По предмету: История стилей в костюме
Лекция
Древний Египет - это доарабская цивилизация, развивавшаяся вдоль берегов Нила. Первые оседлые поселенцы появились на берегах Нила еще в эпоху палеолита. Обилие рыбы и водоплавающей птицы, регулярные разливы реки способствовали быстрому развитию цивилизации.
Периоды развития:
I. Додинастический период (4 тыс. лет до н.э.).
II. Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н.э.).
III. Среднее царство (ХХI - XIX вв. до н. э.).
IV. Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.).
V. Поздний период (XI-IV вв. до н.э.).
В Додинастический период сложились основные каноны в искусстве, которые не изменялись на протяжении всей истории развития Древнего Египта. Каноны, которым следовали художники при изображении людей, можно проследить на росписях и рельефах. Фигура обычно изображалась по следующей схеме: голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, торс в три четверти разворота, ноги в профиль.
Скульпторы при создании статуй следовали иным канонам. Мужчина, например, изображался с выставленной вперед ногой и прижатыми к телу опущенными рукам либо с посохом в руке. При этом соблюдались значительная обобщенность черт и отрешенность взгляда мерцающих глаз (из-за инкрустации полудрагоценными камнями). При раскраске тел на рельефах, росписях и статуях также следовали определенным канонам. Мужское тело окрашивалось красной охрой, женское - желтой. Одежды были, как правило, белые, волосы обычно черные. Сходства с оригиналом и некоторой отрешенности взгляда требовала религия. Именно так выглядят портреты фараонов Древнего царства.
Необычайного расцвета египетское искусство достигло в период Нового царства. Особенно интересно время правления фараонов Эхнатона и его преемника Тутанхамона. Для изобразительного искусства этого периода характерны небывалый реализм, светскость, манерность и утонченность в передаче образов. Таковы скульптурные и рельефные изображения Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона.
Велико культурное наследие, оставленное Древним Египтом. Египетские науки (астрономия, геометрия, медицина, география, история) и литература (сказки, повести, любовная лирика) вызывали большой интерес в античном мире. В Египте были созданы грандиозные храмы, великолепные колонны и статуи, рельефы и росписи, богатейшие изделия художественного ремесла.
Два чуда света созданы в Египте: комплекс грандиозных пирамид в Гизе (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина), среди которых возлежит царственный сфинкс, и Паросский маяк, поражавший современников своей красотой.
Достижения Египта способствовали развитию науки и культуры всего античного мира.
Идеал красоты. Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали определенные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкие талию и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными, несколько оттопыренными ушами, смуглый цвет кожи.
Женщина считалась красивой, если у нее были прямые плечи, длинная шея, узкие торс, талия и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами, крупными ушами, светло-смуглая кожа персикового оттенка. Идеалом женской красоты можно считать Нефертити («неферт» В переводе с египетского - прекрасная).
Такая фигура и большая из-за парика голова делали силуэт человека похожим на вытянутый вершиной вниз треугольник - один из магических знаков египтян.
Виды и форма одежды. Текстиль. И мужская, и женская одежда была накладной и драпирующейся. Накладными были калазирис (плечевая одежда) и оплечье (круглый воротник), драпирующимися - схенти (набедренная одежда), а также различные покрывала и накидки, которые носили и мужчины и женщины. Изготавливали такие одежды из тонкого льна, хорошо поддававшегося драпированию и шитью.
В эпоху Нового царства появился тончайший лен «<ткань воздуха», «царский лею» светлых натуральных оттенков и узорчатый. Цветную одежду носили только представители привилегированных сословий. Однако светлая нежная ткань была самой популярной, ведь именно она подчеркивала красоту смуглой кожи египтян. Одежда из прозрачной, тончайшей «ткани воздуха», «царского льна» была необычайно красивой. В эпоху Нового царства ткань представляет собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах египтян.
Ткани в эпоху Древнего царства украшались вышивкой, а позже тканым рисунком и были значительно толще, чем в эпоху Нового царства. Узоры своих тканей египтяне заимствовали у вышитых тканей из Вавилона, но ткали их паласным способом, при котором узор получается одинаковым с лицевой и изнаночной сторон. Египтяне изобретали и собственные узоры. Наиболее популярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками, а также чешуйчатый узор (перья кобчика - священной птицы богини Изиды и др.). Узоры на текстиле выполнялись шерстяными нитями ярких цветов. В эллинизированном (завоеванном греками) Египте славу приобретают александрийские узорчатые ткани (IV - I вв. до н. э.).
Мужская одежда. В эпоху Древнего царства это была набедренная одежда схенти, которая крепилась к поясу, оплечье (ускх), красиво обрамлявшее шею. В эпоху Среднего царства мужчины начинают носить калазирис.
В эпоху Нового царства в мужскую одежду вошло длинное, от середины икры до щиколотки схенти с роскошно изукрашенным поясом.
В эпоху Нового царства носили калазирис из тончайшей ткани. Часто поверх него надевали схенти. Мужчины носили также синдон, представлявший собой прямоугольный кусок ткани с поперечной плиссировкой. Это было видоизмененное схенти, которое завязывалось спереди, как кушак, полуузлом. Трапециевидные концы его спускались до подола или один из концов прятался внутрь.
Пояс, к которому крепился синдон, был изнутри (под синдоном), а длинные концы его свисали по бокам и были богато декорированы.
Мужчины носили также ансамбль из калазириса и синдона. Он назывался сусх.
В эпоху Нового царства синдон до щиколотки или середины икры почти всегда надевали на схенти. Тон в моде стали задавать мужчины, одежда которых стала разнообразнее и изысканнее женской. Манерность и утонченность, некоторая женственность характерны для мужской одежды особенно времен Эхнатона и Тутанхамона.
Жрецы носили шкуру леопарда. Рабы ходили в одежде своей родины.
Женская одежда. В. эпоху Древнего царства египтянка носила льняной калазирис на одной или двух бретельках и оплечье. Позднее калазирис выполнялся из тонкой ткани, часто с крылообразными рукавами, а поверх него надевалось такое же прозрачное покрывало. Часто калазирис выполнялся из плиссированной ткани. Через пять слоев ткани просвечивало обнаженное смуглое тело. Нежнейшая, светлая, прозрачная, как бы рифленая ткань эффектно обрисовывала смуглые стройные тела древних египтянок.
Круглое оплечье вокруг шеи символизировало солнечный диск. Натуральные камни - сердолик, малахит, бирюза, лазурит, кораллы, нити из стекла, а также бисер, стеклярус и другие материалы богато украшали оплечья. Оплечье носило все свободное население Египта. В эпоху Нового царства в костюме появились различные виды плиссировок: поперечные, продольные, комбинированные. Некоторая скульптурность и статичность ощущались в стоящей фигуре женщины. Как толькоона начинала двигаться, одежда сразу становилась динамичной. Калазирис, плотно облегающий фигуру, ниже коленей расходился веером при ходьбе, а крылообразные рукава покрывала, колыхавшиеся, как перья, в позднем варианте костюма делали женщину похожей на изящную тонкую птицу.
Обувь. В эпоху Древнего царства обувь носила только высшая знать ~ фараон и его приближенные (рис. П.I0). В период Среднего царства она была признаком привилегированности и богатства, а в Новом царстве получила широкое распространение. Обувь украшали изображением лотоса, а изгиб ремней напоминал змею (урея).
Головные уборы, прически, украшения, косметика. Многие мужчины носили платок - клафт. В полосатых желто-синих платках - немес ходили фараоны: передние концы свисали на грудь, а задний был стянут в виде жгута.
Фараоны носили богато украшенные короны различной формы и размера. Двойная корона фараона - пшент символизировала единство Северного и Южного Египта. Она представляла собой соединение белой кеглеобразной короны Южного и красной короны Северного Египта. Под корону надевалась тонкая полотняная шапочка. Нефертити носила высокую корону - атеф. Известны варианты мужского атефа из тростника и растительных волокон. Фараон помимо короны носил накладную бородку, крепившуюся за ушами, шнурками; как очки. Она делалась из различных волокон, и украшалась золотыми нитями. Корона; бородка, жезл и посох были знаками власти и привилегий.
Все население носило парики из волокон растительного и животного происхождения. Они были геометрической формы, больших размеров. Длина париков и их цвет менялись в зависимости от моды. Их крепили на голове с помощью лент, венцов, диадем с урееме. Например, в эпоху Тутанхамона были модны синие парики. Уши обычно оставались открытыми и лишь иногда закрывались париком.
У женщин была популярной прическа гаторическая или «три бриды», а в эпоху Древнего царства - прическа Нофрет. Популярной была прическа каплевидного силуэта. Обычно носили парики очень длинные или до плеч. Прически из более коротких волос не встречались. Детям стригли и брили головы независимо от пола, оставляя прядь или хохолок, которые заплетали косичкойлибо вставляли в футляр трубочку.
Амулеты носили обычно на груди, голове (париках) и головных уборах.
Наиболее популярными были урей (змея), скарабей (жук), коршун и др. Амулеты и украшения, как правило, выполняли из золота с эмалью и драгоценными камнями, в том числе в технике «перегородчатая эмаль».
Браслеты носили на предплечьях, запястьях, щиколотках.
Украшения выполнялись из золота, серебра, платины. При этом использовались кораллы, бирюза, сердолик, малахит, лазурит, которыми всегда был богат Египет.
Уже в эпоху Нового царства изобрели бусы, серьги, амулеты, а также нити из цветного непрозрачного стекла голубого, зеленого, бирюзового цветов.
Макияж был моден как среди женщин, так и среди мужчин. Брови подводили черным порошком «кохоль», глаза - красителем из малахита. Румянились, пользовались белилами и светящимися (фосфоресцирующими) красками. Благовония, косметические и парфюмерные средства изготавливались на растительных маслах (оливковом, миндальном, кунжутном и др.) с добавлением вытяжек из лилий, лотоса и других растений.
Связь костюма с архитектурой. Египтяне стремились придать своей фигуре форму треугольника. Треугольник - воплощение завершенности – является самой лаконичной и жесткой геометрической фигурой.
В Египте треугольник был положен в основу объемно-пространственной системы под названием «пирамида». И мужское, и женское тело ассоциировалось с перевернутым вершиной вниз равнобедренным треугольником. Кроме того, женская фигура в калазирисе, расходящемся от колен, идеально вписывается в перевернутую капителью вниз колонну, а также ассоциируется почти с любым видом египетских колонн, особенно с пальмовидной.
Контрольные вопросы и задания
1. Из каких элементов состоял костюм египтянина?
2. Что символизировало оплечье?
3. Какие амулеты и талисманы были распространены в Древнем Египте?
4. Из каких элементов состоял костюм египтянки?
5. Назовите виды текстиля, употребляемые для изготовления одежды.
6. Назовите виды головных уборов фараонов.
7. Какие прически носили древние египтяне?
8. В каком периоде мужчины задавали тон в моде?