Лекции 7-8. Бюджетное право РФ (продолжение).
7.1. Бюджетный процесс, его участники и принципы.
7.2. Стадии бюджетного процесса.
7.3. Дефицит бюджета.
7.4. Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.
7.5. Внебюджетные целевые фонды.
7.6. Основы финансового контроля в бюджетном процессе.
7.7. Основные параметры бюджетов.
7.8. Практикум.
Бюджетный процесс, его участники и принципы.
Бюджетный процесс – это деятельность, обеспечивающая исполнение бюджета.
Бюджетный процесс – не юрисдикционный процесс, а процедурные отношения по поводу бюджетов. Нормы, регламентирующие эти отношения в РФ, изложены в части III БК РФ.
Опр. Бюджетный процесс (БК РФ ст.6) – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
|
|
Признаки, характеризующие бюджетный процесс:
· Длительность – обычно 2,5 года,
· Цель – финансовое обеспечение задач и функций ПТО,
· Особенный субъектный состав:
o Участники бюджетного процесса – органы власти,
o Должностные лица,
o И другие субъекты – получатели (органы власти / бюджетные учреждения),
· Структура бюджетного процесса – состоит из стадий (каждая стадия характеризуется своим субъектным составом, целями, задачами, результатом),
· Циклический характер,
· Непрерывность,
· Урегулирован нормами права, реализуется исключительно в право отношениях.
Бюджетный период (цикл) – это время, в течение которого длится бюджетный процесс, т.е. цикл, включающий 4 стадии. Как правило, бюджетный период длится 2,5 года.
Схема №39. Стадии бюджетного процесса.
Стадии бюджетного процесса (схема №39):
1) Составление проекта бюджета;
2) Рассмотрение и утверждение закона о бюджете;
3) Исполнение бюджета;
4) Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный год в РФ соответствует календарному году – с 01 января по 31 декабря.
Календарный год с 1 января впервые ввел Петр 1 01.01.1700. Первый бюджет в России – с 1863 года, до этого процесс не носил планового характера. Бюджетный год у нас – с 1 января по 31 декабря. В период с 1922 по 1930 год в СССР бюджетный год соответствовал сельскохозяйственному – с 1.10 по 31.09. В разных странах по разному: Великобритания, Япония – с 1 апреля, Канада – с 1 июля, США – 1 октября, Турция – 1 марта.
|
|
С введением в 2008 году практики трехлетнего планирования бюджета, можно говорить о том, что бюджетный период должен соответственно удлиниться на два года, и составить 4,5 года. Однако в 2009 году эта практика временно приостановлена. Бюджеты принимаются на 1 год.
Принципы бюджетного процесса:
Бюджетный кодекс предусматривает общие принципы для бюджетной системы в целом (их 13, см. выше).
Теоретики выделяют особенные принципы, присущие Бюджетному Процессу:
1. принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти,
2. принцип ежегодности бюджета,
3. принцип специализации бюджетных показателей – суть в том, что в основе составления и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация,
4. а также все принципы бюджетной системы (их 13).
Участники бюджетного процесса образуют три группы (схема №40) см. БК ст.152:
1. Органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные государственно-властные полномочия:
Ø органы государственной власти и местного самоуправления:
· Президент Российской Федерации;
· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Ø органы управления государственных внебюджетных фондов,
(ВНИМАНИЕ! Органы фондов!
А сами фонды, как фонды денежных средств – НЕ участники БП)
Ø органы государственного (муниципального) финансового контроля;
Ø Центральный Банк РФ;
Ø прочие участники бюджетного процесса:
· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
2. Получатели бюджетных средств:
· Бюджетные учреждения,
· Государственные и муниципальные унитарные предприятия,
· Другие получатели бюджетных средств.
3. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.
ВНИМАНИЕ!! В состав субъектов Бюджетного права входят сами ПТО (РФ, субъекты РФ и МО), однако участниками бюджетного процесса они не являются!