Ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки

Таблица 1.1

Название закона Дата принятия и номер Содержание
     
О банках и банковской деятельности 2 декабря 1990 года № 395-1 (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 № 17-ФЗ, от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 05.07.99 № 126-ФЗ, от 08.07.99 № 136-ФЗ) Статья 42.Аудиторская проверка кредитной организации. Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации. Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации
Об организации страхового дела в Российской Федерации 27 ноября 1992 года № 4015-1(в ред.Федерального закона от 31.12.97 № 157-ФЗ) Статья 29.Публикация страховщиками годовых балансов. Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (в ред. Федерального закона от 31.12.97 № 157-ФЗ)
О негосударственных пенсионных фондах 7 мая 1998 года № 75-ФЗ Статья 22. Аудиторская проверка негосударственных пенсионных фондов. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Указанная проверка осуществляется независимым аудитором.
О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации 19 июня 1992 года № 3085-1 (в ред. Федерального закона от 11.07.97 № 97*ФЗ) Статья 26.Бухгалтерский учет и финансовая отчетность потребительского общества. 1. Потребительское общество обязано вести бухгалтерский учет, а также представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества подлежит проверке независимой аудиторской организацией, а также ревизионной комиссией потребительского общества. Заключение аудиторской организации, а также ревизионной комиссии рассматриваются на общем собрании потребительского общества
Об акционерных обществах 26 декабря 1995 года №208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 № 65 ФЗ, от 24.05.99 № 101-ФЗ) Статья 88.Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества. 3. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему собранию акционеров,
    бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами
О финансово-промышленных группах 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ Статья 16. Годовой отчет финансово-промышленной группы 1. Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. 2. Отчет составляет по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. 3. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и/или юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного аудита аудиторские организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

Закон обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Затраты, связанные с проведением обязательной ежегодной аудиторской проверки, в бухгалтерском учете согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденному Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, могут быть отнесены на расходы по обычным видам деятельности, а в налоговом учете в соответствии с п. 17 ст. 264 НК РФ отражены в составе прочих расходов, связанных с производством и/или реализацией.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета установленном порядке бухгалтерскую отчетность, которую входит и аудиторское заключение.

В соответствии со ст.21 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите определена следующим образом:

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административную ответственность (штраф в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда) за "осуществление аудиторской деятельности" без получения лицензии.

Административную ответственность (штраф в размере от 500 до 1000 минимального размера оплаты труда) за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению.

Уголовная ответственность. Согласно статье 202 УК РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»:

1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и/или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представ­ите таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.6 КоАП).

Вопросы для самопроверки к теме 1: Аудит в системе финансового контроля РФ

1 Что представляет собой аудиторская деятельность (аудит) в РФ?

2 Какие виды контроля вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3 Каковы основные цели и задачи аудиторской деятельности?

4 Дайте определение сопутствующих аудиторских услуг.

5 Назовите нормативные документы, которые определяют сущность и требования к сопутствующим аудиту видам услуг.

6 Приведите характеристику основных сопутствующих аудиту видов услуг.

7 Перечислите основные критерии проведения обязательного аудита.

8 Назовите основные экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту согласно федеральным законам РФ.

9 Какую ответственность может нести аудиторская организация за неквалифицированное проведение аудиторской проверки?

10 В чем заключается ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита?

Тест к теме 1: Аудит в системе финансового контроля РФ

1 Аудиторская деятельность представляет собой:

1) деятельность по управлению финансами предприятия и анализу хозяйственной деятельности;

2) предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;

3) деятельность по составлению финансовой и налоговой отчетности, учету имущества и хозяйственных операций.

2 Основной целью аудиторской деятельности в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" является:

1) изучение результатов хозяйственной деятельности и выработка предложений по их улучшению;

2) составление и заполнение бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогам, проведение хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

3) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

3 Внешний аудитор должен действовать в интересах:

1) всех пользователей финансовой отчетности;

2) экономического субъекта;

3) государственной налоговой службы.

4 Для каких экономических субъектов аудиторская проверка обязательна:

1) акционерное общество;

2) представительство иностранного юридического лица;

3) аудиторская фирма с величиной активов, превышающей в 200 000 раз минимальный размер оплаты труда.

5 Какие виды работ имеет право проводить аудиторская фирма по заключенному договору с экономическим субъектом:

1) оказывать помощь в ведении бухгалтерского учета и проводить обязательную аудиторскую проверку;

2) обучать учетный персонал экономического субъекта;

3) проводить консультации по налоговому законодательству, составлять отчетность и проводить обязательную аудиторскую проверку.

6 Какая услуга является совместимой с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:

1) ведение бухгалтерского учета;

2) консультации по праву;

3) восстановление бухгалтерского учета;

4) составлению налоговых деклараций.

7 Может ли аудиторская фирма в случае обязательного аудита по договору с заказчиком готовить для него учетную политику:

1) да;

2) нет.

8 Какая услуга является совместимой с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:

1) ведение бухгалтерского учета;

2) восстановление бухгалтерского учета;

3) составлению налоговых деклараций;

4) оценка инвестиционных проектов.

9 Имеет ли право аудиторская организация по договору с заказчиком проводить обязательный аудит и составлять налоговые декларации:

1) да;

2) нет.

10 Какая услуга несовместима с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:

1) ведение бухгалтерского учета;

2) консультации по бухгалтерскому учету;

3) постановка бухгалтерского учета;

4) обучение бухгалтерского персонала.

11 Аудиторская организация приняла решение о совмещении аудиторской деятельности с деятельностью брокера на фондовой бирже. Возможно ли такое совмещение видов деятельности:

1) возможно;

2) невозможно, так как аудит - это исключительный вид деятельности;

3) это определяется уставом аудиторской организации.

12 При заключении договора на обязательную аудиторскую проверку включение в него пункта об обязательной выдаче аудиторского заключения:

1) необходимо, так как если этого не сделать, аудитор не будет брать на себя ответственность и высказывать окончательное мнение о бухгалтерской отчетности;

2) рекомендуется, так как в противном случае проверка может оказаться бесполезной;

3) не имеет смысла, так как аудитор обязан сделать это в соответствии с российскими аудиторскими стандартами, хотя предмет договора - проверка бухгалтерской отчетности.

13 Обязательной ежегодной проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества:

1) численностью более ста акционеров;

2) численностью более тысячи акционеров;

3) независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.

14 Для организаций какой организационно-правовой формы является обязательной ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) открытое акционерное общество;

2) открытое и закрытое акционерное общество;

3) закрытое акционерное общество.

15 Обязательный аудит проводится:

1) аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты аудитора, по договору трудового найма с проверяемой организацией;

2) аудиторами-предпринимателями без образования юридического лица;

3) аудиторскими организациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: