Тема: Введение

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Живопись, скульптура и графика относятся к видам искусств, в произведениях которых воспроизводится окружающая действительность.

Архитектура, прикладное искусство и дизайн, включающий искусство костюма, не воспроизводят действительность. Они существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его потребностей. Они наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности.

Перечисленные виды искусств называют архитектоническими. В основе про­изведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор, Структура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением.

Для архитектуры, как и для костюма, характерна ансамблевость. Среди архитектонических искусств архитектура занимает ведущее положение. Костюм тесно связан с архитектурой, и эта связь выражается во многих направлениях, осо­бенно четко в тектонике. Недаром костюм называют движущейся архитектурой.

Исторический костюм тесно связан с понятием «исторический художественный стиль», так как в каждом периоде развития человечество имело определенное эстетическое мировоззрение, формировавшее совершенно определенный художественный стиль данной эпохи.

Исторические художественные стили всегда отражали стилевое единство архитектуры, интерьера, декора, изобразительного и прикладного искусства, костюма. Логично, что архитектура возглавляет перечень искусств в границах художественного стиля, а костюм его завершает.

Уже с давних времен прослеживается стилевое единство костюма с архитектурой, ее элементами и декором помещений. На протяжении развития человечества существовали следующие исторические художественные стили,

Канонический - древнеегипетский художественный стиль, развивавался по канонам, выработанным египтянами.

Античный (классический) - художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Древнем Риме и оказавший значительное влияние на развитие будущей европейской культуры.

Романский - художественный стиль, сформировавшийся в Западной Евро­пе в эпоху Средневековья в ХI - начале ХIII в.

Готический (готика) - художественный стиль, отразивший эстетические запросы людей в период позднего Средневековья с ХIII по XV в.

Ренессанс - художественный стиль XV - XVI вв., отразивший представления людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интересом к античности, стремлением к естественности и совершенству. В костюме стиль ренессанс включал в себя и такие течения, как испанский маньеризм и германская реформация.

Барокко - художественный стиль XVII в., отразивший иное, чем предыдущие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полно­стью исключивший идеи гуманизма. Характерные черты барокко: сверхчувствен­ность роскошь, массивность, величие, интерес к мистике.

Рококо - художественный стиль XVIII в., логически вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокетство­, галантность, гедонизм, бездумность, интерес к пасторалям.

Классицизм - художественный стиль конца XVIH - первой четверти XIX в., выразивший интерес человеческого общества к античному искусству, культу­ре, костюму. Первая волна классицизма зародилась во Франции XVII в. в архи­тектуре и изобразительном искусстве, но не получила своего развития в кос­тюме и интерьере.

Модерн - художественный стиль, существовавший с конца XIX до начала ХХ в. Основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих, плавных линиях, определенной эклектичности, резком своеобразии.

Как видим, XIX в. начался со стиля классицизм и закончился стилем мо­дерн. В промежутке времени между этими стилями существовали такие течения­, направления в костюме 11 моде, как романтизм (бидермайер) – вторая четверть XIX в.; второе рококо - приблизительно третья четверть XIX в.; по­зитивизм - 70 - 80-е годы XIX в.

Эти направления не нашли своего подтверждения в архитектуре. Поэтому они не считаются стилями. Это лишь течения, направления. Например, в XIX в. не существовало стиля романтизм в архитектуре, хотя в живописи он имел место, например, в творчестве О.Кипренского и К. Брюллова в России, Т. Же­рико и Э.Делакруа во Франции.

В архитектуре XIX в. довольно долго продолжались тенденции классицизма, выразившиеся в интерьере под названием ампир. На фоне этой архитектуры течения в костюме, следовавшие за ампиром, часто сменялись одно другим, пока не восторжествовал стиль модерн, закончивший свое существование на­кануне Первой мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: