Тема 3.1 Философия и научная картина мира

Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его сознанием. Тем самым мир предстает не просто как мир вещей, а единство природного и общественного (человеческого). Эта категория дает представление о миропорядке, т.е. о социальных и природных связях, центр которых — человек. Поэтому бытие характеризуется прежде всего как человеческий мир, действительность, в которой и посредством которой осуществляется человеческая жизнедеятельность. Следовательно, содержание и границы бытия расширяются по мере освоения человеком природы и усложнения связей с ней.

Понятие бытия означает существование, но эти категории не тождественны, так как последняя делает акцент лишь на наличие чего-то. Когда мы говорим: «оно существует», то имеем в виду «оно есть». Однако фиксация факта существования еще не раскрывает специфики существующего, его количественной особенности. Специфика, или качественная особенность, раскрывается в категории «действительность». Это значит, что «действительность» — не синоним существующих вещей, явлений, а единство сущности и существования. В этом смысле «действительность» рассматривается как способ проявления сущности в существующем.

Но способы проявления «действительности» могут быть разные. Для уточнения характера способа ее проявления вводится понятие «реальность». Выделяются два вида реальности:

• реальность как мир физических состояний, или материальный природный мир (объективная реальность);

• реальность как мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (субъективная реальность).

Взаимосвязь этих реальностей, человека и мира, может быть различна в зависимости от способа жизнедеятельности человека — специфики связи с окружающим миром через те или иные виды его деятельности. Эта специфика и раскрывается в категории «бытие». Поэтому бытие включает в себя:

1) существующий мир, но не просто взятый сам по себе (как наличие), а в его связи с человеком, иначе, та часть мира, с которой он взаимодействует;

2) самого человека, проявление его внутреннего мира.

Таким образом, понятие «бытие» означает действительность, проявляющуюся в отношении к человеку как та или иная реальность.

Объективная и субъективная реальность могут быть взаимосвязаны различным образом. Комбинация этих основных видов создает многообразие форм бытия. Например, бытие вещей, которое делится на бытие процессов природы и бытие процессов, созданных человеком, — «вторая природа»; бытие человека как биологическое и социальное; бытие социального общественного и другие.

Природное бытие охватывает независимый от человека природный мир со всеми его объектами — галактиками, звездами, планетными системами, отдельными планетами, молекулами, атомами и так далее.

Социальное бытие — это существование человеческого общества, которое условно образует свой мир в рамках природной сферы.

Духовно-психическое бытие — это внутренний мир человеческого сознания и подсознания. Некоторые философы полагали, что этот мир образует особую сферу природной реальности — духовный мир или психо-космос (в философских и религиозных учениях он имеет различные названия). Согласно буддийской метафизике человеческое сознание находится в этом мире во время сна, транса или после смерти.

Виртуальное компьютерное бытие представляет собой искусственно созданное человеком киберпространство. Когда человек работает с компьютером, он погружается в это пространство. Особенно наглядно это становится понятно, когда человек выходит во всемирную компьютерную сеть (Интернет), которая, по сути, является целым миром со своими законами, своей географией, системами сообщений, массивами информации, вредными существами (компьютерными вирусами) и многими другими атрибутами природной и социальной жизни. С каждым годом разрабатываются все более совершенные технические устройства, позволяющие человеку полнее погружаться в компьютерную реальность и уходить от реальности объективного мира. Освоение этого нового вида бытия ставит перед человечеством множество непростых вопросов.

Разумеется, деление на указанные разновидности бытия является очень условным и используется лишь для облегчения понимания данной проблемы.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (также реально) и противоположно ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытие (быть в наличии), так и в небытие (не существовать, отсутствовать). Например, не созданные предметы, общества, государства, которые раньше были, не родившиеся или уже умершие люди и т.п.

В философском учении о бытии (онтологии) возникают и другие кардинальные проблемы: • Является ли мир в своем существе неизменным или он постепенно изменяется и развивается?

• Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается произвольным образом?

• Обладает ли мир единством в своем существовании и что является основой этого единства?

• Является ли мир системной организацией или существует как набор различных элементов?

В решении вопроса: изменчив ли мир, в философии выделяются диалектический и метафизический подходы. Их отличие прослеживается по разным основаниям:

1. В понимании структуры мира. Метафизика считает, что мир качественно однообразен, однопорядков, одноуровнен. По диалектике же, мир качественно многообразен, многопорядков, иерархичен.

2. В определении связей в мире и решении проблемы единства мира. Метафизиками связи в мире видятся однокачественным. Единство мира они не признают.

3. В решении проблемы соотношении движения и покоя. По метафизике, в мире преобладает покой, а движение тождественно функционированию. Диалектика принципиально иначе подходит к этой проблеме — движение понимается как атрибут мира, включает в себя не только функционирование, но и развитие.

4. Характеристика источника движения также трактуется ими по-разному. В качестве источника метафизика рассматривает внешний толчок, диалектика — внутренние противоречия.

5. Понимание процесса движения. Согласно метафизике, движение имеет однонаправленный процесс, диалектика признает многонаправленность, т.е. признает плюрализм направлений движения.

Подчиняется ли мир законам или же развивается произвольно? Эта проблема философии также решается неоднозначно, основные направления — детерминизм и индетерминизм. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений на основе объективных закономерностей. Индетерминизм отрицает либо причинность явлений, либо объективный характер отношений детерминации.

Понятие «субстанция» означает — сущность, первоначало, нечто лежащее в основе. Природное бытие обладает свойством субстанциальности, или, если сказать проще, оно из чего-то состоит. Это «что-то» лежит в основе всех вещей и является их первоначалом. Поэтому философская проблема субстанции, прежде всего, заключается в вопросе: из чего состоит мир или что составляет основу всех вещей? Эта проблема волновала умы мыслителей еще в глубокой древности. Например, ранняя греческая философия была преимущественно связана с решением именно этой проблемы. Тогда как и в истории философии вообще было сформулировано множество ее решений. Однако по своей философской сути все они укладываются в следующую основную схему: монизм — дуализм — плюрализм субстанций.

1. Монизм — философская позиция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т. е. одну субстанцию). Существует несколько разновидностей монизма, в зависимости оттого, что именно считается первоначалом мира:

материалистический монизм — субстанцией является материя (сторонники — Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.);

идеалистический монизм — субстанцией является некое идеальное (духовное) начало — это может быть Бог, Дух, Абсолютная Идея, Логос, Космический разум, Мировая душа и т. д. (сторонники — Платон, Аристотель, Августин, Гегель и ДР-);

пантеистический монизм — субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы; таким образом, первоначалом бытия является одухотворенная Природа, в каждой частице которой присутствует некое божественное начало (сторонники — Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская, Рерих).

2. Дуализм — философская позиция, согласно которой мир имеет два первоначала — духовное и материальное. Вместе они образуют все многообразие вещей и природных явлений. Самый известный сторонник дуализма — французский философ и математик Рене Декарт (XVII в.).

3. Плюрализм субстанций — философская позиция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сто-ронник плюрализма - немецкий философ и ученый Готфрид Лейб-; ниц. 1акими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы различного уровня развития, из которых, как он полагал состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная: монада — Бог.

Мы выяснили, что субстанция может быть духовной или материальной. Рассмотрим теперь более подробно, что такое «дух» и«материя».

Проблема духовного начала бытия давно волновала умы философов. Многие из них полагали, что не только мир, но и человек имеет духовную сущность, которая дает ему бессмертие или по крайней мере, возвышает над всеми остальными природными вещами и существами. Так что же такое дух? В философии оформились три основные ответа на этот вопрос.

• Дух есть нечто нематериальное, противоположное вещественному, телесному, материальному. Дух неуловим, неосязаем и непознаваем. Так думали, например, христианские философы Средних веков.

• Дух есть порождение высокоорганизованной материи. Он тесно с ней связан и не имеет никакой самостоятельной субстанциальной основы. Например, сознание человека - духовное образование, порождаемое биофизическими процессами мозга. Но продукты сознания - мысли - нематериальны. Их невозможно как-либо зафиксировать (В XX веке была доказана ошибочность такого понимания мысли. Мысль -особое энергетическое (полевое), а значит, материальное образование). Так думали материалисты — Маркс, Энгельс, Ленин.

• Дух есть особое состояние материи - разреженное, утонченное и высокоорганизованное. Дух и материя - различные состояния (полюса) единой космической субстанции Некоторые восточные философы полагали, что «материя есть кристаллизованный дух». Такая точка зрения характерна для теософии и Агни-Иоги (махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Научные факты, получаемые современными исследователями, все более убедительно свидетельствуют в пользу данной точки зрения. Оказалось, что различные духовные образования имеют определенную материальность и подлежат научному изучению. Некоторые из них (мысли, аура, фантомы сознания — тонкие энергетические сущности) могут быть сфотографированы с использованием специальных технологий (например, технологии фотосъемки с применением физического эффекта Кирлиан).

Рассмотрение форм бытия в философии имеет принципиальное значение, так как понимание содержания этих форм, их первичности и вторичности и определяет различия в философских воззрениях, соответственно, в философских направлениях. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные — производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Объективный идеализм в качестве первичной формы принимает объективный дух, независимый от человека. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: