Порядок отсчета цифр в условном обозначении подшипника ведется справо налево. Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипников диаметром от 20 до 495 мм, причем обозначение получается путем деления значения диаметра на 5. Подшипники с внутренним диаметром 10 мм обозначается 00; 12мм – 01, 15мм – 02; 17мм – 03.
Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметру, например:
или 9 – сверх легкая
1 или 7 – особо легкая
2 или 5 – легкая
или 6 – средняя
4 – тяжелая
Четвертая цифра справа определяет тип подшипника, например:
0 – шариковый радиальный;
1 – шариковый радиальный двухрядный сферический самоустанавливающий;
2 – цилиндрический роликовый радиальный с короткими роликами;
3 – радиальный роликовый двухрядный сферический самоустанавливающий;
4 – радиальный роликовый с длинным цилиндрическим роликом;
5 – радиальный роликовый (витой ролик);
6 – шариковый радиально-упорный;
7 – конический роликовый радиально-упорный;
8 – упорный шариковый;
9 – упорный роликовый.
|
|
5 и 6 цифра справа обозначают конструктивную разновидность подшипника.
цифра слева указывает серию подшипника по ширине, например:
1 – нормальная;
2 – широкая;
3,4 – особо широкая;
7 – узкая.
Примеры условных обозначений:
Подшипник шариковый радиальный однорядный средней серии диаметров 3, узкой серии ширин, с d=30 мм, D=72 мм. Подшипник 306 ГОСТ 8338-75.
315 – радиальный однорядный шарикоподшипник («0», который стоит на четвертый справа позиции и левее которой нет значащих цифр, опущен), средней серии по диаметру («3») и узкой серии по ширине («0» на седьмой справа позиции также опущен), с диаметром отверстия 75 мм («15»=75:5);
1050212 – тот же тип («0» на четвертой справа позиции), легкой серии по диаметру («2») и нормальной серии по ширине («1» на седьмой справа позиции), с конструктивной особенностью – канавкой для установочнорго кольца на наружном кольце подшипника («05» на пятой и шестой справа позициях), с диаметром отверстия 60 мм («12»=60:5);
46313 – радиально-упорный однорядный шарикоподшипник («6»), средней серии по диаметру («3» на третьей позиции) и узкой серии по ширине (отсутствующий «0» на седьмой справа позиции), с конструктивной особенностью – номинальным углом контакта «26» («4»), с диаметром 85 мм («13»=65:5);
7509 – роликовый конический однорядный шарикоподшипник («7»), легкой широкой серии по диаметру («5») и узкой серии по ширине (отсутствующий «0» на седьмой справа позиции), с диаметром отверстия 45 мм («09»=45:5).
д) Распределение нагрузки на теле качения подшипника.
Рис. 18.5.
Задача распределения нагрузки на тела качения статически неопределимая и решается на основе совместности деформации системы:
|
|
Для шарикоподшипника:
............
Для роликоподшипника:
...........
Из вышеприведенных соображений можно сделать выводы:
1. Нагрузку воспринимают только нижние тела качения, a верхние и боковые - не воспринимают.
2. Наибольшая нагрузка приходится на центральный шарик или ролик; решение задачи показывает, что он несет нагрузку в 4 - б раз большую средней, которая имела бы место, если бы все тела качения воспринимали нагрузку поровну.