double arrow

Понятие формы в костюме

Формообразование в костюме

Впроцессе проектирования костюма форма занимает одно из главных мест. Она неразрывно связана с человеком и может быть рассмотрена только в связи с его образом, пропорциями и движением. Чтобы понять, как образуется и развивается форма костюма, необходимо четко определить ее значение и смысл.

Костюм утилитарного назначения характеризуется внешней формой. К ее основным признакам, вне зависимости от эстетических и практических качеств, относятся: геометрический вид, соотношение, объемно-пространственное строение, равновесие, психологический и физический центр.

Рис. 7. Простейшие силуэтные формы костюма

Геометрический вид костюма - это качественные и метрические по­казатели, позволяющие описать его внешние параметры. Самые простые формы костюма: прямоугольник, овал, трапеция, треугольник (рис. 7). Их примыкание, соединение и пересечение в разных комбинациях создает более сложную, многомерную форму (рис. 8).

Любой элемент, составляющий сложную форму, обладает размерами (величиной) и характеризуется внутренними соотношениями. Величину формы следует рассматривать как:

ü соотношение величин формы одежды и фигуры человека;

ü соотношение двух и более форм при их сравнении.

Величина формы оказывает влияние на ощущение объемности, легкости или тяжести (рис. 9). При сопоставлении нескольких форм наблюдается их равенство или превосходство одной над другими. Иногда зна­чительная величина в силу своей неуместности превращается в отрица­тельное качество. Тогда можно услышать такую оценку как «громоздкий жакет», «массивные плечи», «короткие ноги» и т. д.

Комбинации ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ
Примыкание
Соединение
Пересечение

Рис. 8. Механизм формообразования костюма

Человеческий глаз сопоставляет величины отдельных частей между собой и по отношению к целому. В простом геометрическом теле он улавливает соотношение длины, диаметра и высоты.

Рис. 9. Величина формы в костюме

Любое соотношение форм применительно к костюму (сравнение объемов, величин, фактур, цвета) можно охарактеризовать с точки зрения подобия, контраста или нюанса (рис. 10).

Рис. 10. Соотношение форм в костюме

Геометрический вид формы в целом и ее частей определяется соотношением измерений формы в системе координат. Первое зрительное впечатление, которое мы получаем, рассматривая костюм, вытекает из степени его объемности, характера силуэта и контуров.

Объемная форма - это границы, в пределах которых проявляется си­луэт костюма. Степень объемности в костюме проявляется в ограничен­ном диапазоне и не выходит за грани возможностей человеческой фигуры. Здесь возможны две крайности: форма одежды может быть сильно вытя­нута в одном измерении - линейный характер, и форма одежды распро­страняется в трех измерениях - объемный характер.

Вся совокупность геометрических форм костюма и их отношений подчиняется законам многомерной геометрии и представляет собой мно­гомерное пространство. Поэтому можно сказать, что костюм имеет четыре измерения: длину, высоту, объем и время. Объем костюма можно легко очертить, почувствовать его замкнутость по отношению к внешнему про­странству. Временное развитие формы означает преемственность, появле­ние эталона периодически нарушаемого, меняющегося в соответствии со сменой стиля и эстетических идеалов времени.

Всякое произведение искусства нуждается в равновесии психологическом и физическом. Физическое равновесие предполагает такое расположение элементов, где каждый из них находится в устойчивом положении. Несбалансированная форма кажется случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Любая форма должна иметь центр тяжести, ось симметрии.

Центр определяет величину и направление движения формы. Место нахождение физического центра зависит от расположения частей формы, пропорциональности, гармонии членений и т. п. Центр - это часть формы, своеобразный фокус, определяемый психологически. Композиционным центром является место расположения главного психологического акцента костюма, который определяет тенденцию развития формы и дальнейшее взаимодействие ее линий. Перемещение этого центра воздействует на общее состояние структуры (рис. 11).

Рис. 11. Психологический и композиционный центр в костюме

Принцип организации формы можно выявить наиболее полно, изучив ее структуру. Структура — весьма распространенное понятие, встречаю­щееся в архитектуре, физике, биологии, математике и др. Только структу­ра обладает свойством отбора средств для выразительности формы. Уп­рощение формы, т. е. сокращение числа характерных структурных черт, позволяет облегчить анализ и восприятие предмета. Отчетливость в вос­приятии формы является определяющим фактором коммуникабельности идеи, заложенной в костюме.

Известно, что человеческий разум и материальный мир следуют за­конам простоты. Простая симметричная форма символизирует физиче­ское равновесие, устойчивость и довольно часто встречается в природе как наиболее гармоничная форма.

Охарактеризовать форму сложного объекта можно лишь в том слу­чае, если удается понять целое и установить связь между ее составляю­щими путем вычленения геометрически узнаваемых элементов. Только в этом случае можно

Рис. 12. Итальянское палаццо и греческая скульптура, по строенные на основе пропорции золотого сечения

говорить о восприятии объекта.

Воспринимать - значит отбирать и понимать правила, по которым производится этот отбор элементов. Для восприятия структура должна обладать равновесием, направленностью, пространственной ориентацией, определенностью верха и низа, левой и правой стороны. Эти понятия сли­ваются с понятием порядка и беспорядка, которые характеризуют со­стояние формы.

Изложенные выше характеристики внешней формы костюма рассмот­рены лишь с точки зрения математики и не дают представления о гармонической форме.

Как пишет американский ученый Джон Р. Пирс: «Хотя порядок и не­обходим искусству, однако посредственное искусство страдает как раз от избытка порядка. Плохой поэт неизбежно рифмует «любовь и кровь». Мы уже заранее знаем следующее слово, штампованную фразу до того, как прочтем их, и «как только в искусстве будет наведен «математический» порядок, искусство умрет».

Математика с одинаковым успехом способна отразить в своих бесстрастных формулах прекрасное и безобразное.

Рис.13. Лицо, построенное на семи математических закономерностях

Так, на рис. 12 изображены итальянское палаццо и греческая скульптура, которые свободно укладываются в одну и ту же пропорциональную схему золотого сечения (анализ проф. Г.Д. Гримма). В данном случае пропорциональные отношения помогают восприятию целостной гармоничной формы, но не являются главными.

На рис. 13 показано лицо, построенное математиками на семи чет­ких математических закономерностях. В их основе лежит геометриче­ский анализ пропорций: золотого сечения, диагонали квадрата, простых отношений. Этот случай говорит о том, что когда мы сводим пропорции к геометрической схеме или формуле, то получаем нечто похожее на арифметическую сумму, лишенную качественной характеристики.

Из приведенных выше примеров видно, что на основе одной и той же пропорциональной схемы можно построить и великое, и беспомощное.

Талантливый дизайнер отличается от беспомощного именно тем, что он способен там, где нужно противопоставить закономерности неожидан­ное ее нарушение. В результате возникает ощущение целостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: