Тема 3. Бюджет государства.
По методам проведения.
По форме проведения.
По сфере финансовой деятельности.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль.
- Президентский.
- Контроль представительными органами власти и местного самоуправления.
- Контроль исполнительных органов власти.
- Контроль финансово-кредитными органами власти.
- Ведомственный.
- Внутрихозяйственный.
- Аудиторский.
- Бюджетный.
- Внебюджетные фонды.
- Валютный.
- Налоговый.
- Кредитный.
- Страховой.
- Инвестиционный.
- Контроль за денежной массой.
Каждая их сфер финансовой деятельности контролируется соответствующими государственными финансово-кредитными структурами. В субъектах РФ этот контроль осуществляют региональные представительства федеральных органов финансового управления и регулирования.
- Обязательный (внешний).
- Инициативный (внутренний).
Некоторые виды финансовой деятельности требуют обязательного законодательного контроля (банковская деятельность, работа страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов, фондовых бирж и др.).
|
|
Обязательному контролю и ревизии подвергаются все государственные и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды.
Внутренний контроль в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в компаниях осуществляется как правило на постоянной основе (ревизионными комиссиями, контрольно-ревизионными подразделениями), так и в связи с необходимостью (как правило, аудиторский контроль).
- Проверки.
- Обследования.
- Наблюдение (мониторинг).
- Анализ финансовой деятельности.
- Надзор.
- Ревизия.
Проверка, экономический анализ и ревизия – это методы последующего контроля. Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели (требующие устранения или утверждения).
В ходе реализации финансового контроля используется большое количество методик, методов, способов контроля, которые в настоящее время сведены в целую систему.
1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
2. Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ.
3. Федеральный бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.
4. Бюджетный дефицит: сущность, причины, последствия, методы погашения.
Важную роль в процессе перераспределения и дальнейшего использования произведенного в обществе ВВП и НД играет бюджет.
Бюджет как экономическая категория - «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти».
|
|
Именно таким образом, бюджет как экономическая категория был определен в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
Бюджет как правовая категория – основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы.
Бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.
Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Основными функциями бюджета являются:
1. Перераспределение НД и ВВП.
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.
4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
5. Обеспечение государственного федерализма.
Перераспределение НД через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:
1 – образование доходов бюджета;
2 – использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета – это экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами.
В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе и возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
От того насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличения прибыли (кривая Филлипса).
Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством и организациями, учреждениями и гражданами, в ходе использования централизованных денежных средств.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает:
1. Возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности:
- ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства;
- воспроизводство квалифицированной рабочей силы;
- развитие науки и техники;
- обеспечение обороноспособности страны.
2. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевоеперераспределение ВВП и НД, т.е. перераспределение осуществляется:
- территориально (с одной территории на другую);
- из производственной в непроизводственную сферу;
- между отраслями производственной сферы;
Таким образом, бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.
В тоже время, государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, включают:
- денежную форму отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);
- ограниченную сферу действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.);
|
|
- участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;
- безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных ссуд);
- исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.
Бюджет как экономическая категория характеризуется определенной системой организации экономических отношений, поэтому, характеризуя бюджетные отношения, употребляют термины бюджетного устройства и бюджетной системы.