Продолжительность бюджетного процесса

Основные стадии бюджетной деятельности.

Бюджетный процесс

Все процедуры по разработке и исполнению бюджетов представляют собой единый процесс – бюджетный.

Бюджетный процесс – определенная законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета. Бюджетный процесс точно регламентирован законодательством.

1. Составление проекта бюджета включает:

- Разработка планов-прогнозов развития РФ и территорий.

- Разработка постатейно расходов.

- Составление постатейно доходов.

2. Рассмотрение, согласование и утверждение бюджета – Федеральным собранием, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

3. Исполнение бюджета – Исполнительными органами власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

- Отчеты составляются исполнительными органами власти всех уровней.

- Отчет утверждается представительными органами власти.

Участники бюджетного процесса:

1. Президент РФ.

2. Органы представительной власти.

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ (высшие должностные лица, главы муниципалитетов, органы по сбор налогов, финансовые органы).

4. Органы денежно-кредитного регулирования.

5. Органы государственного и муниципального контроля.

6. Государственные внебюджетные фонды.

7. Главные распорядители бюджетных средств.

8. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

9. Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

10. Другие получатели бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса обладает:

- Бюджетными полномочиями – т.е. выполнение отдельных стадий бюджетного процесса, обслуживание бюджетных счетов учреждений, смет бюджетных учреждений, составление росписи, лимитов бюджетных обязательств, предоставление бюджетных заявок и др.

- Ответственностью по обеспечению бюджетного процесса – т.е. призван обеспечить своевременность осуществления бюджетных процедур, соблюдение нормативов финансовых затрат, эффективное использование бюджетных средств, целевое исполнение средств и т.д.

Продолжительность бюджетного процесса (всех 4 стадий) длится около 3 лет:

- составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около – 20 месяцев;

- исполнение, или бюджетный период, - с 1 января по 31 декабря (календарный год);

- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – 5 месяцев.

Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ и соответствующих исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ, а также муниципальных образований.

Составление бюджетов субъектов РФ осуществляется их финансовыми органами в соответствии с законодательством субъекта РФ. Одновременно с составление проекта бюджета субъекта РФ должны быть подготовлены следующие документы и материалы на очередной финансовый год:

- прогноз социально-экономического развития субъекта РФ;

- основные направление бюджетной и налоговой политики субъекта РФ;

- прогноз Сводного финансового баланса по территории субъекта РФ;

- прогноз консолидированного бюджета субъекта РФ;

- адресная инвестиционная программа;

- программа приватизации государственных предприятий;

- структура внутреннего долга субъекта РФ и программа внутренних заимствований;

- программа предоставления гарантий исполнительного органа субъекта РФ;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета субъекта РФ за текущий год.

Составление местных бюджетов осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования. Одновременно должны быть подготовлены следующие материалы на очередной финансовый год:

- прогноз социально-экономического развития муниципального образования;

- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования;

- прогноз Сводного финансового баланса по территории муниципального образования;

- адресная инвестиционная программа;

- программа приватизации муниципальных предприятий.

Последовательность разработки проектов бюджетов:

1. Бюджетное послание Президента РФ на трех летний период и на текущий финансовый год. Оно включает задачи и стратегию в области социально-экономического развития и бюджетной политики и подлежит опубликованию в печати..

2. Постановление Правительства РФ по разработке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития.

В этом документе излагаются:

- последовательность, порядок разработки материалов;

- федеральные и региональные структуры, принимающие участие в разработке, согласовании и представлении отдельных материалов и документов;

- сроки, состав и содержание разрабатываемых документов.

Технология разработки базируется на требованиях и положениях Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, законодательства о налогах, бюджетных фондах и др.

3. Разработка сценарных условий на планируемый трехлетний период с детальным выделением первого планируемого года. Этим занято Минэкономики РФ. Сценарные условия включают систему показателей и методическую базу их определения и прогнозирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: