Метод мозгового штурма. Предпосылки развития методов поиска новых технических решений

Предпосылки развития методов поиска новых технических решений

Методы поиска новых технических идей и решений (в дальнейшем - методы поиска) возникли как инструменты, обеспечивающие высокую эффективность труда при выполнении специфической формы производственной деятельности - совершенствовании техники и технологии. Сами по себе идеи, направленные на совершенствование техники, утвердились как товар в XIX веке, т. е. в период становления промышленности. Этому способствовало распространение машин, фабричного подхода к производству, практически на все отрасли человеческого общественного труда. Именно тогда производители впервые обостренно столкнулись с конкуренцией в самой технике. Производство новых идей в технике прошло в своем развитии большой и исторически протяженный путь.

Применим для анализа этого пути подход, данный К. Марксом при исследовании развития промышленного производства. Маркс писал, что процесс производства (его характерные формы, их эволюция) нисколько не меняется при изменении предмета труда, а зависит в основном от спроса на этот предмет, а следовательно от количества людей, занятых в процессе труда. Естественно, что мы будем исходить из предположения о том, что поиск идей является специфическим видом производства.

Зарождение "натурального хозяйства" в области производства идей относится к тому же периоду, что и появление орудий вообще. Естественно, что каждый владелец инструмента, делая его для себя, исполнял его по готовым образцам. Но в ряде случаев незначительные изменения накапливались, происходило приспособление стандартного орудия, инструмента под человека или под изменившиеся условия внешней среды.

Следует отметить, что в средние века философская картина мира не включала в себя необходимости изменять что-либо. Прирост населения был минимальным. Фактически каждое следующее поколение просто-напросто замещало предыдущее. В этих условиях технические нововведения часто не только не приветствовались, но и запрещались.

"При первом взгляде на прошлое складывается впечатление, что отвержение обществом технических нововведений было постоянным явлением. Критика техники оказывается столь же древней, как и сама техника. И действительно, из истории почти всех высоких культур до нас дошли голоса, в которых можно уловить скептическую настроенность по отношению к технике и пользе изобретений или, по крайней мере, техника рассматривается в демонически - зловещем свете... Также и образ техника, искусного механика, изобретателя, алхимика, проектировщика почти до самого Нового времени воспринимался с магическим трепетом, который тоже связывали с действиями темных сил и с вызовом естественному порядку" (Р.П. Зиферле, в сборнике "Философия техники в ФРГ").

Свято хранила нормы деятельности и цеховая структура ремесленников. Вот образец одного из нормативных положений - Устава ремесленников города Торна (Германия), датируемого 1523 годом: "Ни один ремесленник не должен придумывать ничего нового или применять его, но каждый должен следовать за своим ближним из побуждений гражданской и братской любви".

Именно на рубеже XIX века начала ломаться система, в которой будущее - это повтор настоящего. Огромные массы людей испытали на себе переход к индустриализации. Динамичность техники потребовала ломки существовавших огранизационных структур, т. е. по сути всей структуры общества.

Появление института изобретателей - это не просто эпизод, а фиксация новых ценностей общества. По состоянию изобретательства в стране проверяется фактическое отношение к изменениям.

Первые попытки выделения изобретательской деятельности в самостоятельное ремесло относятся к рубежу XVI и XVII веков. Возникновение инженерного дела как отдельной специальности, связанной с разработкой проектов, относится к XVIII веку. В этот период большое развитие получили такие системы как флот, фортификационные сооружения, проводилось иное военное и гражданское строительство. Уже на этом этапе возникают первые методические правила, ориентированные на повышение эффективности творческой деятельности. Во второй половине XIX века приемы и методики активизации творческой деятельности создавались рядом авторов. Была также осознана необходимость в создании объединений, коопераций разработчиков новой техники с целью дальнейшего повышения производительности их труда. Такие объединения появились почти одновременно в ряде промышленно развитых стран. Наиболее известным примером промышленно-исследовательских лабораторий может служить лаборатория Т. Эдисона, созданная им в 1872 году в г. Менло-Парк (США). Итоги деятельности лаборатории говорят сами за себя. За шесть с половиной лет было получено около 300 патентов (что составляет 1 патент за 8 дней). Еще более усовершенствовал систему поточного производства патентов А. Белл. С 1879 по 1900 год сотрудники лаборатории его компании получили свыше 3000 патентов, т. е. в среднем 1 патент за каждые два с половиной дня в течение 12 лет.

Методический подход к решению задач, все еще уникальный, осознанный не полностью, применяемый далеко не всеми, начал, тем не менее, приносить прибыль. Производство новой техники подстегивало ее разработку в еще больших размерах. Обострение конкурентной борьбы в условиях промышленных кризисов заставляло компанию все более усиливать поиск новых идей по двум направлениям: как в области совершенствования средств производства, так и в области создания новых товаров. Большой вклад в разработку методического обеспечения был внесен в начале нашего века. В это время появились методики, описывающие различные аспекты творческой деятельности.

Индустрия производства новых идей развивалась все более быстрыми темпами, и к 40-м годам нашего века обостренно встал вопрос о переходе к следующей форме организации труда.

Налицо были следующие факторы:

- увеличение спроса на новые идеи, особенно обострившиеся в преддверии и во время Второй мировой войны;

- острый недостаток в квалификационной рабочей силе;

- высокая стоимость обучения и оплаты труда подобных специалистов;

- необходимость концентрации большого числа специалистов для решения комплексных, масштабных задач в ограниченные сроки.

Переход к новой форме организации труда был предопределен.

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" [6], в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.

Приведем рекомендуемую им /последовательность действий при решении задач.

"1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

2. Отберите подпроблемы.для "атаки". Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.

4. Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.

5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. o Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о.том, что может сделать неприятель.

10. Дайте окончательный ответ".

Широкую известность приобрела более короткая последовательность действий, также описанная в книге "Практическое воображение" и составляющая суть метода мозгового штурма. Метод включает в себя два основных этапа:

- Этап выдвижения (генерации) идей.

- Этап анализа выдвинутых идей.

Работа в рамках этих этапов должна выполняться 'при соблюдении ряда основных правил. На этапе генерации их три:

1. Запрет критики.

2. Запрет обоснований выдвигаемых идей.

3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.

На этапе анализа основное правило:

4. Выявление рациональной основы в каждой анализируемой идее.

Метод, предложенный А. Осборном получил название "Ьгаin-storming" ("мозговой штурм").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: