Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы страны.
Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.
Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.
Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:
|
|
- государственного бюджета;
- местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.
Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:
- федеративного бюджета;
- бюджетов членов федерации;
- местных бюджетов.
Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.
Однако, в федеральных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Выделяют следующие основные типы организации бюджетных систем: - централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Типы организации бюджетных систем федеративных государств | ||
централизованные | децентрализованные | комбинированные |
1. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму. Нижестоящие уровни не наделены достаточными собственными источниками доходов и финансирование идет из централизованных средств федерального бюджета. | 1. Высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов. 2. Проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено. | 1. Повышенная ответственность федерального центра при ограничении самостоятельности региональных властей. 2. 2. Значительная роль трансфертов из вышестоящих нижестоящим бюджетам для регулирования и бюджетного выравнивания регионов. 3. Использование механизмов горизонтального и вертикального выравнивания. |
Вертикальное выравнивание – компенсация дисбаланса доходов и расходов нижестоящих бюджетных уровней за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов.
|
|
Горизонтальное выравнивание – пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода, прожиточного минимума. Доходов и расходов населения региона.
Выделяют пять моделей бюджетного федерализма: советская, китайская, американская, канадская и германская.
Тип модели бюджетного федерализма | Отличительные признаки |
1. Советская | Единый бюджет (вышестоящие органы утверждали нижестоящие бюджеты). Расходы расписаны сверху донизу, изменить что-либо на местах нельзя. Каждому бюджеты приписаны доходы, покрывающие утвержденные потребности. Недостатки: - нет стимулов к увеличению доходов и рационализации расходов; - постоянно нарастающая нагрузка на бюджет самого высокого уровня, в итоге он рушится. |
2. Китайская | Это разновидность советской. Налоги собираются региональными властями, центр определяет кому и сколько оставить (по договоренности) Задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет. В дела властей, справляющихся с заданием, никто не вмешивается. Недостатки: аналогичные, плюс коррупция, кумовство, сращивание государственного аппарата с бизнесом, торг вокруг бюджетных расходов. |
3. Американская | Относительно большая самостоятельность отдельных штатов. Система горизонтального долевого распределения доходов. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоговые доходы. Недостатки: не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Содействует развитию богатых штатов. |
4. Канадская | Социально-ориентированный вариант американской. Присутствуют процессы повсеместного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения. При разделении налоговых поступлений используют метод «достраивания» ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять ставки к базовой федеральной ставке |
5. Германская | Единообразное распределение ресурсов между землями. Общие налоги, поступления от них распределяются между всеми уровнями бюджетной системой. Для выравнивания условий используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Недостатки: - сильные звенья не очень заинтересованы в укреплении своей налоговой базы, не преследуют лиц уклоняющихся от уплаты налогов, т.к. значительные суммы собственных их доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли. |
Бюджетное устройство и бюджетная система России прошли исторический путь развития от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны (ст. 71 и 132) и ее государственными устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
|
|
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1 – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 – местные бюджеты.
В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды.
Целевые бюджетные фонды – формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. В их число входят:
- дорожный;
- экологический;
- воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.