Ориентиры препятствий
Ориентиры препятствий заранее изучаются по лоциям, техническим описаниям. Про чёткое расположение препятствия можно сделать выводы по картам, по спутниковым снимкам, но на ряде рек только путём береговой разведки и внимательным слежением за изменениями рельефа (кулуары и, соответственно, притоки). Чем более горный характер имеет река, тем сложнее будет ориентирование (меньше времени для оценки ситуации), сложнее и опаснее чалки перед препятствием. Чалка может легко стать аварийной ситуацией (Пример: Улуг-О, К2).
Если есть сомнении в ориентировании, целесообразно зачалиться при ближайшей возможности и сориентироваться, заодно снять физическое и психологическое напряжение, сосредоточится и более реально оценить ситуацию, иначе можно «влететь» в препятствие (Примеры: Тохма, П16; Улуг-О, «Чёртова Дюжина», фото 14)
В случае не очень точных признаков препятствия, которое необходимо осмотреть, устраивается беглый береговой просмотр со сменой осматривающих экипажей. Также делается в случае возможных завалов на реке с высокой скоростью течения.
|
|
Общие ориентиры препятствий:
- подходы к реке скальных стенок на поворотах – прижимы (Пример: Косью, фото 15; Улуг-О, фото 015)
- появление скальных обломков в русле (Пример, Улуг-О, фото 16)
- сужение русла, выходы моренных гряд – шивера, порог (Пример: Манарага, фото 17)
- наличие отмелей и островов – могут быть перекаты и разбои (Пример: Чилик, фото 18)
- заметное замедление (подпор) течения – порог с заметным падением (Пример: Улуг-О, фото 19)
- заметное увеличение уклона и скорости струи (Пример: Кубань, фото 20)
- изменение характера шума воды
- изменение глубины русла
- сильное меандрирование узкой лесистой реки – возможны и вероятны завалы (Пример: Уксун, фото 21)
Осмотр:
- посменный беглый береговой просмотр: нужен для протяжённых препятствий, либо для выявления сложного участка, возможных завалов, также для поиска удобного места стоянки на реках с высокой скоростью течения и ограниченными возможностями для чалки. Осуществляется экипажами посменно, обычно при наличие связи по радиостанциям, при этом устанавливаются сигнальщики для мест чалок.
- береговой просмотр 1-м человеком или экипажем в случае потенциально несложного препятствия. Задача такого просмотра выяснить, можно ли идти сходу.
- общий подробный береговой просмотр: препятствие требует, чтобы все экипажи его осмотрели, выбрали линию движения, при таком просмотре обсуждается и выбирается метод, порядок и места страховки. Решается порядок прохождения судов, место старта судов, места чалки судов после прохождения всего препятствия / части препятствия. Выставляется система сигнальщиков, фото и видео операторов. Это основной способ осмотра ключевых порогов.
|
|
- В некоторых случаях место старта в порог и удобная тропа осмотра могут быть по разным берегам реки. Также может меняться «рабочий берег», то есть нужно осуществить перечалку всех судов и экипажей на другой берег, иногда это требует перечалки со страховкой (осуществляет сильный экипаж К4) + техника горного туризма - навесная переправа людей и судов.
- Тропа осмотра и тропа обноса/заноса не всегда совпадают друг с другом. Тропа обноса или заноса страховочного судна тоже просматривается заранее, а не с судном на плечах.
- Важно соблюдение дисциплины и избранного порядка осмотра/ заноса вещей.
Прохождение:
- сходу - всеми экипажами походной колонной (Пример: Умба, Карельский, фото 23)
- всеми экипажами поочерёдно после осмотра с вещами или без (Примеры: Большой Зеленчук, «4 Взрывной», фото 24; Уксун, «Храмина», фото 25)
- отдельными экипажами, возможно сборными (Примеры: Винча, фото 26; Кутсайоки, фото 27)
- прохождение препятствия целиком, либо по частям с промежуточными чалками (Пример: Большой Зеленчук, фото 28)
- прохождение только части препятствия (Пример, Винча, фото 29)
- отказ от прохождения
Обнос:
- части препятствия
- всего препятствия (Пример, Кутса, фото 30)
- путём проводки (Пример, Малка, фото 31)
- по тропе (Пример: Уксун, фото 32)
- по подлеску и сложному растительному покрову (Пример: Уксун, фото 33)
- с провешиванием страховочных перил (Пример: Лица-Титовка, фото 34)
- с натягиванием навесной переправы
- с частичной или полной разборкой судов (Пример: Манарага, фото 35)
- всего снаряжения сразу или челночным способом (Примеры: Янис, фото 36; Лебежка -З. Лица, фото 37)
- с установкой базового лагеря и без таковой