Вопросы для повторения и обсуждения
Методика планирования и организации маркетинговых исследований
Система маркетинговой информации
Информационное обеспечение маркетинговой деятельности
Тема 4
Управление маркетингом невозможно без использования рыночной информации. Вопросы выбора предприятием целевой группы потребителей, определение характеристик будущих продуктов и услуг, установление оптимального уровня цен, организация продаж, разработка рекламы и т. д., все это требует информации.
Система маркетинговой информации – постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации.
Составными элементами системы маркетинговой информации являются:
· внутренняя отчетность предприятия (бухгалтерская, статистическая отчетность, отчеты филиалов, акты ревизий и проверок);
|
|
· внешняя информация (СМИ, беседы с клиентами, данные специализированных организаций по сбору информации);
· маркетинговые исследования.
Внутренняя отчетность и внешняя информация составляют блок вторичной информации, т.е. той, которая была собрана ранее. Сбор, обработку и анализ вторичной информации называют кабинетными исследованиями.
Маркетинговые исследования относят к первичной информации, сбор и анализ которой осуществляется самим предприятием. Маркетинговое исследование определяется как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией.
Наиболее ценную информацию предприятие получает в ходе анализа первичных данных, т.к. вторичная информация может быть неполной, устаревшей, недостаточной и т. д. Но проведение собственных маркетинговых исследований с целью получения первичных данных требует от предприятия достаточно больших усилий и затрат, которые должны окупиться. Это обусловливает тщательную подготовку и проведение маркетинговых исследований.
Все исследования в маркетинге условно можно разделить на три направления (рис.9).
Исследование конъюнктуры | Исследование контр- агентов | Исследование собствен- ных возможностей фирмы |
Анализ спроса | Исследование клиентов | Исследование конкуренто- способности товара |
Анализ предложения | Исследование торговых посредников | Исследование конкуренто- способности предприятия |
Анализ конъюнктурооб- разующих факторов | Исследование конкурентов. | |
Исследование поставщиков | Анализ цен |
Рис. 9. Классификация направлений маркетинговых исследований
Обоснование выбора направления исследования связано с определением проблем предприятия. Особенности отдельных направлений исследования будут рассмотрены далее в 5-10 темах.