Физическая культура в профессиональной деятельности

Наука о физическом воспитании развивает положения И.М. Сеченова о роли «темного» мышечного чувства и других органов чувств в выполнении упражнений, о природе произвольных движений и основах двигательного навыка, об активном отдыхе, о роли внешней среды. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали работы выдающихся русских педагогов К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, а позднее И.П. Павлова, А.Н. Крестовникова, Н.Н. Яковлева и др. Повышенное внимание к использованию средств оздоровительной физической культуры (ОФК) как никогда актуально сегодня. Обратимся к нашей действительности: на период конца 2000 г. у 72% школьников начальных классов отмечается нарушение осанки, у 30-40% — отклонения в сердечно-сосудистой системе. 50% девочек и 20% мальчиков имеют избыточный вес (по материалам съезда работников народного образования). Увеличьте эти цифры на 10-15%, и вы получите информацию 2002 г. Отсюда вытекает актуальность задач вузовского физического воспитания, перечисленных выше.

Неразрешенность противоречий привела к тому, что на сегодняшний день физическое образование и воспитание студенчества не оправдывает социальных ожиданий. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений в большинстве своем не являются носителями ценностей; освоение которых возможно в процессе физического воспитания, существенно ограничен перенос их знаний и практических умений на сферу учебного и профессионального труда, быта, отдыха, общения, здоровый стиль и образ жизни. Это находит отражение в отношении личности к себе, своему здоровью, психофизическому состоянию, режиму физических и интеллектуальных отдач, в рациональном» содержательном использовании свободного времени, наконец, в способности к социокультурному самоопределению. Негативные результаты усугубляются снижением возможностей полноценного питания, нерационального расписания учебных занятий, отсутствием действенной профилактики медицинского обслуживания, необходимостью подработки студентов для обеспечения прожиточного бюджета и др. Как результат — состояние здоровья, физическая подготовленность студентов старших курсов к завершению профессионального обучения существенно ухудшаются. К физическому самовоспитанию приобщается лишь незначительная часть выпускников. Резко ограничивается на 3-5 годах обучения участие студентов в спортивной деятельности. Все это приводит к тому, что в процессе профессиональ­ной деятельности состояние здоровья ограничивает многим выпускникам возможность полноценной реализации своего творческого потенциала, сокращает их творческое долголетие.

Вузовская физическая культура, играющая роль в гуманитарной подготовке специалиста, представляет для студенческой молодежи особую, непреходящую ценность, восполнить которую в последующие годы в полной мере невозможно, В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского.

1. Социально значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила, регламентирующие образовательно-воспитательную практику в обществе по формированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности,

2. Профессионально значимые, объединяющие совокупность идей, концепций, норм, «инструментальных» знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми «окультуривает» условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнения ее без моральных и психофизических издержек,

3. Индивидуально-личностный отражает целенаправленную и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую культуру, развитие самосознания, социально-психологических свойств и качеств, обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей. Учебно-содержательный материал учебной программы по физической культуре для вузов ориентирует дисциплины гуманитарного цикла и, естественно, физическую культуру на развитие личности будущего специалиста. Особая роль физической культуры отведена в процессах профессионального обучения в виде профессионально-прикладной физической подготовки, цель которой — развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия. Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической культуры, спорта, которые могут быть использованы с целью развития, воспитания и формирования граней будущего профессионала практически в любой деятельности человека.

Вопросы и упражнения: Раскройте основные понятия в физическом воспитании Роль физической культуры в первобытном обществе. Значение физической культуры на современном этапе.

Рекомендуемая литература:. 1. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возра­ста и усвоение знаний // Вестник высшей школы- 1972, № 7. 2. Анищенко B.C. Физическая культура: Учеб, пособие, М., 1999, 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. 4. Беляев B.C. Здоровье, экология, спорт, М.: Советс­кий спорт, 1995. 5. Беляев B.C., Михеев AM. Здоровье и личностный качества — важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: