Схема №39. Стадии бюджетного процесса

Лекции 7-8. Бюджетное право РФ (продолжение).

7.1. Бюджетный процесс, его участники и принципы.

7.2. Стадии бюджетного процесса.

7.3. Дефицит бюджета.

7.4. Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.

7.5. Внебюджетные целевые фонды.

7.6. Основы финансового контроля в бюджетном процессе.

7.7. Основные параметры бюджетов.

7.8. Практикум.

Бюджетный процесс, его участники и принципы.

Бюджетный процесс – это деятельность, обеспечивающая исполнение бюджета.

Бюджетный процесс – не юрисдикционный процесс, а процедурные отношения по поводу бюджетов. Нормы, регламентирующие эти отношения в РФ, изложены в части III БК РФ.

Опр. Бюджетный процесс (БК РФ ст.6) – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Признаки, характеризующие бюджетный процесс:

· Длительность – обычно 2,5 года,

· Цель – финансовое обеспечение задач и функций ПТО,

· Особенный субъектный состав:

o Участники бюджетного процесса – органы власти,

o Должностные лица,

o И другие субъекты – получатели (органы власти / бюджетные учреждения),

· Структура бюджетного процесса – состоит из стадий (каждая стадия характеризуется своим субъектным составом, целями, задачами, результатом),

· Циклический характер,

· Непрерывность,

· Урегулирован нормами права, реализуется исключительно в право отношениях.

Бюджетный период (цикл) – это время, в течение которого длится бюджетный процесс, т.е. цикл, включающий 4 стадии. Как правило, бюджетный период длится 2,5 года.

Схема №39. Стадии бюджетного процесса.

       
   
 
 


Стадии бюджетного процесса (схема №39):

1) Составление проекта бюджета;

2) Рассмотрение и утверждение закона о бюджете;

3) Исполнение бюджета;

4) Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный год в РФ соответствует календарному году – с 01 января по 31 декабря.

Календарный год с 1 января впервые ввел Петр 1 01.01.1700. Первый бюджет в России – с 1863 года, до этого процесс не носил планового характера. Бюджетный год у нас – с 1 января по 31 декабря. В период с 1922 по 1930 год в СССР бюджетный год соответствовал сельскохозяйственному – с 1.10 по 31.09. В разных странах по разному: Великобритания, Япония – с 1 апреля, Канада – с 1 июля, США – 1 октября, Турция – 1 марта.

С введением в 2008 году практики трехлетнего планирования бюджета, можно говорить о том, что бюджетный период должен соответственно удлиниться на два года, и составить 4,5 года. Однако в 2009 году эта практика временно приостановлена. Бюджеты принимаются на 1 год.

Принципы бюджетного процесса:

Бюджетный кодекс предусматривает общие принципы для бюджетной системы в целом (их 13, см. выше).

Теоретики выделяют особенные принципы, присущие Бюджетному Процессу:

1. принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти,

2. принцип ежегодности бюджета,

3. принцип специализации бюджетных показателей – суть в том, что в основе составления и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация,

4. а также все принципы бюджетной системы (их 13).

Участники бюджетного процесса образуют три группы (схема №40) см. БК ст.152:

1. Органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные государственно-властные полномочия:

Ø органы государственной власти и местного самоуправления:

· Президент Российской Федерации;

· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Ø органы управления государственных внебюджетных фондов,

(ВНИМАНИЕ! Органы фондов!

А сами фонды, как фонды денежных средств – НЕ участники БП)

Ø органы государственного (муниципального) финансового контроля;

Ø Центральный Банк РФ;

Ø прочие участники бюджетного процесса:

· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

2. Получатели бюджетных средств:

· Бюджетные учреждения,

· Государственные и муниципальные унитарные предприятия,

· Другие получатели бюджетных средств.

3. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

ВНИМАНИЕ!! В состав субъектов Бюджетного права входят сами ПТО (РФ, субъекты РФ и МО), однако участниками бюджетного процесса они не являются!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: