Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Тема 3. Бюджет государства.

По методам проведения.

По форме проведения.

По сфере финансовой деятельности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль.

- Президентский.

- Контроль представительными органами власти и местного самоуправления.

- Контроль исполнительных органов власти.

- Контроль финансово-кредитными органами власти.

- Ведомственный.

- Внутрихозяйственный.

- Аудиторский.

- Бюджетный.

- Внебюджетные фонды.

- Валютный.

- Налоговый.

- Кредитный.

- Страховой.

- Инвестиционный.

- Контроль за денежной массой.

Каждая их сфер финансовой деятельности контролируется соответствующими государственными финансово-кредитными структурами. В субъектах РФ этот контроль осуществляют региональные представительства федеральных органов финансового управления и регулирования.

- Обязательный (внешний).

- Инициативный (внутренний).

Некоторые виды финансовой деятельности требуют обязательного законодательного контроля (банковская деятельность, работа страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов, фондовых бирж и др.).

Обязательному контролю и ревизии подвергаются все государственные и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды.

Внутренний контроль в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в компаниях осуществляется как правило на постоянной основе (ревизионными комиссиями, контрольно-ревизионными подразделениями), так и в связи с необходимостью (как правило, аудиторский контроль).

- Проверки.

- Обследования.

- Наблюдение (мониторинг).

- Анализ финансовой деятельности.

- Надзор.

- Ревизия.

Проверка, экономический анализ и ревизия – это методы последующего контроля. Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели (требующие устранения или утверждения).

В ходе реализации финансового контроля используется большое количество методик, методов, способов контроля, которые в настоящее время сведены в целую систему.

1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

2. Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ.

3. Федеральный бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.

4. Бюджетный дефицит: сущность, причины, последствия, методы погашения.

Важную роль в процессе перераспределения и дальнейшего использования произведенного в обществе ВВП и НД играет бюджет.

Бюджет как экономическая категория - «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти».

Именно таким образом, бюджет как экономическая категория был определен в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Бюджет как правовая категория – основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы.

Бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Основными функциями бюджета являются:

1. Перераспределение НД и ВВП.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

5. Обеспечение государственного федерализма.

Перераспределение НД через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

1 – образование доходов бюджета;

2 – использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе и возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

От того насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличения прибыли (кривая Филлипса).

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством и организациями, учреждениями и гражданами, в ходе использования централизованных денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает:

1. Возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности:

- ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства;

- воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

- развитие науки и техники;

- обеспечение обороноспособности страны.

2. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевоеперераспределение ВВП и НД, т.е. перераспределение осуществляется:

- территориально (с одной территории на другую);

- из производственной в непроизводственную сферу;

- между отраслями производственной сферы;

Таким образом, бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.

В тоже время, государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, включают:

- денежную форму отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);

- ограниченную сферу действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.);

- участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;

- безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных ссуд);

- исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.

Бюджет как экономическая категория характеризуется определенной системой организации экономических отношений, поэтому, характеризуя бюджетные отношения, употребляют термины бюджетного устройства и бюджетной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: