Концепции управления маркетингом

Концепция – это система взглядов на что – либо, основная идея.

Согласно современной теории маркетинга выделяется пять концепций управления маркетингом на предприятии:

· концепция совершенствования производства;

· концепция совершенствования товара;

· концепция интенсификации коммерческих усилий;

· концепция маркетинга;

· концепция социально-этического маркетинга;

Эти теории олицетворяют различные периоды в развитии теории и практики маркетинга. Некоторые из них, которые появились еще в начале ХХ века, можно встретить в практике отдельных предприятий и в настоящее время. Рассмотрим их несколько подробнее.

Концепция совершенствования производства (производственная концепция). Согласно этой концепции предполагается, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. А это требует постоянного совершенствования технологии и организации производства, повышения эффективности системы распределения.

Такой подход вполне оправдан, когда спрос существенно превышает предложение или когда затраты на производство продукции достаточно велики и их необходимо уменьшить за счет массового производства продукции.

Концепция совершенствования товара (продуктовая концепция). Из этой концепции следует, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество. Следовательно, предприятия должны сосредоточить основное внимание на постоянном совершенствовании качества своих товаров. Но такой подход может привести предприятие к маркетинговой близорукости. Рассматриваемая концепция актуальна на рынке с преобладанием конкуренции по качеству товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) используется, когда накопление товаров обостряет проблему сбыта и предприятие всеми доступными средствами пытается реализовать произведенные товары. Она наиболее подходит к товарам пассивного спроса.

Концепция маркетинга включает в себя лучшее из трех рассмотренных концепций. Сторонники ее провозглашают, что залог достижения целей организации – определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Потребитель становится главным объектом пристального изучения.

Концепцию маркетинга часто называют классическим «чистым» маркетингом. Основные ее положения были сформулированы в 50-х годах ХХ века.

В 70-х годах ХХ столетия стала формироваться и использоваться на практике концепция социально-этического маркетинга. Она провозглашает те же принципы, что и концепция маркетинга, добавляя, что предприятия должны обеспечивать благополучие не только своих потребителей, но и общества в целом.

Появление данной концепции связано с активизацией в 70-е годы движения потребителей в защиту не только своих прав, но и окружающей среды, получившей название консюмеризм. Таким образом, общественное мнение стало учитываться в маркетинговой деятельности большинства предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: