3.
2.
Принципы распределения доходов.
Тема 5.5 Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.
Вопросы:
1) Основные направления социальной политики государства
2) Понятие и виды доходов;
3) Проблема неравенства и перераспределения доходов;
4) Показатели уровня жизни.
1.
Уровень благосостояния людей характеризуется получаемыми ими доходами. Понятие дохода шире понятия заработная плата, т.к. в него могут быть включены другие виды дохода.
Доходы рассматривают на разных уровнях, используя при этом три основных показателя:
1. Номинальный доход - общее количестводенежных поступлений отдельными лицами за определенный промежуток времени. К ним относятся:
ü Факторные доходы – от использования собственных факторов производства (заработная плата, рента, проценты, прибыль);
ü Выплаты и льготы – (трансфертные платежи);
ü Другие поступления – (проценты под вкладом в банке, дивиденды, страховые суммы, выигрыши), также эти доходы можно назвать начисленными (располагаемыми).
2. Располагаемый доход – разность междуноминальным доходом и обязательными платежами; т.е. это доход, который может быть израсходован на личное потребление и сбережение (чистый доход).
3. Реальный доход - товары и услуги, которые могут быть куплены на сумму располагаемого дохода, т.е. он отражает покупательскую способность денежного дохода (отоваренный доход).
Главными статьями доходов большинства населения является заработная плата и трансфертные платежи.
В разные периоды и в разных странах действуют различные принципы:
· Уравнительное распределение (эгалитарное) – когда все члены общества получают равные доходы или блага;
· Рыночное распределение – получение доходов в соответствии с хозяйственной полезностью и эффективностью своего фактора производства.
Иногда называется распределение по труду.
· Распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственности;
· Привилегированное (элитарное) – оно характерно для не демократических обществ.
Однако, какая бы система распределения не существовала, в любом обществе неизбежна проблема неравенства дохода.
Неравенство доходов – это объективная реальность, потому что рыночная система вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности, а люди различаются между собой по трудолюбию, способностям, образованию, начальному капиталу.
Неравенство в обществе призвано смягчать государство, при помощи различных социальных программ, включающих индексацию доходов, пенсионное обеспечение, пособия и выплаты, страховая медицина, социальная реабилитация, социальная благотворительность.
Однако слишком активное вмешательство государства при перераспределении доходов приводит к снижению эффективности производства. Перераспределение осуществляется с помощью налогов и трансфертных платежей, однако растущие налоги, у состоятельных людей вызывают снижение интереса к хозяйственной деятельности, а у бедных ослабевает тяга к труду. Таким образом, существует противоречие между эффективностью производства и доходами.
Разрешая данное противоречие, каждое общество должно ответить, в чем оно видит социальную справедливость в равенстве доходов или в равенстве экономических возможностей для всех людей.
Таким образом, социальная политика государства очень тонкий инструмент макроэкономического регулирования, требующий осторожного и гибкого применения.
Для отражения степени неравенства доходов применяют два основных показателя:
· кривая распределения доходов Лоренца
· индекс Джини
Для построения кривой Лоренца на графике по вертикали откладывают процент дохода, которым обладает процент населения, отложенный по горизонтали. Чем больше разрыв между прямой линией и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов в обществе. Подобный график позволяет проводить многосторонний анализ состояния распределения доходов в стране (до и после уплаты налогов, до и после выплаты трансфертов с другими странами).
1. Абсолютное равенство доходов
2. Кривая неравенства доходов
Индекс Джини изменяется от 0 (абсолютное равенство), до 1 (абсолютное неравенство).
1.Безработица: сущность, виды, последствия
2.Измерение и последствия безработицы
3.Государственная политика занятости
Безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом.
Рабочая сила также называется экономически активным населением, которое включает две категории:
1. Занятые – лица в возрасте старше 16 лет (а также младших возрастов), которые в рассматриваемый период выполнения работу по найму за вознаграждение или без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе.
2. Безработные – лица 16 лет и старше, которые не имеют работы, занимаются поиском работы, готовые приступить к работе, обучаются по направлению служебной занятости.
Кроме того, существует экономически неактивное население – жители страны, которые не включаются в состав рабочей силы:
ü Учащиеся, студенты;
ü Пенсионеры;
ü Ведущие домашнее хозяйство;
ü Лица, которым нет необходимости работать (люди отчаявшиеся найти работу);
ü Инвалиды.
Виды безработицы:
I. Циклически – вызванная спадами производства;
II. Фрикционный – охватывает тех, кто оказывает между работами (связанно со сменой места работы или профессии);
III. Структурный – связано с изменением структуры народного хозяйства, изменением технологий;
IV. Частичный – занятость на неполное рабочее время;
V. Скрытая безработица – формальная занятость.
Измерение безработицы:
Ø Уровень безработицы – отношение числа безработных к общей численности экономической активности;
Ø Естественный уровень безработицы – минимально возможный уровень – сумма уровней структурный и фрикционный;
Ø Полная занятость – показатель, при котором безработица не превышает своего естественного уровня (5 – 6 %).
Последствия безработицы:
ü Потери части ВНП. Согласно закону А. Оукена каждый процент превышения естественного уровня безработицы вызывает уменьшение годового объема ВНП на 2,5 %;
ü Снижение жизненного уровня;
ü Рост налогов;
ü Сокращение совокупного спроса;
ü Рост социально политической напряженности.
Государственная политика занятости:
q Регулирование занятости;
q Организация бирж труда;
q Формирование фондов страхования по безработице.