъектам КПО (не доп-щие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения) (ст. 71 К-ции РФ - предметы ведения РФ);

б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 К-ции РФ - отношения автономных округов, входящих в состав края или области, м. регулироваться ФЗ или дог-ром между органами гос.вл. АО и, соответственно, органами гос. вл. края или области; п. 3 ст. 135 – Конституц.Собрание либо подтверждает неизмен-ть К-ции, либо разраб-т проект нов.К-ции);

в) рамочные: сод-т признаки 1-х и 2-х (предоставляют участникам правоотношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах – п. 8 ст. 4 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основ.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: миним.возраст на выборах депутатов в регион.парламент не м. превышать 21 год, т.е. субъект Федерации свободен в выборе конкрет.возраст.ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 до 21 года);

- по кругу лиц, кот-му адресовано прав.предписание: общие (неопред. круг лиц: запрет заниматься нелегальной экономич.деятельностью); специальные (опред. круг лиц: обяз-ти Президента РФ);

- по времени действия: постоянные (имеют неопред.срок действия) и временные (закрепляются в переходных/заключительных положениях К-ции - Раздел 2);

- - по назначению в механизме конституц.-прав. регулирования: материальные: опред-т сод-е действий через закрепление прав и обяз-тей субъектов (п. 1 ст. 105 К-ции: ФЗ принимаются ГД); процессуальные (процедурные): опред-т формы реализации мат.норм (устанав-т порядок работы представит.органов, принятия НПА; сод-ся в зак.актах о выборах депутатов, проведении выборов и референдумов; к ним относятся регламенты СФ и ГД ФС-ния РФ);

в отличии от ГП и УП КП-ву не соответ-т специализирован.процессуальная отрасль, нормы кот-й призваны устанавливать общ.порядок реализации КПН, однако реализация КПН сопряжена с необходимостью соблюдения широкого круга процедур.правил, воплощенных в спец.процедур.нормах.

Действие норм КП обеспеч-ся п.в. деятельностью гос.органов, наделенных законом полномочиями по защите конституц.прав граждан, решению конституц.-прав.споров: КС РФ, суды общ.юрисдикции, конституц.(уставные) суды субъектов РФ, прокуратура, уполномоченные по правам граждан, избират.комиссии и др.

Ин-т КП – сов-ть КПН, регулирующих однород.общ.отношения. Опред.прав.результат достигается обычно действием не одной, а нескольких норм или их сов-ти; такие сов-ти родственных КПН – конституц.-прав.институты – их границы м.б. подвижны вплоть до основ.элементов системы отрасли КП, но всегда соблюдается глав.критерий объединения КПН в КПН ин-т – они д. регулируют схожие/однород. отношения, что влечет правовое единство и общ.специфику данных норм (ин-т основ прав.статуса личности, куда входит институт гражданства; ин-т народ.предстваит-ва и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: