Цена входит в комплекс маркетинга — это инструмент, определяющий прибыльность компании, в том числе и в долгосрочной перспективе, и в то же время цена должна являться отражением воспринимаемой ценности товара и стимулировать спрос.
Поэтому при управлении ценой необходимо, с одной стороны, устанавливать цены с учетом издержек и норм прибыли предприятия, а с другой — ориентироваться на покупательную способность рынка и цены конкурентов. Кроме того, цена должна соответствовать стратегии позиционирования товара и сбыта.
С позиции маркетинга цена — это денежное выражение ценности. Формально цену можно определить следующим образом: цена = (прибыль + валовые издержки)/объем продаж.
Однако реально понятие цены гораздо шире, нежели денежная сумма, выплачиваемая за товар.
С точки зрения потребителя товар — это совокупность выгод, а значит, цена должна отражать воспринимаемую ценность товара. Поэтому необходимо устанавливать цену в соответствии с общей полезностью товара, как ее понимает покупатель.
|
|
Таким образом, цена — это ощущаемая потребителем жертва, которую он должен понести для получения определенной потребительской ценности (товара).
При покупке товара или услуги у потребителя формируется ожидаемая потребительская польза — соотношение между ощущаемым благом и ощущаемой жертвой, которую надо понести, чтобы обладать благом. В качестве блага выступает товар или услуга как набор определенных атрибутов (потребительских ценностей). В качестве ощущаемой жертвы — цена как общие затраты на приобретение товара.
Общая сумма затрат покупателя (денежных и неденежных) должна быть меньше или равна общей сумме выгод от товара (материальных и нематериальных) — в этом случае цена будет обоснованной и приемлемой с точки зрения потребителя.
Важность ценовых решений
Уровень цены влияет:
- на уровень спроса;
- прибыльность деятельности;
- позиционирование (восприятие товара или торговой марки потребителями; в данном случае цена является компонентом имиджа, поскольку определяет качество в глазах покупателя).
Цена позволяет сравнивать конкурирующие товары и марки.
Цена должна соответствовать другим элементам комплекса маркетинга: она должна обеспечивать финансирование продвижения продукции, позиции высокого качества и высокой цены должны находить отражение в упаковке товара, ценовая стратегия обязана учитывать стратегию распределения и обеспечивать необходимую торговую наценку, что требуется для достижения целей охвата рынка.
Цели ценообразования
1. Цели, ориентированные на прибыль, — это максимизация прибыли вообще либо получение достаточной отдачи на инвестированный капитал. Модель максимизации прибыли труднореализуема, поскольку требует точного знания издержек и спроса на каждый товар, а также стабильности условий среды, что в современных условиях невозможно.
|
|
На практике чаще используется показатель целевого возврата на инвестированный капитал (ROI). Этот способ позволяет вычислять целевую цену, т. е. цену, которая при данном объеме производства обеспечивает требуемую отдачу на вложенный капитал. Данный подход часто используют крупные предприятия. Он прост, но не точен, так как не учитывает зависимость спроса от цены.
2. Цели, ориентированные на объем продаж, направлены на максимизацию текущей выручки от реализации или достижение определенной доли рынка. Максимизация доли рынка предполагает использование стратегии проникновения, при которой устанавливается относительно низкая цена (ниже, чем у конкурентов), позволяющая значительно увеличить объем продаж. Такая стратегия использует понятие удовлетворительной, или приемлемой, нормы прибыли. Этой стратегии придерживаются фирмы с высоким объемом производства, рассчитывающие снизить издержки за счет эффекта опыта и эффекта масштаба. Противоположная стратегия — «снятие сливок». В этом случае целью является получение большой выручки от реализации за счет того, что некоторые покупатели или сегменты готовы платить высокую цену за отличительные (функциональные или воспринимаемые) качества товара. То есть фирма стремится не к большому объему продаж в натуральном выражении, а к максимальному товарообороту при высокой цене.
3. Выживание. Когда компания сталкивается с проблемой перепроизводства, непомерно большими запасами, изменением потребностей потребителей, интенсивной конкуренцией, основной целью компании становится выживание. В этом случае цена устанавливается таким образом, чтобы покрывать переменные издержки и некоторые постоянные издержки, это позволит компании продолжать свою деятельность.
4. Цели, ориентированные на конкуренцию, направлены либо на обеспечение стабильности цен на рынке, либо на соответствие ценам конкурентов. В ряде отраслей, где доминируют компании-лидеры, участники стремятся к стабильности соотношения между ценами конкурирующих товаров и стараются избегать колебания цен. Целью также может быть создание барьеров для выхода на рынок новых компаний или вытеснение конкурентов с рынка. Но эти цели можно свести также к целям, сформулированным в терминах прибыли и доли рынка.
5. Цели, ориентированные на имидж. В данном случае компания создает имидж себе в целом или своему продукту с помощью ценобразования. Это может быть имидж производителя высококачественной продукции, имидж престижных продуктов или имидж доступных каждому, недорогих изделий. В данном случае цена является одним из факторов, который учитывает потребитель при формировании представления о ценности продукта. В данном случае зависимость между затратами и ценой менее жесткая.
Стратегии ценообразования
Ценовые стратегии — это пути достижения целей ценообразования. Именно они определяют конкретные ценовые решения компании. Цели ценообразования и стратегии ценообразования определяются, в свою очередь, целым рядом факторов и должны быть направлены на реализацию корпоративных целей и корпоративных маркетинговых стратегий.
В общем можно выделить следующие факторы, определяющие цели и стратегии ценообразования:
1. конкурентная позиция компании на рынке;
2. комплекс маркетинга;
3. затраты;
4. потребители;
5. конкуренты;
6. жизненный цикл продукта;
7. торговые организации;
|
|
8. государственное воздействие.
Конкурентная позиция компании на рынке
Существует три основных пути создания конкурентного преимущества:
1. ценовое лидерство — создание преимущества в области затрат;
2. продуктовое лидерство — конкурентное преимущество, основанное на превосходстве в качестве выпускаемого продукта;
3. лидерство в нише — создание конкурентного преимущества за счет специализации в узком сегменте рынка.
Для реализации этих конкурентных стратегий существует два варианта ценовых стратегий: ценовая конкуренция и неценовая конкуренция.