Социологическое направление

Преступниками не рождаются – а становятся. В рамках данного направления были сформулированы положения о зависимости преступности от условий социальной среды, от общества, об устойчивости основных параметров преступности и о возможности ее прогнозирования в будущем.

К ее предшест­венникам криминологическая литература относит Т. Мора Т. Кампанеллу, Вольтера, Ж. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле, Ч, Беккариа, И. Бентама, Ж. Марата, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других. При этом если примерно до вто­рой половины 19-го века вопросами исследования преступности и
ее причин занимались в основном социологи, философы, теоло­ги, то в конце 1970-х годов 20-го века в научный спор активно включились юристы.

В 1885 г. французский криминолог А. Лакассань выводит свою знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает».

А. Кетле утверждал, что само общество подготавливает преступление, а сам преступник – есть только орудие. Повлиять на преступность можно только посредством изменения учреждений, привычек людей, их образования и т.д. А. Кетле для социальной жизни пытался найти точные законы, аналогичные законам механики, которые едины для всех эпох и народов. Он установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны и одни из них обуславливают другие.

Преодолеть механизм воззрений А. Кетле пытался французский психолог и криминолог. Работой, окончательно утвердившей название новой самостоятельной науки, стала книга «Философия крими­нологии» французского социолога и криминалиста Габриэля Тарда (1843—1904). Он считал основными социальными про­цессами в общественных отношениях конфликты, приспособле­ния и подражание. В отличие от приверженцев теории Ч. Ломброзо с их понятием «прирожденный преступник» Г. Тард вводит в обращение термин «привычный преступник» («Сравнительная преступность» 1886 г.), утверждая, что низкий уровень материальной обеспеченности, культуры, образования, способствует совершению преступлений. Следовательно, по теории факторов, повышение материального уровня населения должно уменьшить преступность. Он также включил в социологическое понимание причин преступности такую психологическую и социально-психологическую категорию, как подражание среде общения.

Дальнейший вклад в развитие социологического направления внес выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.), который считал, что для познания преступности имеют значение не физические факторы или материальные, а социальные, такие как продукт коллективной деятельности людей, общественное мнение, предрассудки, вера, мода. «Общество - особый социальный организм, не сводящийся к совокупности людей с их индивидуальными взглядами, наклонностями, стремлениями, а обладающее самостоятельной реальностью, например преступностью, которая существует во все эпохи, во всех цивилизациях, и являющаяся необходимом элементом любого общественного устройства.

Американский социолог Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э. Дюркгеймом, и считал, что причиной отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества, с одной стороны, и созданными возможностями, средствами их достижения с другой стороны, т.е. любого рода противоречия в обществе вызывают социальную дезорганизацию, а с ней и преступность.

Другим проявлением социологического направления криминологии является «социокультурная теория» преступности или «теория конфликта культур», изложенная в работах американского криминолога Т. Селлина. Согласно ей, человек на протяжении своей жизни принадлежит к различным социальным группам, каждой из которых свойственна определенная субкультура, т.е. взгляды, представления, нормы поведения. Данная теория справедливо указывает на роль групповых норм в определении человеком своего поведения, но она вскрывает, чем обусловлены расхождение этих норм, конфликт групповых культур.

Антропологическое и социологическое направление сложилось в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах всегда можно обнаружить проявление того или иного подхода к изучаемым объектам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: